Выбор поставщика на основе расчета критериев. (2 часа)
1. Ранжирование критериев.
2. Нормирование критериальных показателей.
Выделяем главные критерии, по которым будем выбирать поставщика:
1. Стоимость на условиях CPT –К1
2. Время доставки партии продукции-К2
3. Качество продукции-К3
4. Надежность поставщика-К4
5. Качество обслуживания-К5
6. Условия оплаты-К6
7. Финансовая независимость-К7
8.Опыт работы - К8
9.Производственные мощности-К9
10.Популярность-К10.
Ранжирование критериев. Для определения удельного веса каждого критерия, рассчитаем коэффициенты относительной важности одного критерия по отношению к другому:
, для i =1 до 10 и j =1 до 10
Коэффициенты относительной важности в общем виде представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Относительная важность критериев
| A1j | K1/K1 | K1/K2 | K1/K3 | K1/K4 | K1/K5 | K1/K6 | K1/K7 | K1/K8 | K1/K9 | K1/K10 |
| A2j | K2/K1 | K2/K2 | K2/K3 | K2/K4 | K2/K5 | |||||
| A3j | K3/K1 | K3/K2 | K3/K3 | K3/K4 | K3/K5 | |||||
| A4j | K4/K1 | K4/K2 | K4/K3 | |||||||
| A5j | K5/K1 | K5/K2 | ||||||||
| A6j | K6/K1 | |||||||||
| A7j | K7/K1 | |||||||||
| A8j | K8/K1 | |||||||||
| A9j | K9/K1 | |||||||||
| A10j | K10/K1 | K10/K2 |
Для А1j (первая строка) значения определяется по шкале:
1 – равная важность критериев;
3 – умеренное превосходство одного над другим;
5 – существенное превосходство;
7 – значительное превосходство;
9 – очень сильное превосходство;
2,4,6,8 – промежуточные (компромиссные) суждения.
А12. Стоимость К1 ко времени доставки К2.
Если груз не является скоропортящимся продуктом и слабо подвержен воздействию внешней среды, время перемещения груза К2 играет значительно меньшую роль для потребителя, чем стоимость К1. Кроме того, любое предприятие стремиться свести к минимуму затраты на транспорт и повысить конкурентоспособность своего товара. Поэтому К1 имеет существенное превосходство над временем доставки груза – A12=К1/К2 =5.
А13. Стоимость К1 к качеству продукции К3.
Для потребителя стоимость продукции является приоритетным критерием, но качество услуг также оказывает существенное влияние на выбор поставщика. В связи с этим стоимость только умеренно превосходит качество по своему значению –A13=К1/К3 = 3.
А14.Стоимость К1 к надежности поставщика К4.
На поставщика возлагается ответственность за выполнение поставок в срок и в оговоренном объеме. Санкции за срыв поставок предусматриваются в виде штрафов. Однако сумма штрафа меньше, чем возможные убытки предприятия. Поэтому стоимость приобретает умеренное превосходство над надежностью поставщика – А14=К1/К4 =3.
А15. Стоимость К1 к качеству обслуживания К5.
Качество обслуживания К5 – критерий относительный. Оценка по данному критерию требует получения информации от поставщика и независимых источников. Необходимо собирать данные о качестве технической помощи, о скорости реакции поставщика на изменяющиеся требования к условиям поставок, к просьбам о технической помощи, к квалификации обслуживающего персонала и т.д.
Исходя из этого, стоимость К1 имеет значительное превосходство над качеством обслуживания К5 – А15=К1/К5 =7.
А16. Стоимость К1 к условиям оплаты К6.
Условия оплаты К6 – один из важнейших факторов выбора поставщика. Они могут быть:
-предоплата (полная, частичная);
-оплата по факту отгрузки;
-оплата по факту получения;
-оплата с отсрочкой платежа после получения.
Поэтому в данном случае - умеренное превосходство К1 над К2 –А16=К1/К6 =3.
А17. Стоимость К1 к финансовой независимости К7.
Финансовая независимость поставщика зависит от многих факторов (например, особенности текущей производственной деятельности) и полностью полагаться на этот критерий невозможно. Кроме того, покупатель заключает договор с поставщиком на определенный период, а значит, при каких-либо признаках потери компанией финансовой независимости, может в дальнейшем не продлевать этот контракт. Поэтому стоимость услуг очень сильно превосходит по значимости финансовую независимость – А17=К1/К7 =9.
А18.Стоимость К1 к опыту работы К8.
Покупатель большое значение придает опытности поставщика, но в то же время рынок диктует свои условия и потребитель говор работать с менее известной компанией, если та предоставит более выгодные условия. Значит, стоимость К1 значительно превосходит опыт работы по своей важности – А18-К1/К8 =7.
А19.Стоимость К1 к производственным мощностям К9.
Значительные производственные мощности поставщика позволяют говорить о том, что он успешно работает на рынке. Но если он по каким-либо причинам уступает своим конкурентам касательно стоимости, то потребитель предпочитает поставщика, который обеспечит минимальные издержки. Следовательно, стоимость К1 играет гораздо более важную роль, чем производственные мощности – А19=К1/К9 =6.
А110. Стоимость К1 к популярности К10.
Поставщик, оцененный другими потребителями достаточно высоко, вызовет у заказчика больше доверия, чем мало известный, не пользующиеся популярностью. Но такие компании тратят значительные средства на рекламу и внешний лоск, повышая при этом цены. В таком случае заказчик склонен заключить договор с менее популярным поставщиком, но на более выгодных условиях. Исходя из этого, стоимость К1 получает значительное превосходство над популярностью – А110=К1/К10 =7.
Остальные показатели определяем расчетным путем по формулам из соотношений:
k1/k2=5, отсюда k2=k1/5. Тогда
,k3=k1/3, k4=k1/3, k5=k1/7, k6=k1/3, k7=k1/9, k8=k1/7, k9=k1/6, k10=k1/7.
A2j: k2/k1=1/5, k2/k2=1, k2/k3=
, k2/k4=3/5, k2/k5=3/5, k2/k6=7/5, k2/k7=9/5, k2/k8=7/5, k2/k9=6/5, k2/k10=7/5.
Вычисленные значения заносим в табл. 2.
Таблица 2 - Результаты расчета коэффициентов
| А1j | ||||||||||
| A2j | 1/5 | 3/5 | 3/5 | 7/5 | 3/5 | 9/5 | 7/5 | 6/5 | 7/5 | |
| A3j | 1/3 | 5/3 | 7/3 | 9/3 | 7/3 | 6/3 | 7/3 | |||
| A4j | 1/3 | 5/3 | 7/3 | 9/3 | 7/3 | 6/3 | 7/3 | |||
| A5j | 1/7 | 5/7 | 3/7 | 1/7 | 3/7 | 9/7 | 6/7 | |||
| A6j | 1/3 | 5/3 | 7/3 | 9/3 | 7/3 | 6/3 | 7/3 | |||
| A7j | 1/9 | 5/9 | 3/9 | 3/9 | 7/9 | 3/9 | 7/9 | 6/9 | 7/9 | |
| A8j | 1/7 | 5/7 | 3/7 | 3/7 | 3/7 | 9/7 | 6/7 | |||
| A9j | 1/6 | 5/6 | 3/6 | 3/6 | 7/6 | 3/6 | 9/6 | 7/6 | 7/6 | |
| A10j | 1/7 | 5/7 | 3/7 | 3/7 | 3/7 | 9/7 | 6/7 |
На основе полученных данных проводим расчет весов критериев. Для этого сначала определяем среднюю арифметическую из чисел, записанных в строках таблицы:

Таблица 3
| B1 | B2 | B3 | B4 | B5 | B6 | B7 | B8 | B9 | B10 |
Используя полученные данные, определяем удельные веса каждого критерия по формуле:
,
Таблица 4
| Г1 | Г2 | Г3 | Г4 | Г5 | Г6 | Г7 | Г8 | Г9 | Г10 |