Лидерство в организации

Руководство людьми в организации

Власть и влияние

Влияние – психологическое, эмоциональное, рациональное воздействие на людей, изменяющее их поведение.

Власть – реальная возможность оказывать такое воздействие, возможность влиять.

Позитивная власть – нацелена на созидание, направляет людей на выполнение важной задачи.

Негативная власть – удовлетворить жажду власти, унизить подчиненных и т.д.

2 основы власти:

- личностная

- организационная

Они реализуются благодаря наличию определенных инструментов, с помощью которых эта власть появляется.

Власть, имеющая личностную основу, имеет следующие источники:

- экспертная власть – способность влиять на поведение, за счет своего опыта, уровня образования и таланта. много знаешь – будут слушать. один из самых слабых источников, такую власть легче всего потерять.

- способность влиять на поведению, благодаря наличию следующих специфических черт: внешность, здоровье, тембр голоса, умение красиво говорить – харизма. власть примера.

- право на власть- признаваемое за человеком формальное право раздавать распоряжения, возникает как результат действия других источников

- владение информацией

- потребность во власти

Источники организационной власти

- участие в принятии решений

- принуждение

-вознаграждение

- владение ресурсами

- власть связи

До середины 20 в руководстве людьми господствовал технократический подход. Машина – главное, человек – расходный материал.

с середины 20 века – гуманистический подход. Как на личность можно оказывать воздействия виды воздействия на человека:

- активное – использование различных мер, непосредственно влияющих на человека; выговор, вознаграждение.

- пассивное – косвенно влияют: корпоративные правила поведения (не уходить раньше, не курить на рабочем месте, не уходить раньше.

Формы воздействия на человека:

1) управляющее

- требование - возникает по юридической природе, по положениям инструкций.

- убеждение – доказать человеку преимущества, которые даст ему выполнение этого распоряжения.

- внушение

- похвала – повышение самооценки, позитивные эмоции, настрой.

- критика – конструктивная: не испортить человеку настроение, а показать, как ему можно улучшить его работу.

Группы исследований лидерства:

1) Теория личностных качеств - 1948г Ральф Стогви – интеллектуальные способности Ч, уверенность в себе, господство над другими, активность и энергичность, знание дела.

Положения этой теории в ходе дальнейших исследований практически не подтвердились, примеры противоречили идее физического превосходства. Единственное подтверждение – интеллектуальные способности, они действительно могут способствоватьт проявлению лидерских качеств.

2) Поведенческие концепции:

сравнивались варианты поведения: ключ к успеху – это наличие правильного поведения.

Искали тот самый правильный вариант поведения, делающий человека лидером.

Идеальный вариант поведения рассматривался в отрыве от окружабщей среды, единый на все случаи жизни. Но универсального варианта применительно к жизни не существует. Поэтому появилась следующая концепция.

3) Ситуационные концепции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: