Графические модели систем качества

Принято считать, что первой такой моделью является схема, опубликованная в книге профессора Исикава (1950 г.). Сама же схема была приведена Демингом во время семинара для японских специалистов.

Производство
Изучение рынка
Сбыт
Конструирование

 
 


Исикава пишет: что Деминг "говорил о цикле, состоящем из этапов конструирования, производства, сбыта продукции и изучения рынка, за которым должен следовать новый цикл, начинающийся на основе опыта, приобретенного в ходе предыдущего цикла. При этом происходит непрерывное повышение качества продукции, постоянное его совершенствование. Такой подход предполагает осбое внимание к требованиям потребителей и прогнозирование мнений заказчиков при разработке изготовителем своих стандартов."

К числу популярных и эффективных графических моделей следует отнести и модель, предложенную самим ИСИКАВА, которую часто именуют "рыбий скелет". Такая форма не дает еще структурной схемы модели системы качества, но показывает целеустремленные на качество последовательно осуществляемые разнохарактерные действия и связи между ними. Модель относится к 1952 г.

       
 
 
   


Процесс

Рис. Схема "рыбий скелет", предложенная Исикава

К числу первых графических моделей систем качества следует отнести принципиальный механизм управления качеством продукции (средина 60-х годов):

- - - обратная связь

___ прямая связь

 
 


Качество фактическое
качества продукции

       
   
 
 


Одновременно с принципиальной схемой механизма управления качеством продукции в 60-е годы на страницах перевода брошюры голландских специалистов Этингера и Ситтинга была приведена модель, названная "Петля качества".

"Петля качества" позволяет видеть многие этапы, последовательно осуществляемые в процессе создания, изготовления, использования продукции. По существу в достаточно явной форме выделяются стадии жизненного цикла продукции. Еевид с тех пор претерпел лишь некоторые дополнения и стандартах ИСО и в отечественных ГОСТ она представлена таким образом как это показано на рисунке.

 
 


1. Маркетинг, поиски и изучение рынка

2. Проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции

3. Материально – техническое снабжение

4. Подготовка и разработка производственных процессов

5. Производство

6. Контроль, проведение испытаний и обследований

7. Упаковка и хранение

8. Реализация и распределение

9. Монтаж и эксплуатация

10. Техническая помощь в обслуживании

11. Утилизация после использования

В четко выраженной форме в схеме "Петля качества" требования к качеству, план качества как таковые не представлены. По этой причине, как правило, при использовании "Петли качества" приходится делать дополнения.

Так в рекомендациях по применению стандартов ИСО серии 9000 говорится:

"По характеру воздействия на этапы петли качества в системе качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества". Все это позволяет догадываться, что в системе качества есть план по качеству.

Логическим продолжением развития графических моделей системы качеств является следующая (См. отдельный лист):

По мере разработки графических форм представления моделей систем качества все отчетливее становились видны следующие три момента:

1). Различие методов воздействия на качество по мере создания, изготовления, продвижения продукции к потребителю, то есть по стадиям жизненного цикла;

2). Родственность, близость характерных черт тех или иных действий в рамках систем качества;

3). Влияние на содержание воздействий факторов и условий обеспечения качества.

Углубление исследований по этим направления позволили разработать еще один вариант формы графической модели системы качества.

При этом сделан существенный в методическом плане переход от плоской двумерной модели к объемной трехмерной модели.

(См. рисунок на отдельном листе)

Перечень функций управления качеством в этой модели может быть различным и колебаться от 11 до 15, например:

1. Изучение и прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;

2. Планирование повышения качества продукции;

3. Нормирование требований к качеству продукции;

4. Организация разработки продукции;

5. Организация технологической подготовки производства продукции;

6. Организация материально – технического обеспечения;

7. Организация метрологического обеспечения;

8. Организация обучения персонала;

9. стимулирование повышения качества;

10. Государственный надзор за соблюдением стандартов;

11. Аттестация по категориям качества;

12. Правовое обеспечение качества.

На графической модели представлены 3 уровня управления:

- предприятия;

- отрасль;

- государство.

В современных условиях следует также рассматривать такие уровни управления, как:

- производственное объединение, корпорация, финансово – промышленная группа;

- регион, субъект Федерации.

В модели также не представлены уровни управления качеством внутри предприятия:

- рабочее место;

- структурное подразделение.

На высшем уровне управления народным хозяйством управление качеством разбивается на два вида деятельности:

- законодательную;

- исполнительную.

Законодательная функция находится в функциях Федерального собрания Российской Федерации и состоит в:

- подготовке законодательства о качестве продукции;

- принятии законодательства о качестве продукции;

- осуществление государственного надзора за соблюдением законодательства о качестве продукции.

На исполнительном уровне государственной власти - Правительстве Российской Федерации и его центральных экономических ведомств, а также Госстандарта России осуществляются:

- организация исполнения законодательства российской федерации о качестве продукции;

- государственное нормирование повышения качества продукции, стандартизация;

- разработка целевых программ межотраслевого характера;

- государственный контроль качества продукции;

- защита внутреннего рынка от некачественной продукции, поступающей из – за рубежа (таможня);

- сертификация продукции и систем качества;

- защита интересов национальных товаропроизводителей;

- государственная политика цен, стимулирующая высокие темпы повышения качества продукции;

- государственная финансовая политика и политика кредитования, стимулирующая рост качества продукции;

- меры социально – морального поощрения высокого качества товаров и услуг;

- организация государственной системы информации о техническом уровне и качестве продукции.

Функции управления качеством продукции названы специальными. Это подчеркивает их назначение, задачи, а с другой стороны – отличие от общих функций управления производством и органическое единство. В рамках каждой специальной функции последовательно осуществляются следующие действия:

1. Установлением цели и задач функции;

2. Организация действия этой функции;

3. Контроль за действенностью функции, т.е. соответствие установленной цели, задаче;

4. Внесение в случае несоответствия поправки, корректирующих воздействий.

5. Внесение в случае несоответствия поправок, корректирующих воздействий.

По существу, в каждой специальной функции реализуется общий управленческий цикл.

Рассмотренные графические модели систем качества имеют несомненные достоинства, однако, в тоже время в них практически отсутствуют достаточно глубоко разработанный блок, представляющий показатели качества продукции, а также блоки организации производственного процесса и организации трудового процесса.

В целях устранения этого недостатка ВНИИС в 1974 г. разработал следующую плоскую модель, характеризующую комплексную систему управления качеством машиностроительного предприятия (См. рис.).

Модуль включает три основных контура:

- параметрический;

- функциональный;

- организационно-трудовой.

Параметрический контур отражает следующие группы показателей качества продукции:

301 – целевое назначение продукции;

302 – конструктивность;

303 – надежность;

304 – сохраняемость;

305 – ремонтопригодность;

306 – эргономичность;

307 – эстетичность;

308 – технологичность;

309 – транспортабельность;

310 – экономичность.

Функциональный контур детализируется следующим образом:

401 – прогнозирование потребностей и уровня качества продукции;

402 – планирование повышения уровня качества;

403 – аттестация качества продукции;

404 – разработка и постановка продукции на производство;

405 – технологическая подготовка производства;

406 – материально – техническое обеспечение;

407 – метрологическое обеспечение качества;

408 – подбор, расстановка, воспитание и обучение кадров;

409 – обеспечение стабильного уровня качества продукции;

410 – организация хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта;

411 – стимулирование повышения качества продукции;

412 – ведомственный контроль качества продукции;

413 – государственный надзор за соблюдением стандартов и ТУ;

414 – правовое обеспечение управления качеством продукции.

Организационно – трудовой контур включает:

501 – прогнозирование отношений в трудовых процессах;

502 – планирование организации труда;

503 – разработка методов измерения трудовых процессов;

504 – оценка качества труда;

505 – организация разделения и кооперации труда;

506 – организация и регламентация отношений (субординация, координация, дисциплина);

507 – организация отношений подбором, расстановкой, воспитанием и обучением кадров;

508 – организация изучения и распространения передового опыта;

509 – организация и нормирование экономических требований;

510 – формирование и нормирование требований к средствам автоматизации и механизации труда;

511 – организация и обслуживание рабочих мест;

512 – организация деятельности человека в трудовом процессе;

513 – организация режима труда, питания и отдыха на производстве;

514 – организация социальных отношений вне рабочего времени.

Отражение в модели параметрического контура представляется существенным методологическим шагом. Параметрический контур раскрывает требования государственных, отраслевых стандартов и требования, предъявляемые заказчиком, потребителем к качеству продукции. В параметрическом контуре заключены требования, указанные в контрактах или согласованных с ними стандартах предприятия, технических условиях.

В организационно – трудовом контуре отражается многоплановая работа с персоналом. Контур содержит комплекс стандартов предприятия по организации деятельности коллективов и отдельных работников.

Из рассмотренной модели следует важный вывод о том, что в управлении качеством продукции участвует весь руководящий и инженерно – технический персонал, участвующий в организации и управлении производством.

Рассмотрим модели, получившие название смешанных моделей систем качества.

Американский ученый А.Фейгенбаум свою модель назвал – "технологический треугольник" (~ 1984).

Автор сделал попытку на плоскости представить во взаимосвязи системные и технические обязанности, структуру и методы, области применения и многие направления практических действий. Она представляет в наглядной графической и словесной форме большое количество элементов, из которых складывается систематизированная деятельность внутри фирмы, направленная на создание и изготовление продукции в интересах удовлетворения запросов потребителей.

Другая модель, разработанная японским профессором Исикава, также относится к данной группе смешанных моделей (см. рис.).

В данной модели представлено сочетание многих структурных элементов системы с указанием их основных функций, потоков управления информации, видны стадии жизненного цикла, а также предусматривается оценка степени удовлетворенности потребителя и оценка продукции на рынке.

Другое направление моделирования систем качества связано с использованием графических операционных информационных моделей.

Язык графических операционных информационных моделей позволяет моделировать все основные элементы проектируемой системы качеством. Модель может содержать сведения о составе операций, обеспечивающих или улучшающих качество продукции, исполнителях операция, их функциональных действиях. Модель позволяет фиксировать факт выполнения операции, ее результат и подсказывает направления дальнейших действий.

Разработка таких моделей связана с отечественным ученым В.Г.Версаном (ВНИИС – 1985 - 1990).

Рассмотрим основные элементы такой модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: