Система оценки качества
В дополнение к традиционным статистическим методам контроля качества продукции “на выходе” производственного процесса, в практике управления качеством используются другие методы оценки достигнутого уровня качества. К таким методам прежде всего относятся “baselining” и “benchmarking”, которые подразумевают создание системы оценки затрат на производство, на исправление брака, оценки продолжительности производственных циклов или циклов оказания услуг, уровня производительности и “ощущаемого” качества как показателей деятельности. Полученные данные затем сравниваются с аналогичными данными за другие временные периоды работы компании (baselining) или с данными по другим организациям (benchmarking).
Эти методы предоставляют критерии для оценки прогресса в деятельности компании, который приводит к повышению конкурентоспособности бизнеса.
Важнейшей сферой управления качеством является фокусировка на потребителе. Потеря связи с потребителем – это опасность, которой подвергаются многие, особенно крупные, организации, использующие методы централизованного контроля. По мере роста компании все меньшая часть работников имеет прямой контакт с внешними потребителями и конкурентным окружением. Вместо того, чтобы сфокусироваться на удовлетворении требований потребителей, большая часть сотрудников направляют свое внимание на внутренние взаимоотношения, на удовлетворение требований внутренних потребителей или своих начальников.
|
|
Эта тенденция может привести к острой проблеме потери контакта организацией со своими потребителями. Рынок может перестать быть источником обратной связи, что часто приводит к действиям, не приносящим ожидаемых результатов. По мере развития этой тенденции компания может отреагировать усилением механизмов контроля над деятельностью сотрудников и подразделений, что фактически приводит к увеличению управленческих затрат и к еще меньшей фокусировке на требованиях потребителей.
Нацеленность организации на повышение качества предоставляемых продуктов и услуг, таким образом, требует децентрализации принятия важных решений по удовлетворению требований потребителей, тщательной разработки механизма получения обратной связи и внедрения соответствующей системы стимулирования сотрудников организации.
Традиционные методы, включавшие в себя реакцию на жалобы потребителей и рассмотрение претензий, предоставляют крайне скудные сведения для целей улучшения качества производимой продукции. Основными методами обратной связи с потребителями для компаний в настоящее время являются обзоры поведения потребителей, телефонные интервью, фокусные группы с текущими и потенциальными потребителями на рынке.
|
|
Когда менеджеры таможенной службы США начали пересматривать организацию процессов по проверке пассажиров международных авиалиний на таможне, они разработали программы наблюдения в выбранных аэропортах для определения того, каковы ожидания пассажиров в отношении таможенных проверок. Они также организовали обсуждение этих процедур с теми пассажирами, которые были задержаны и подвергнуты более интенсивным процедурам досмотра. Программа наблюдения была нацелена на то, чтобы понять, как себя чувствовали пассажиры, и что они испытывали при прохождении таможенного досмотра.
В то время как таможня боролась за упрощение и ускорение процесса проверки, наблюдения показали, что многие пассажиры считали, что процесс не производил впечатления достаточно строгой проверки, и ожидали, когда же кого-нибудь все-таки остановят и задержат для дополнительного осмотра.