Ранжирование критериев

Выбор поставщика на основе расчета критериев. (2 часа)

1. Ранжирование критериев.

2. Нормирование критериальных показателей.

Выделяем главные критерии, по которым будем выбирать поставщика:

1. Стоимость на условиях CPT –К1

2. Время доставки партии продукции-К2

3. Качество продукции-К3

4. Надежность поставщика-К4

5. Качество обслуживания-К5

6. Условия оплаты-К6

7. Финансовая независимость-К7

8.Опыт работы - К8

9.Производственные мощности-К9

10.Популярность-К10.

Ранжирование критериев. Для определения удельного веса каждого критерия, рассчитаем коэффициенты относительной важности одного критерия по отношению к другому:

, для i =1 до 10 и j =1 до 10

Коэффициенты относительной важности в общем виде представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Относительная важность критериев

A1j K1/K1 K1/K2 K1/K3 K1/K4 K1/K5 K1/K6 K1/K7 K1/K8 K1/K9 K1/K10
A2j K2/K1 K2/K2 K2/K3 K2/K4 K2/K5          
A3j K3/K1 K3/K2 K3/K3 K3/K4 K3/K5          
A4j K4/K1 K4/K2 K4/K3              
A5j K5/K1 K5/K2                
A6j K6/K1                  
A7j K7/K1                  
A8j K8/K1                  
A9j K9/K1                  
A10j K10/K1 K10/K2                

Для А1j (первая строка) значения определяется по шкале:

1 – равная важность критериев;

3 – умеренное превосходство одного над другим;

5 – существенное превосходство;

7 – значительное превосходство;

9 – очень сильное превосходство;

2,4,6,8 – промежуточные (компромиссные) суждения.

А12. Стоимость К1 ко времени доставки К2.

Если груз не является скоропортящимся продуктом и слабо подвержен воздействию внешней среды, время перемещения груза К2 играет значительно меньшую роль для потребителя, чем стоимость К1. Кроме того, любое предприятие стремиться свести к минимуму затраты на транспорт и повысить конкурентоспособность своего товара. Поэтому К1 имеет существенное превосходство над временем доставки груза – A12=К1/К2 =5.

А13. Стоимость К1 к качеству продукции К3.

Для потребителя стоимость продукции является приоритетным критерием, но качество услуг также оказывает существенное влияние на выбор поставщика. В связи с этим стоимость только умеренно превосходит качество по своему значению –A13=К1/К3 = 3.

А14.Стоимость К1 к надежности поставщика К4.

На поставщика возлагается ответственность за выполнение поставок в срок и в оговоренном объеме. Санкции за срыв поставок предусматриваются в виде штрафов. Однако сумма штрафа меньше, чем возможные убытки предприятия. Поэтому стоимость приобретает умеренное превосходство над надежностью поставщика – А14=К1/К4 =3.

А15. Стоимость К1 к качеству обслуживания К5.

Качество обслуживания К5 – критерий относительный. Оценка по данному критерию требует получения информации от поставщика и независимых источников. Необходимо собирать данные о качестве технической помощи, о скорости реакции поставщика на изменяющиеся требования к условиям поставок, к просьбам о технической помощи, к квалификации обслуживающего персонала и т.д.

Исходя из этого, стоимость К1 имеет значительное превосходство над качеством обслуживания К5 – А15=К1/К5 =7.

А16. Стоимость К1 к условиям оплаты К6.

Условия оплаты К6 – один из важнейших факторов выбора поставщика. Они могут быть:

-предоплата (полная, частичная);

-оплата по факту отгрузки;

-оплата по факту получения;

-оплата с отсрочкой платежа после получения.

Поэтому в данном случае - умеренное превосходство К1 над К2 –А16=К1/К6 =3.

А17. Стоимость К1 к финансовой независимости К7.

Финансовая независимость поставщика зависит от многих факторов (например, особенности текущей производственной деятельности) и полностью полагаться на этот критерий невозможно. Кроме того, покупатель заключает договор с поставщиком на определенный период, а значит, при каких-либо признаках потери компанией финансовой независимости, может в дальнейшем не продлевать этот контракт. Поэтому стоимость услуг очень сильно превосходит по значимости финансовую независимость – А17=К1/К7 =9.

А18.Стоимость К1 к опыту работы К8.

Покупатель большое значение придает опытности поставщика, но в то же время рынок диктует свои условия и потребитель говор работать с менее известной компанией, если та предоставит более выгодные условия. Значит, стоимость К1 значительно превосходит опыт работы по своей важности – А18-К1/К8 =7.

А19.Стоимость К1 к производственным мощностям К9.

Значительные производственные мощности поставщика позволяют говорить о том, что он успешно работает на рынке. Но если он по каким-либо причинам уступает своим конкурентам касательно стоимости, то потребитель предпочитает поставщика, который обеспечит минимальные издержки. Следовательно, стоимость К1 играет гораздо более важную роль, чем производственные мощности – А19=К1/К9 =6.

А110. Стоимость К1 к популярности К10.

Поставщик, оцененный другими потребителями достаточно высоко, вызовет у заказчика больше доверия, чем мало известный, не пользующиеся популярностью. Но такие компании тратят значительные средства на рекламу и внешний лоск, повышая при этом цены. В таком случае заказчик склонен заключить договор с менее популярным поставщиком, но на более выгодных условиях. Исходя из этого, стоимость К1 получает значительное превосходство над популярностью – А110=К1/К10 =7.

Остальные показатели определяем расчетным путем по формулам из соотношений:

k1/k2=5, отсюда k2=k1/5. Тогда ,k3=k1/3, k4=k1/3, k5=k1/7, k6=k1/3, k7=k1/9, k8=k1/7, k9=k1/6, k10=k1/7.

A2j: k2/k1=1/5, k2/k2=1, k2/k3=, k2/k4=3/5, k2/k5=3/5, k2/k6=7/5, k2/k7=9/5, k2/k8=7/5, k2/k9=6/5, k2/k10=7/5.

Вычисленные значения заносим в табл. 2.

Таблица 2 - Результаты расчета коэффициентов

А1j                    
A2j 1/5   3/5 3/5 7/5 3/5 9/5 7/5 6/5 7/5
A3j 1/3 5/3     7/3   9/3 7/3 6/3 7/3
A4j 1/3 5/3     7/3   9/3 7/3 6/3 7/3
A5j 1/7 5/7 3/7 1/7   3/7 9/7   6/7  
A6j 1/3 5/3     7/3   9/3 7/3 6/3 7/3
A7j 1/9 5/9 3/9 3/9 7/9 3/9   7/9 6/9 7/9
A8j 1/7 5/7 3/7 3/7   3/7 9/7   6/7  
A9j 1/6 5/6 3/6 3/6 7/6 3/6 9/6 7/6   7/6
A10j 1/7 5/7 3/7 3/7   3/7 9/7   6/7  

На основе полученных данных проводим расчет весов критериев. Для этого сначала определяем среднюю арифметическую из чисел, записанных в строках таблицы:

Таблица 3

B1 B2 B3 B4 B5 B6 B7 B8 B9 B10
                   

Используя полученные данные, определяем удельные веса каждого критерия по формуле:

,

Таблица 4

Г1 Г2 Г3 Г4 Г5 Г6 Г7 Г8 Г9 Г10
                   




Подборка статей по вашей теме: