Мировые туристические стандарты

Стандарты обмена туристической информацией

Рис. 2.1. Фрагмент туристического портала г. Киева

Сектор туристических информационных технологий в мире имеет очень большой набор стандартов, в котором на первый взгляд трудно разобраться. Но в действительности все выглядит достаточно просто и четко.

Это направление ІТ имеет название EDI (Electronic Data Interchange) – электронный обмен данными (необходимо отделять от электронной коммерции) и существует уже свыше 30 лет.


На сегодняшний день все главные объемы деятельности бизнеса в мире с точки зрения информационных технологий регулируются двумя мировыми стандартами:

· стандарт ООН – UN-EDIFACT;

· стандарт американского института IEEE – ANSI X.12.

Это – верхушка дерева стандартов. Вся система стандартов построена иерархически так, что, с одной стороны, каждый новый низший стандарт имеет свои особенности (расширение, уточнение) в соответствии с региональными или специфическими для бизнеса особенностями, которые не противоречат более общему в иерархии, а с другой стороны, верхние стандарты не ограничивают возможности развития новых стандартов. Это предоставило возможность их использования в течение долгих лет существования без кардинальных переработок, которые бы в случае возникновения вызывали бы технический коллапс у сотен тысяч предприятий, которые их используют.

Оба упомянутых стандарта является полностью совместимыми и позволяют трансляцию из одного формата в другой.

Эти базовые стандарты дали развитие разработке отдельных стандартов в разных отраслях бизнеса. Например, ANSI X.12 дал начало стандарту в медицине HL7, благодаря которому данные пациентов “ходят” за самим пациентом и дают возможность мгновенно реагировать врачам (например, в случае потребности не убить пациента несоответствующей анестезией, даже если он находится на другом краю земли).

Стандарт UN-EDIFACT дал возможность такому объединению, как IATA, разработать и внедрить главный стандарт современного туризма – IATA-EDIFACT.

IATA-EDIFACT – это набор стандартов, расширенных и уточненных для авиаперевозок и глобальных дистрибуторных систем в туризме (GDS – Global Distribution System).

Так, например, одна из наиболее известных в Украине GDS - Amadeus - на основании IATA-EDIFACT разработала свое расширение стандарта AMADEUS-EDIFACT, который используется (неосмысленно) в том числе и сотнями украинских туристических агентств и десятками авиакомпаний при работе по продаже авиабилетов. Почему неосмысленно? Потому что используется готовое, предоставленное Amadeus программно техническое обеспечение, которое внешне “закрыто” от пользователя.

Но обеспечить динамизм роста туристических рынков могут только стандарты, открытые для всех соответствующих участников. Они существуют на рынках других стран. Так, для продажи пакетов туристических услуг разработаны под эгидой национальных или даже транснациональных туристических объединений отдельные открытые расширения туристических стандартов (например, в США есть OTA – Open Travel Aliance).

Возможна реализация разработки с использованием существующих стандартов обмена новостийной информацией – RSS (Rich Site Summary). Разработка стандарта с использованием RSS и каталогов EDI предоставит возможность значительно упростить и удешевить туристическим фирмам процесс рекламы и продвижения туристического продукта, использовать в общих чертах доступную информацию из сети, не выполняя многоразово одну и ту же работу.

Технологическая схема использования существующих туристических мировых стандартов приведена на рис. 2.2.

Таким образом, речь идет о постепенной, согласованной с мировыми стандартами, процедуре автоматизации процессов бизнеса на ВСЕХ ЭТАПАХ технологического (бизнесового) процесса:

A. На этапе подготовки услуг к продаже, их рекламе и продвижению – стандарт на базе RSS и EDI.

B. На этапе поиска услуги клиентом и выбору ее для покупки – стандарт на базе OTA

C. На этапе оформления покупки-продажи - стандарты на базе OTA и EDI.

Этап оплаты и взаиморасчетов – необходимо согласовать с платежными системами и заинтересованными банками.

 
 

Рис 2.2. Использование существующих стандартов на этапах туристического бизнес процесса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: