Описательные модели

ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ КАЧЕСТВА

В практической деятельности по организации систем качества возникают трудности, связанные с выбором формы представления системы, а также с обеспечением сопоставимости систем, выявления общих и особенных свойств. Модели систем качества в большом количестве присутствуют в национальных стандартах, стандартах ИСО, в рекомендациях по разработке систем качества, в документах по сертификации и др. литературе.

Реальные системы существуют только в действующем материальном производстве продукции, в сфере оказания услуг. Эти системы материальны. В них все факторы и условия обеспечения качества, управляющие звенья, плавила их действий реально воплощены включены в общую производственную систему.

Реальны системы качества в большей или меньшей мере не соответствуют своим абстрактным прототипам, моделям.

На этой почве могут возникать очень серьезные ситуации. Дело в том, что правилами проведения сертификации систем качества реально действующая в производстве должны строго соответствовать системе, описанной в тех или иных нормативных документах, то есть своей модели.

При сертификации расхождения реальной системы с абстрактной не допускается. В случае установления несоответствия реальной системы нормативной модели действующая система не будет сертифицирована. Предприятие не получит сертификата на систему качества со всеми вытекающими негативными обстоятельствами.

Назначение моделей систем качества является одним из основных классификационных признаков.

По этому признаку модели делятся на группы:

- абстрактно – исследовательские;

- абстрактно – проектировочные;

- абстрактно – нормативные.

Абстрактно – исследовательские модели. Эти модели разрабатываются с целью исследования природы систем качества, выявления в них общих и специфических структур, обусловленных характером продукции, типом производства, масштабом предприятий, отраслевой спецификой и т.п.

При помощи таких моделей удается в предварительном порядке определять закономерности возможных структурных построения систем качества, степень их упрощения, подходы к оптимизации, возможные решения схем прямых и обратных связей и их информационного наполнения.

На основе абстрактно – исследовательских моделей систем качества составляются рекомендации по созданию и повышению эффективности реальных систем качества, их типизации, унификации и стандартизации.

Абстрактно – проектировочные модели систем качества имеют практическую направленность и широко используются предприятиями при создании реальной системы качества. Главная задача, которую решают с помощью моделей данного типа, заключается в том, чтобы результаты исследований, выполненных на моделях первого типа, приложить к реальному производству и при этом создать эффективную систему.

Абстрактно – нормативные модели устанавливают требования к системе качества. Типичными представителями моделей систем качества являются государственные стандарты серии 40, разработанные на основе положений международных стандартов ИСО серии 9000.

В исследовательских и практических целях весьма полезно классифицировать модели на следующие три группы:

- описательные;

- графические;

- смешанные.

Назовем типовые представители данных групп моделей.

Наиболее представительными для данной группы моделей являются разработанные ВНИИС "Рекомендации по разработке и предприятиях комплексных систем управления качеством продукции на базе стандартизации". Они содержат достаточно полное словесное описание КС УКП. Сюда же относятся и стандарты серии 9000 ИСО.

В этих документах в текстовой, словесной форме даны описания систем качества, сформулированы их цели и задачи, изложены функции и обязанности подразделений предприятий, должностных лиц, сформулированы требования, которым должны соответствовать система.

Описательная форма моделей систем качества является основной и широко распространенной. Объясняется это двумя обстоятельствами:

-чрезвычайной сложностью, множественностью участников, глубокой дифференциацией и разнообразием функций, обязанностей и огромным массивом отражающейся и движущейся в системах качества технической, организационной и экономической информации;

- пока еще ранней стадией использования достаточно осмысленного, но недостаточно разработанного в деталях системного подхода к организации деятельности в области качества.

Последнее обстоятельство не позволяет применять стандартную или хотя бы широко распространенную символику, отражающую элементы систем качества, их параметры, функции и другие черты, стороны и свойства систем.

Описательные модели позволяют во всех подробностях представить систему управления качеством, в этом их преимущество. Однако в тоже время, на их основе трудно уловить и мысленно представить общую структуру, увидеть основные элементы, схему прямых и обратных связей между ними. Такого рода затруднения особенно остро ощущаются при проектировании систем качества, их внедрении и сертификации.

Преодолевать такие недостатки позволяют графические модели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: