Системы управления качеством и нововведения

Пусть создана, внедрена и признана экспертами - аудиторами система качества, как вполне соответствующая своей модели. Однако это не означает, что она должна существовать все время в неизменном виде.

Системы качества - это живые производственные организмы. В процессе своего существования они нуждаются в своем развитии, совершенствовании, в повышении эффективности, в обновлении.

Из этого следует:

- не ломайте систему качества, если она теряет свою эффективность;

- постоянно насыщайте ее нововведениями.

Применение стандартизации в таких организационно - технических системах, как системы качества, служат хорошим средством четкой организации работ по улучшению самой системы качества.

Однако формальное, ортодоксальное использование стандартизации приводит к существенным недостаткам и служит препятствием к совершенствованию систем качества.

В настоящее время Европейской организацией по качества (ЕОК) признано необходимым для постоянного поддержания эффективности и действенности систем управления качеством:

во - первых, пересмотреть содержание, состав и структуру стандартов ИСО серии 9000;

во - вторых, ввести, как правило, признание нововведений, инноваций, "работающих" на улучшение качества продукции и совершенствование самих систем качества, "законными" элементами систем качества, не препятствующими их сертификации.

В связи с этим возникают проблемы организационного характера: как это сделать?

Рассмотрим следующую блок-схему, показывающую путь нововведений в систему качества. (Рис. 1).

Исходя из данной схемы предложено Академией качества России в отечественных правилах сертификации систем качества предусматривать учет наряду со стандартными требованиями наличие нововведений, их источников и эффективности. Такое правило будет служить импульсом к широкому и целеустремленному саморазвитию систем управления качеством.

Рассмотрим еще одну модель систем качества. ЕЕ особенностью является возможность разработки мер по стабильному поддержанию оценочных показателей качества с учетом времени реализации мер по устранению возникающих отклонений качества и степени устранения этих отклонений.

Модель существенно продвигается к реализации идеи о создании динамических моделей управления качеством продукции.

Модель была разработана в середине 80-х годов в Киевском институте кибернетики им. В.М. Глушкова (рис. 2).

Планирование значений оценочных показателей качества осуществляется шаговым методом в виде динамических целевых программ.

Основными отличительными особенностями динамических целевых программ являются следующие:

Непрерывность актуализации заданий программы по улучшению оценочных показателей качества продукции и мероприятий по их выполнению.

Задания программы изменяются в каждом случае возникновения необходимости и появления возможности.

Каждое новое мероприятие включается в программу и располагается в ней в последовательности, соответствующей намеченному сроку исполнения задания.

По мере реализации мероприятий они исключаются из программы. Строятся диаграммы отклонений показателей качества и определяются сроки разработки и реализации мероприятий как по устранению обнаруженных отклонений, так и по предупреждению возможного их возникновения вновь.

Для практической реализации разработанного метода созданы комплекс универсальных алгоритмов и программных средств,. Позволяющих в автоматизированном режиме оценивать стабильность производственных процессов и по различным оценочным показателям диагностировать производство в целях подготовки корректирующих воздействий.

Некоторые общие выводы:

1. Система качества реального производства не может быть, за редким исключением, копией нормативной модели, описанной международными или национальными стандартами.

2. Нет "жестких" моделей систем качества. Они все эластичны и должны регулярно пополняться нововведениями. Под влиянием нововведений они могут существенно видоизменяться и отличаться от первоначальной нормативной модели

3. Моделирование систем качества - сложный профессиональный творческий процесс. К нему так и нужно относиться.

4. Любая форма представления разработанной модели системы качества приемлема при условии, что она составлена профессионалами в области качества и ее пользователи также являются профессионалами. Пользователи должны быть не предвзятыми людьми, а стремиться проникнуть в замысел и ход мыслей разработчиков модели системы качества.

5. Современное состояние моделирования систем качества позволяет перейти к разработке динамических моделей управления качеством.

6. Та или иная модель системы качества дает положительные результаты в определенных производственных условиях или при решении конкретных задач, стоящих перед проектировщиком, разработчиком, пользователей, или задачи, поставленной заказчиком продукции.

7. Модель системы управления качеством тем лучше, чем она:

- с одной стороны, полнее и точнее отражает техническое, технологическое и организационное содержание процессов создания, изготовления, использования и утилизации продукции;

- с другой стороны, максимально проста, понятна и относительно легко воспринимается и реализуется.

8. В настоящее время отсутствуют разработанные количественные методы оптимизации соотношений между двумя этими противоположными требованиями. Оптимальность должна обеспечиваться высоким профессиональным уровнем разработчика модели и участием в этой работе персонала предприятия - заказчика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: