Социальные факторы
В качестве социального фактора выступает психическая депривация.
Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения его основных жизненных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.
Виды психической депривации:
Сенсорная депривация – это недостаточное поступление в головной мозг сенсорных стимулов разной модальности. Проявляется в тех случаях, когда ребёнок растёт в условиях обеднённой среды или в условиях искусственной изоляции.
Когнитивная (интеллектуальная депривация) – недостаточное поступление к ребёнку разнообразной информации об окружающем мире, благодаря которой происходит его развитие.
Эмоциональная депривация – это ограничение или обеднение контактов ребёнка с близкими людьми, лишение его эмоциональной теплоты и поддержки.
Социальная депривация – это ограничение возможностей ребёнка для усвоения социальных ролей в социальном окружении, невозможность установления связи с широким социальным окружением.
|
|
По времени воздействия потагенные факторы делят на: а) пренатальные б) натальные 3) постнатальные
Пренатальные факторы: интоксикации организма матери (алкоголь, лекарства), инфекции (нейроинфекции), конфликты по резус фактору, гипоксия или кислородная недостаточность плода, радиоционные излучения.
Натальный период: использование средств родовспоможения, асфиксия новорожденного.
Постнатальный: инфекции и т.д., лекарственные интенфикациии, травмы н.с., опухолевые заболевания.
Описание условий и факторов развития было бы неполным без рассмотрения факторов возникновения тех или иных аномалий развития. По данным Е.М. Мастюковой, В.В. Лебединского, А.В. Балахонова, И.Ф. Марковской, С.Г. Шевченко, Л.О. Бадалян и др., аномалии психофизического развития детей, как правило, связаны с органическими поражениями ЦНС и другими патологическими процессами развития в период пренатального, натального, постнатального и раннего онтогенеза.
В работе А.В. Балахонова «Ошибки развития» раскрывается сущность науки тератологии, изучающей причины происхождения, механизмы формирования и проявления врожденных пороков развития. Автор отмечает, что по современным данным из общего числа аномалий развития примерно 20% имеют наследственную природу – генные, хромосомные или геномные нарушения; 10% обусловлены внешними факторами – алкоголем, лекарствами, вирусами, химическими интоксикациями и др.; 70% случаев происхождения аномалий остается невыясненными, но так или иначе связанными с действием тератогенных агентов, оказывающих пагубное влияние на плод.
В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма.