Принято считать, что первой такой моделью является схема, опубликованная в книге профессора Исикава (1950 г.). Сама же схема была приведена Демингом во время семинара для японских специалистов.
|
|
|
|
Исикава пишет: что Деминг "говорил о цикле, состоящем из этапов конструирования, производства, сбыта продукции и изучения рынка, за которым должен следовать новый цикл, начинающийся на основе опыта, приобретенного в ходе предыдущего цикла. При этом происходит непрерывное повышение качества продукции, постоянное его совершенствование. Такой подход предполагает осбое внимание к требованиям потребителей и прогнозирование мнений заказчиков при разработке изготовителем своих стандартов."
К числу популярных и эффективных графических моделей следует отнести и модель, предложенную самим ИСИКАВА, которую часто именуют "рыбий скелет". Такая форма не дает еще структурной схемы модели системы качества, но показывает целеустремленные на качество последовательно осуществляемые разнохарактерные действия и связи между ними. Модель относится к 1952 г.
Процесс
Рис. Схема "рыбий скелет", предложенная Исикава
К числу первых графических моделей систем качества следует отнести принципиальный механизм управления качеством продукции (средина 60-х годов):
- - - обратная связь
___ прямая связь
|
|
Одновременно с принципиальной схемой механизма управления качеством продукции в 60-е годы на страницах перевода брошюры голландских специалистов Этингера и Ситтинга была приведена модель, названная "Петля качества".
"Петля качества" позволяет видеть многие этапы, последовательно осуществляемые в процессе создания, изготовления, использования продукции. По существу в достаточно явной форме выделяются стадии жизненного цикла продукции. Еевид с тех пор претерпел лишь некоторые дополнения и стандартах ИСО и в отечественных ГОСТ она представлена таким образом как это показано на рисунке.
1. Маркетинг, поиски и изучение рынка
2. Проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции
3. Материально – техническое снабжение
4. Подготовка и разработка производственных процессов
5. Производство
6. Контроль, проведение испытаний и обследований
7. Упаковка и хранение
8. Реализация и распределение
9. Монтаж и эксплуатация
10. Техническая помощь в обслуживании
11. Утилизация после использования
В четко выраженной форме в схеме "Петля качества" требования к качеству, план качества как таковые не представлены. По этой причине, как правило, при использовании "Петли качества" приходится делать дополнения.
Так в рекомендациях по применению стандартов ИСО серии 9000 говорится:
"По характеру воздействия на этапы петли качества в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества". Все это позволяет догадываться, что в системе качества есть план по качеству.
Логическим продолжением развития графических моделей системы качеств является следующая (См. отдельный лист):
По мере разработки графических форм представления моделей систем качества все отчетливее становились видны следующие три момента:
1). Различие методов воздействия на качество по мере создания, изготовления, продвижения продукции к потребителю, то есть по стадиям жизненного цикла;
2). Родственность, близость характерных черт тех или иных действий в рамках систем качества;
3). Влияние на содержание воздействий факторов и условий обеспечения качества.
Углубление исследований по этим направления позволили разработать еще один вариант формы графической модели системы качества.
При этом сделан существенный в методическом плане переход от плоской двумерной модели к объемной трехмерной модели.
(См. рисунок на отдельном листе)
Перечень функций управления качеством в этой модели может быть различным и колебаться от 11 до 15, например:
1. Изучение и прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
2. Планирование повышения качества продукции;
3. Нормирование требований к качеству продукции;
4. Организация разработки продукции;
5. Организация технологической подготовки производства продукции;
6. Организация материально – технического обеспечения;
7. Организация метрологического обеспечения;
8. Организация обучения персонала;
9. стимулирование повышения качества;
10. Государственный надзор за соблюдением стандартов;
11. Аттестация по категориям качества;
12. Правовое обеспечение качества.
На графической модели представлены 3 уровня управления:
- предприятия;
- отрасль;
- государство.
В современных условиях следует также рассматривать такие уровни управления, как:
- производственное объединение, корпорация, финансово – промышленная группа;
- регион, субъект Федерации.
В модели также не представлены уровни управления качеством внутри предприятия:
- рабочее место;
- структурное подразделение.
На высшем уровне управления народным хозяйством управление качеством разбивается на два вида деятельности:
- законодательную;
- исполнительную.
Законодательная функция находится в функциях Федерального собрания Российской Федерации и состоит в:
- подготовке законодательства о качестве продукции;
- принятии законодательства о качестве продукции;
- осуществление государственного надзора за соблюдением законодательства о качестве продукции.
На исполнительном уровне государственной власти - Правительстве Российской Федерации и его центральных экономических ведомств, а также Госстандарта России осуществляются:
- организация исполнения законодательства российской федерации о качестве продукции;
- государственное нормирование повышения качества продукции, стандартизация;
- разработка целевых программ межотраслевого характера;
- государственный контроль качества продукции;
- защита внутреннего рынка от некачественной продукции, поступающей из – за рубежа (таможня);
- сертификация продукции и систем качества;
- защита интересов национальных товаропроизводителей;
- государственная политика цен, стимулирующая высокие темпы повышения качества продукции;
- государственная финансовая политика и политика кредитования, стимулирующая рост качества продукции;
- меры социально – морального поощрения высокого качества товаров и услуг;
- организация государственной системы информации о техническом уровне и качестве продукции.
Функции управления качеством продукции названы специальными. Это подчеркивает их назначение, задачи, а с другой стороны – отличие от общих функций управления производством и органическое единство. В рамках каждой специальной функции последовательно осуществляются следующие действия:
1. Установлением цели и задач функции;
2. Организация действия этой функции;
3. Контроль за действенностью функции, т.е. соответствие установленной цели, задаче;
4. Внесение в случае несоответствия поправки, корректирующих воздействий.
5. Внесение в случае несоответствия поправок, корректирующих воздействий.
По существу, в каждой специальной функции реализуется общий управленческий цикл.
Рассмотренные графические модели систем качества имеют несомненные достоинства, однако, в тоже время в них практически отсутствуют достаточно глубоко разработанный блок, представляющий показатели качества продукции, а также блоки организации производственного процесса и организации трудового процесса.
В целях устранения этого недостатка ВНИИС в 1974 г. разработал следующую плоскую модель, характеризующую комплексную систему управления качеством машиностроительного предприятия (См. рис.).
Модуль включает три основных контура:
- параметрический;
- функциональный;
- организационно-трудовой.
Параметрический контур отражает следующие группы показателей качества продукции:
301 – целевое назначение продукции;
302 – конструктивность;
303 – надежность;
304 – сохраняемость;
305 – ремонтопригодность;
306 – эргономичность;
307 – эстетичность;
308 – технологичность;
309 – транспортабельность;
310 – экономичность.
Функциональный контур детализируется следующим образом:
401 – прогнозирование потребностей и уровня качества продукции;
402 – планирование повышения уровня качества;
403 – аттестация качества продукции;
404 – разработка и постановка продукции на производство;
405 – технологическая подготовка производства;
406 – материально – техническое обеспечение;
407 – метрологическое обеспечение качества;
408 – подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров;
409 – обеспечение стабильного уровня качества продукции;
410 – организация хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта;
411 – стимулирование повышения качества продукции;
412 – ведомственный контроль качества продукции;
413 – государственный надзор за соблюдением стандартов и ТУ;
414 – правовое обеспечение управления качеством продукции.
Организационно – трудовой контур включает:
501 – прогнозирование отношений в трудовых процессах;
502 – планирование организации труда;
503 – разработка методов измерения трудовых процессов;
504 – оценка качества труда;
505 – организация разделения и кооперации труда;
506 – организация и регламентация отношений (субординация, координация, дисциплина);
507 – организация отношений подбором, расстановкой, воспитанием и обучением кадров;
508 – организация изучения и распространения передового опыта;
509 – организация и нормирование экономических требований;
510 – формирование и нормирование требований к средствам автоматизации и механизации труда;
511 – организация и обслуживание рабочих мест;
512 – организация деятельности человека в трудовом процессе;
513 – организация режима труда, питания и отдыха на производстве;
514 – организация социальных отношений вне рабочего времени.
Отражение в модели параметрического контура представляется существенным методологическим шагом. Параметрический контур раскрывает требования государственных, отраслевых стандартов и требования, предъявляемые заказчиком, потребителем к качеству продукции. В параметрическом контуре заключены требования, указанные в контрактах или согласованных с ними стандартах предприятия, технических условиях.
В организационно – трудовом контуре отражается многоплановая работа с персоналом. Контур содержит комплекс стандартов предприятия по организации деятельности коллективов и отдельных работников.
Из рассмотренной модели следует важный вывод о том, что в управлении качеством продукции участвует весь руководящий и инженерно – технический персонал, участвующий в организации и управлении производством.
Рассмотрим модели, получившие название смешанных моделей систем качества.
Американский ученый А.Фейгенбаум свою модель назвал – "технологический треугольник" (~ 1984).
Автор сделал попытку на плоскости представить во взаимосвязи системные и технические обязанности, структуру и методы, области применения и многие направления практических действий. Она представляет в наглядной графической и словесной форме большое количество элементов, из которых складывается систематизированная деятельность внутри фирмы, направленная на создание и изготовление продукции в интересах удовлетворения запросов потребителей.
Другая модель, разработанная японским профессором Исикава, также относится к данной группе смешанных моделей (см. рис.).
В данной модели представлено сочетание многих структурных элементов системы с указанием их основных функций, потоков управления информации, видны стадии жизненного цикла, а также предусматривается оценка степени удовлетворенности потребителя и оценка продукции на рынке.
Другое направление моделирования систем качества связано с использованием графических операционных информационных моделей.
Язык графических операционных информационных моделей позволяет моделировать все основные элементы проектируемой системы качеством. Модель может содержать сведения о составе операций, обеспечивающих или улучшающих качество продукции, исполнителях операция, их функциональных действиях. Модель позволяет фиксировать факт выполнения операции, ее результат и подсказывает направления дальнейших действий.
Разработка таких моделей связана с отечественным ученым В.Г.Версаном (ВНИИС – 1985 - 1990).
Рассмотрим основные элементы такой модели.