Теоретические вопросы:
1. Семья как высшая ценность в фольклоре и в библейской литературе: легенда о блудном сыне. Смысл библейской притчи о блудном сыне.
2. Славянские бытовые сказки о семье.
3. Тема «семья» в школьном учебном курсе по литературному чтению.
Практическое задание:
1. Опишите образ отца в произведениях детской литературы:
Э. Драгунский «Арбузный переулок», «Человек с голубым лицом»; В.В. Голявкин «Мой добрый папа».
2. Каким создан образ матери в произведениях для детей:
Л. Толстой «Детство», А. Толстой «Детство Никиты», Э. Драгунский «Он живой, он светится», «Тайное становится явным», В. Панова «Сережа».
Литература:
1. Учебники по литературному чтению для начальной школы.
2. Драгунский В. Денискины рассказы. На Садовой большое движение. – М., 1988.
3. Голявкин В. Мой добрый папа. Полосы на окнах. Рисунки на асфальте. – М., 1997.
Практическое занятие № 19
Природоведческая литература в детском чтении
Теоретические вопросы:
1. Художественное своеобразие литературы о природе. Становление жанра «природоведческой книги» в ХVIII–XIX вв.
2. Литературное творчество М.М. Пришвина.
3. «Календарные» рассказы В.В. Бианки: жанр «сказки-несказ-ки» («Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Как Муравьишка домой спешил»); создание «Лесной газеты».
Практическое задание:
1. Проанализируйте рассказы М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца».
2. Каким создан поэтический образ родной природы в творчестве русских поэтов?
Литература:
1. Учебники по литературному чтению для начальной школы.
Практическое занятие № 20
Исторические жанры в детском чтении
Теоретические вопросы:
1. Основные источники исторической литературы для детей: житийная христианская литература; древнерусская литература ХIV–ХVII веков; учебники Федора Грибоедова, Иннокентия Гизеля; «История государства Российского» Н. Карамзина и др.
2. Стихотворные жанры, имеющие доминантной составляющей историю: А.С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Полтава»),
М.Ю. Лермонтов («Ашик-Кериб», «Колыбельная», «Бородино»),
К. Симонов («Сын артиллериста») и др.
3. Тема «ребенок на войне» в творчестве русских и западноевропейских писателей.
Практическое задание:
1. Проанализируйте стихотворение К. Симонова «Сын артиллериста». Напишите план-конспект урока, посвященного Великой Отечественной войне.
Литература:
1. Минералова И.Г. Практикум по детской литературе. – М., 2001.
2. Русская поэзия детям. – Л., 1989.
Практическое занятие № 21