Тема 4.1. Международные экономические отношения
Раздел 4. Экономика мирового хозяйства
Растворители с электрофильными свойствами
Нуклеофильные апротонные растворители
Протонные растворители
диоксан (2,21); диэтиловый эфир (4,22); 1,2-диметоксиэтан (моноглим, 7,2); тетрагидрофуран (7,39); ацетон (20,5); гексаметилфосфортриамид (гексаметапол, ГМФТА, 30); диметилформамид (ДМФ, 36,7); ацетонитрил (37.;5); нитрометан (38,6); тетраметиленсульфон (сульфолан, 44,0); диметилсульфоксид (ДМСО, 48,9); этиленкарбонат (64,6).
Уравне́ние Га́ммета — выражение для линейной зависимости свободных энергий, фундаментального принципа физической органической химии, утверждающее, что количественные изменения реакционной способности в одной реакции из двух схожих (т.е. в которых исходные реагенты различаются только некоторыми заместитителями) коррелируют с количественными изменениями реакционной способности в другой.
В аналитическом виде оно записывается следующим образом:
,
где k — константы скоростей двух реакций для данного заместителя, стандартной и j-й; ρ — параметр чувствительности реакции к смене заместителя; σ — параметр заместителя.
Уравнение Гаммета демонстрирует то, что заместители оказывают пропорциональный вклад на ход реакций, в которых проявляются лишь их индуктивный и мезомерный эффекты, но не проявляется стерическое и прочие специфические взаимодействия. Кроме того, параметры заместителей и реакции допускают возможность их сравнения. Так, определение параметра ρ является частым приёмом при изучении механизма реакций[4].
Существует ряд шкал σ-параметров с учётом мезомерного эффекта и без.
Уравнение Гаммета лишь частично применимо для процессов, в которых есть существенный вклад резонансного влияния заместителя на реакционный центр соединения. В последнем случае используют уточненное уравнение Гаммета-Тафта.
1. Международная торговля и торговая политика.
2. Платежный баланс и его макроэкономическое значение.
3. Валютные курсы и валютное регулирование.
Международная (внешняя торговля) - древняя и традиционная форма международных экономических отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.
Роль внешней торговли в мировой экономике постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают причинно-следственную связь между ростом внешней торговли и ростом мирового производства и благосостояния. Хотя эта точка зрения не бесспорна. Но сравнительно недавно Мировой банк провел исследование экономического роста 40 развивающихся стран, которые были сгруппированы но торговой ориентации. Результаты исследования подтвердили отмеченную выше причинно-следственную связь.
В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась довольно быстрыми темпами - в среднем 3,5% в год.
Развитие внешней торговли было приостановлено первой мировой войной. После войны рост возобновился, но затем был прерван «Великой депрессией» и второй мировой войной.
После второй мировой воины внешняя торговля возобновилась и стала расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 гг. объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х годов был некоторый застои в развитии внешней торговли, вызванный «нефтяным шоком». С 1984 г. подъем внешней торговли возобновился и к 1990 г. темпы прироста мирового экспорта достигли 7% в год. В целом за последние 50 лет произошел резкий, «взрывной рост» экспорта товаров: с 25 млрд. долл. в 1939 г. до 2500 млрд. долл. в 1987 г., то есть в 100 раз! (в пересчете на текущие доллары).
Если сопоставить среднегодовые темпы роста мирового производства и мирового экспорта товаров за последние 50 лет, то темпы роста экспорта в 1,5 раза превысили темны роста производства. Таким образом, внешнеторговая ориентация мировой экономики существенно возросла. Сегодня доля импорта в общем предложении готовых товаров на рынках увеличилась в 3 раза по сравнению с 1950 г. и достигла в США более 20%, в ФРГ - 30%, Великобритании - 30%, Норвегии - более 60%. В настоящее время экономика любой страны мира, если она не проводит политику искусственной изоляции от мирового рынка (политику автаркии), зависит от участия во внешнеторговом обороте.
Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятии экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), вывезенных из страны. Импорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном измерении), ввезенных и страну из-за границы. Вся сумма экспорта и импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. Если обозначить внешнеторговый оборот В, экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли В = Э + И. При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров).
Весьма важным понятием является баланс внешней торговли. Если обозначить баланс внешней торговли страны Б, то формула баланса внешней торговли:
Б = Э-И
Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.
Международная торговля является важным средством развития национальной экономики, поскольку с ее помощью повышается производительность труда, увеличивается общий объем производства. Государства, экспортирующие свои товары в другие страны, получают значительный экономический выигрыш за счет развития специализированных производств, которые обладают сравнительно более высокой эффективностью по сравнению со странами, производящими аналогичные продукцию.
Принцип сравнительных преимуществ утверждает, что совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим, если каждый товар будет производиться с меньшими общими издержками производства по сравнению с той страной, куда ввозится этот товар. И что естественно, поскольку выгоднее купить товар другой страны, чем организовывать собственное производство, которое потребует больших затрат на аналогичный товар.
Благодаря международной торговле мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния народа. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства, которых в стране ниже по сравнению со всей страной. Если так будет поступать каждая страна, то мир может в полной степени использовать преимущества географический и человеческий специализации.
Кроме указанной выгоды от международной торговли следует указать и на побочные выгоды, которые получает страна от международного разделения труда. Свободная международная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает господство монополий. Возрастающая конкуренция иностранных фирм вынуждает местные фирмы переходить к производственным технологиям, обеспечивающим наиболее низкие издержки на создание соответствующих товаров. Конечно, переход на новые технологии предполагает использование самых новейших достижений в области науки и техники, что в целом способствует повышению качества продукции, росту производительности труда, экономическому развитию страны в целом. Свободный международный обмен товаром предоставляет потребителям возможность выбора или более широкого ассортимента товаров, пополнение полок магазинов самыми различными товарами, произведенными в самых различных странах земного шара.
Таким образом, можно констатировать, что международная торговля жизненно необходима для всех без исключения стран, в том числе и для наиболее развитых.
Международная торговля имеет несравненно важное значение для тех стран, у которых доля товарного экспорта в ВНП превышает 10%. Например, для Нидерландов она составляет 45%, для ФРГ - 27% от ВНП.
Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.
1. Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.
2. Зависимость от импорта, может принести, к нежелательной зависимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).
3. Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рынке.
Противоречивое влияние внешней торговли на экономику создало два противоположных подхода к ее развитию:
1. Протекционизм
2. Защита свободы торговли
Протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.
Какие аргументы можно выдвинуть в защиту протекционизма?
а) Защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать реальность международной конкуренции. Огражденные таким образом рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;
б) Протекционизм полезен тем, что он может увеличить занятость населения, позволяя осуществлять программы развития. Но при условии, что меры протекционизма не вызовут ответную реакцию со стороны иностранных партнеров. В краткосрочном периоде он может улучшить условия торговли, заставляя иностранных производителей нести протекционистские издержки;
в) В целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности (производство стали, химическая промышленность), способом защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых регионов (металлургии, текстильное производство), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабочей силой);
Свободная торговля - это движение товаров через границу без всяких ограничении: Главный аргумент в пользу свободы торговли - сравнительная эффективность создает больше выгод от свободы торговли, чем ее ограничения. Другие аргументы в защиту свободы торговли заключены в следующем:
а) Свобода торговли способствует международной специализации страны;
б) Облегчает развитие конкуренции;
в) Расширяет товарные рынки;
г) Удешевляет товары для потребителей внутри страны.
Исторически внешнеторговая политика склонялась то в сторону протекционизма, то к либерализации торговли. В конечном счете содержание внешнеторговой политики зависело от конкретных социально-экономических и политических условий, в которых находилась страна.
В период ХУП-ХУШ в.в. преобладал протекционизм. Например, из Англии был запрещен экспорт золота и серебра. Иностранцы, продававшие товары в Англии, были обязаны во-первых, израсходовать выручку на покупку английских товаров. А, во-вторых, обменять национальные деньги на английские. Основная цель внешнеторговой политики этого периода - способствовать созданию национальной промышленности.
В середине XIX века Англия проводила политику свободной торговли - «фритредерства». Причина кроется в том, что Англия в этот период была полным экономическим лидером. И любые ограничения внешней торговли ей были невыгодны, поскольку ответные меры других стран препятствовали английскому экспорту. В других странах в силу их экономического отставания до конца XIX века преобладал протекционизм. Это было необходимо для становления и укрепления молодой национальной промышленности. XX век породил новые формы протекционизма. Они осуществлялись с целью проникновения на пространные рынки, обеспечения конкурентных преимуществ национальной промышленности.
Практическим инструментом политики протекционизма является таможенное регулирование внешней торговли. Существуют две основные группы методов протекционизма:
1) таможенно-тарифные,
2) нетарифные.
Таможенно-тарифные методы предполагают установление и взимание различных таможенных пошлин с внешнеторговой деятельности. Нетарифные методы, которых насчитывается до 50, связаны с установлением различных запретов, квот, лицензий и ограничении в сфере внешнеторговой деятельности. В действительности внешнеторговая политика любой страны основана на сочетании этих двух групп методов.
Наиболее распространенным и традиционным способом регулирования внешней торговли является таможенная пошлина.
Таможенная пошлина - это косвенный налог, который взимается за товар, ввозимый или вывозимый из таможенной территории и который не может изменяться в зависимости от двух факторов:
1) от общего уровня налогообложения;
2) от стоимости услуг, оказываемых таможней.
Поскольку таможенная пошлина является косвенным налогом, она влияет на цену товара. В таможенной практике товаром называется только движимое материальное имущество. Таможенная территория - это территория, на которой контроль за экспортом и импортом осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с границей государства. Например, при таможенных союзах нескольких государств. Или когда но географическим условиям установление таможенного контроля не представляется возможным или удобным. Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны.
По способу начисления пошлины могут быть: 1) адвалорные; 2) специфические; 3) комбинированные.
Адвалорные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара. Специфические - в зависимости от единиц измерения товаров (за 1 т, за 1 шт., за 1 см3 и т.п.). Комбинированная сочетает адволорный и специфический способ начисления. Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешне-торговой деятельности. Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная - для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная или преференциальная ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагается таможенными пошлинами.
Меры нетарифного регулирования весьма разнообразны. Некоторые из них можно отнести к законным функциям государства, например, импортные квоты. Другие нацелены на дискриминацию внешнеторговых партнеров. Например, Колумбия заставляла импортеров стали за каждую тонну ввозимой продукции покупать определенное количество более дорогой отечественной стали.
Наиболее распространенным видом нетарифных барьеров являются импортные квоты. Импортная квота - это количество иностранного товара, которое может быть ввезено в страну в течение определенного периода времени. Например, импортная квота на японские автомобили в США - 2,3 млн. штук в год. Кроме того, в США существуют импортные квоты на мясо-молочные продукты, табак. В чем причины использования квот? Во-первых, квота позволяет фиксировать затраты на импорт. Особенно это важно при жесткой иностранной конкуренции и пассивном торговом балансе. Во-вторых, квоты дают возможность правительству проводить более гибкую внешнеторговую политику. Поскольку международные торговые соглашения не позволяют повысить пошлины, легче установить более строгие импортные квоты.
Влияние квот на конъюнктуру внутреннего рынка зависит от уровня спроса и объема производства отечественных производителей. Если квоты не покрывают общий спрос на внутреннем рынке, то она не только снижает импорт, но и ведет к росту внутренних цен по сравнению с мировыми.
Кроме квот, в настоящее время довольно широко применяются специальные барьеры: жесткие требования к технической безопасности товаров, санитарные и экологические стандарты, требования к таре и упаковке. Сегодня под действие нетарифных барьеров попадает около 27% всего импорта промышленно развитых капиталистических стран, в США - 42% импорта.
Особое место в системе протекционистских мер занимает стимулирование экспорта. Это обусловлено усилением зависимости экономического роста страны от участия в международной торговле. Рост экспорта характеризует экономический прогресс страны и способствует повышению уровня жизни населения. Накопление валютных резервов создает условия для реализации разнообразных программ экономического развития.
В отношении стимулирования экспорта чаше всего применяется политика субсидирования. Экспортные субсидии позволяют фирмам удешевить экспорт и усилить свои позиции на рынках других стран. Государство осуществляет также затраты но стимулированию сбыта экспортных товаров, организуя рекламу и предоставляя другие маркетинговые услуги. Налоговая система также может предусматривать установление налоговых льгот экспортерам в зависимости от объема экспорта. В среднем экспортные субсидии невелики, но для отдельных товаров, а также фирм они могут быть значительны. В целом экспортные субсидии в обрабатывающей промышленности развитых стран не превышают 1% стоимости экспорта. Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется сельское хозяйство. Ведущие капиталистические страны проводят государственные программы поддержки доходов фермеров посредством гарантированной закупки избыточной сельскохозяйственной продукции. А также выплачивают премии за отказ засевать определенные площади. В частности, страны Европейского Сообщества, чтобы снизить бюджетные затраты на поддержку фермеров, продавали себе в убыток избыточную продукцию по заниженным ценам Советскому Союзу.
Кроме субсидирования, к числу методов внешнеторговой политики относится демпинг. Демпинг - это международная дискриминация в ценах. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом. Разбойничьим демпингом называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, с последующим восстановлением уровня цен. Постоянный демпинг продолжается неограниченное время.
К демпингу часто прибегают во время международных экономических потрясений. В 70-е годы XX века правительство США обвинило ряд иностранных фирм в демпинговой продаже их товаров на американском рынке. Наиболее известен случай с японской фирмой «Сони» в 1970 г. Как показало расследование, «Сони» продавали произведенные в Японии телевизоры па рынке США за 180 долл. А японские потребители платили за ту же модель 333 долл.
Методы внешнеторговой политики России учитывают международную практику и особенности социально-экономической ситуации внутри страны. В арсенал методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы. В 1993 г. в России принят Закон «О таможенном тарифе» и «Таможенный кодекс». В Законе о таможенном тарифе установлен порядок определения таможенной стоимости товаров, импортируемых в Россию. Существует 5 методов определения таможенной стоимости импортируемого товара:
1) оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод);
2) по цене сделки с идентичными товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) на основе вычитания стоимости (на основе цены единицы товара, продаваемого в России);
5) на основе сложения стоимости (оценка расходов российского экспортера товара того же вида). Могут быть случаи, когда указанные 5 методов не могут быть использованы. Тогда таможенные органы оценивают стоимость с учетом мировой таможенной практики.
Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам из стран или их союзов, пользующихся в России режимом наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Взаимное предоставление РНБ с Россией имеют более 120 стран и Европейский Союз. На товары, происходящие из стран и их союзов, не пользующихся РНБ в торговле с Россией, применяются удвоенные ставки базовых импортных пошлин.
Специальный режим таможенных пошлин применяется в отношении товаров из развивающихся стран. В отношении этих стран применяются базовые ставки, уменьшенные в 2 раза. В число таких стран входят крупные торговые партнеры России - Китай, Индия. Товары из наименее развитых стран (их список включает 47 государств) вообще не облагаются таможенной пошлиной.
Кроме тарифных методов, Россия применяет квотирование и лицензионный порядок экспорта и импорта определенных товаров. Нетарифные методы распространяются на все страны, включая страны СНГ.