Рентабельность: понятие и виды

Распределение и использование прибыли на предприятии.

Вопрос № 10. Прибыль предприятия: её сущность, источники и виды.

Вопрос № 9. Цена: понятие и функции.

Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения и другие классификации. Ценовая политика предприятия.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Функции: учётная (затраты труда и результаты), стимулирующая, распределительная (национального дохода между отраслями, регионами).

Виды: отпускная, оптовая, розничная, закупочная, цены на строительную продукцию, тарифы транспорта, цены на бытовые и коммунальные услуги.

От территории действия: единые (поясные) и региональные.

От степени свободы государства: свободные, регулирующие, фиксированные (в экстремальных условиях).

От степени новизны: 1. на новые товары (снятия сливок, внедрения на рынок, психологическая (< круглой цены), следования за лидером, престижная); 2. на товары, существующие уже на рынке (договорная, скользящая (в зависимости от D и S), цена потребительского сегмента (для каждой группы населения с учётом доходов, интересов…), гибкая (в течение дня, недели (молочка)) и др.)

Ценовая политика – общие принципы, которых придерживается компания в сфере установления цен на свои товары или услуги. Процесс формирования исходной цены: постановка задач ценообразования (сохранение стабильности, расширение доли рынка, максимизация прибыли, обеспечение платёжеспособности, завоевание лидерства), определение спроса, оценка издержек, анализ цен и товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.

Характеризует экономический эффект, играет стимулирующую роль, один из источников формирования бюджета. Конечный результат деятельности.

Прибыль от реализации, балансовая, чистая.

Чистая прибыль направляется: выплата дивидендов, финансирование производства, социально-культурной сферы, отчисления в ФОТ, благотворительные цели и др. Нераспределённая прибыль присоединяется к уставному капиталу. Источники получения прибыли: монопольное положение (уникальная продукция) и производственная деятельность (зависит от правильности выбора продукции, конкурентоспособности продукции, объёмов производства, ассортимента продукции и снижения издержек производства). Меры по увеличению прибыли: повышение объёма, улучшение качества, продпжп / аренда излишнего оборудования и другого имущества, снижение себестоимости, расширение рынка продаж.

Распределение балансовой прибыли: 1. Для общества – налоги. 2 – в распоряжении предприятия (чистая): фонд накопления (для финансирования производства – капитальные вложения, модернизация оборудования, реконструкция, строительство и др.); фонд потребления (для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива); резервный фонд (для покрытия кредиторской задолженности) и другие фонды.

Рентабельность – показатель эффективности производства, характеризует уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Рент продукции = прибыль / себестоимость •100%.

Рент производства = прибыль(чистая/балансовая) / сумма ОПФ и материальных ОбС •100%.

Рент продаж = прибыль от реализации/ выручка от реализации •100%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: