Руководство людьми в организации
Власть и влияние
Влияние – психологическое, эмоциональное, рациональное воздействие на людей, изменяющее их поведение.
Власть – реальная возможность оказывать такое воздействие, возможность влиять.
Позитивная власть – нацелена на созидание, направляет людей на выполнение важной задачи.
Негативная власть – удовлетворить жажду власти, унизить подчиненных и т.д.
2 основы власти:
- личностная
- организационная
Они реализуются благодаря наличию определенных инструментов, с помощью которых эта власть появляется.
Власть, имеющая личностную основу, имеет следующие источники:
- экспертная власть – способность влиять на поведение, за счет своего опыта, уровня образования и таланта. много знаешь – будут слушать. один из самых слабых источников, такую власть легче всего потерять.
- способность влиять на поведению, благодаря наличию следующих специфических черт: внешность, здоровье, тембр голоса, умение красиво говорить – харизма. власть примера.
|
|
- право на власть- признаваемое за человеком формальное право раздавать распоряжения, возникает как результат действия других источников
- владение информацией
- потребность во власти
Источники организационной власти
- участие в принятии решений
- принуждение
-вознаграждение
- владение ресурсами
- власть связи
До середины 20 в руководстве людьми господствовал технократический подход. Машина – главное, человек – расходный материал.
с середины 20 века – гуманистический подход. Как на личность можно оказывать воздействия виды воздействия на человека:
- активное – использование различных мер, непосредственно влияющих на человека; выговор, вознаграждение.
- пассивное – косвенно влияют: корпоративные правила поведения (не уходить раньше, не курить на рабочем месте, не уходить раньше.
Формы воздействия на человека:
1) управляющее
- требование - возникает по юридической природе, по положениям инструкций.
- убеждение – доказать человеку преимущества, которые даст ему выполнение этого распоряжения.
- внушение
- похвала – повышение самооценки, позитивные эмоции, настрой.
- критика – конструктивная: не испортить человеку настроение, а показать, как ему можно улучшить его работу.
Группы исследований лидерства:
1) Теория личностных качеств - 1948г Ральф Стогви – интеллектуальные способности Ч, уверенность в себе, господство над другими, активность и энергичность, знание дела.
Положения этой теории в ходе дальнейших исследований практически не подтвердились, примеры противоречили идее физического превосходства. Единственное подтверждение – интеллектуальные способности, они действительно могут способствоватьт проявлению лидерских качеств.
|
|
2) Поведенческие концепции:
сравнивались варианты поведения: ключ к успеху – это наличие правильного поведения.
Искали тот самый правильный вариант поведения, делающий человека лидером.
Идеальный вариант поведения рассматривался в отрыве от окружабщей среды, единый на все случаи жизни. Но универсального варианта применительно к жизни не существует. Поэтому появилась следующая концепция.
3) Ситуационные концепции.