Первый этап — выбор альтернативы: организовать собственный выпуск материальных ресурсов, необходимых для основного производства, или же закупать их у других предприятий-производителей - задача «МОВ» (сделать или купить):
► сравнительный анализ показателей издержек производства, рентабельности, цен на продукцию тех производств, которые предприятие предполагает объединить с целью создания собственного устойчивого источника снабжения.
► Разумно руководствоваться концепцией «обратного маркетинга», имеющей отношение к развитию поставщика.
Второй этап — выбор формы поставок (снабжения): решается вопрос о поставщике — будет ли им само предприятие-изготовитель или его посредник в лице оптовой либо розничной торговой организации.
Третий этап — анализ потенциальных поставщиков с целью выбора наиболее выгодного.
► По предполагаемым транзитным поставкам изучают предприятия-изготовители,
► по складским — оптовые и розничные торговые предприятия.
|
|
Задача логистиков — определить, кто из поставщиков способен обеспечить своевременную поставку качественной продукции, причем сделать это с минимальными затратами и потерями для потребителя.
Выбор лучшего поставщика может осуществляться в зависимости:
► от вида закупаемых материалов для потребителя:
- основные;
- вспомогательные.
► от периодичности закупки:
- повторные;
- повторные с изменениями;
- впервые осуществляемые.
При повторных закупках без изменений поставщик обычно остается прежним, с ним у потребителя устанавливаются стабильные долгосрочные связи.
При повторных закупках с изменениями потребитель также пытается сохранить отношения с уже имеющимися поставщиками, однако поскольку он выдвигает новые требования, то для него важно выяснить, может ли поставщик им соответствовать.
При поиске новых поставщиков потребитель выполняет следующие операции:
► составляет перечень потенциальных поставщиков (на основе баз данных о поставщиках, классификаторов продукции, рекламных объявлений, путем участия в выставках, ярмарках, аукционах, биржевых торгах, через объявление тендерных торгов и др.);
► определяет критерии выбора поставщиков и их значимость;
► производит предварительный анализ поставщиков по критериям с целью сужения их круга до четырех-пяти;
► готовит и рассылает запросы поставщикам по недостающей информации;
► осуществляет коммерческую оценку поставщиков;
► проводит предварительные переговоры или встречи с наиболее предпочтительными поставщиками (при необходимости);
|
|
► выбирает поставщиков и заключает с ними договоры на поставку продукции.
Четвертый этап — процедура документального оформления отношений с поставщиками.
Отношения по закупкам материальных ресурсов оформляются договором поставки между поставщиками и покупателями.
Основные рекомендации по заключению договоров могут способствовать:
► внедрению принципов логистики в практику взаимоотношений с поставщиками;
► сокращению времени на подготовку и заключение договоров;
► использованию накопленного опыта заключения договоров;
► недопущению ошибок, имевших место в практике взаимоотношений с поставщиками;
► распространению в организации опыта высококвалифицированных работников по заключению договоров;
► включению в договор четких, однозначно воспринимаемых сторонами формулировок;
► совершенствованию документооборота во взаимоотношениях с поставщиками;
► принятию наиболее рациональной схемы расчетов за продукцию;
► ускорению доставки грузов.
Работу по отбору поставщиков следует осуществлять только в отношении тех поставщиков, которые занесены в список вероятных претендентов и действительно имеют шанс получить заказ.
Построение показателя «множество» (список, перечень всех потенциальных поставщиков) включает:
► предварительный сбор данных о поставщиках ресурсов;
► текущее наблюдение за деятельностью поставщиков ресурсов;
► систематическое изучение конъюнктурообразующих факторов рынка поставщиков;
► наблюдение за деятельностью предприятий-конкурентов, являющихся лидерами на смежных рынках.
Сбор информации о поставщиках включает:
► участие в выставках,
► поиск потенциальных поставщиков с помощью специализированных изданий и альманахов,
► а также через Интернет.
Информация, касающаяся деятельности поставщиков ресурсов, полученная из различных источников, систематизируется и объединяется в базу данных. Образуется своего рода картотека поставщиков, в которую включены следующие данные:
► общая характеристика поставщика:
- профиль его деятельности, номенклатура продукции и услуг;
- объёмы производства и реализации продукции и услуг и другие характеристики;
► организационно-экономические характеристики поставщика:
- финансовое положение, кредитоспособность;
- загрузка производственных мощностей;
- основные потребители продукции;
- участие в ассоциациях и других организациях.
Чтобы ускорить сбор достоверной информации, повысить степень объективности принятия решения о выборе поставщика, предприятия нередко обращаются к услугам специализированных агентств, с которыми заключает соответствующий договор. Эти агентства готовят справки о поставщиках, в том числе с использованием неформальных каналов получения информации. В справки включается информация о финансовом положении поставщика по следующим показателям:
► отношение ликвидности активов поставщика к сумме долговых обязательств;
► отношение объёма продаж к дебиторской задолженности;
► отношение чистой прибыли к объёму продаж;
► движение денежной наличности;
► оборачиваемость запасов
► и другие показатели.
Такая информация предназначена исключительно для использования заказчиком и не подлежит передаче другим лицам.
Обычные источники информации:
► каталоги (в печатном или электронном виде),
► торговые журналы,
► различного рода рекламные объявления,
► прайс-листы,
► торговые директории (регистры) поставщиков и товаров,
► торговые представительства и др.
► Каталоги наиболее известных источников снабжения содержат, например, информацию о производственных источниках, предложениях, перечень товаров, находящихся в наличии у дистрибьюторов, цены, размеры скидок и т.п.
|
|
► Торговые журналы, являясь ценным источником информации о потенциальных поставщиках, несут покупателю общую информацию о новой продукции и сырье, а также определенную рекламу.
► Торговые представительства, возможно, являются одним из наиболее ценных, имеющихся в наличии средств информации об источниках снабжения, вида продукции и общей ситуации на рынке закупок.
► Торговые директории или регистры - это источники, в которых приводятся списки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы, продукция, в некоторых случаях финансовое положение или место в продажах. Они также содержат списки названий товаров на рынке с указанием их производителей и списки сырья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика. Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типу товара, по его производителю или по названию товара.
Таким образом, для сбора информации о поставщиках используются разнообразные источники:
► собственное расследование;
► местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов;
► банки и финансовые институты;
► конкуренты потенциального поставщика;
► торговые ассоциации, например, Торгово-промышленная палата Республики Беларусь;
► информационные агентства;
► государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.
В отборе источников информации следует руководствоваться следующими правилами:
► нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации;
► как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т.е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации.