Организационный механизм менеджмента

Задание на самоподготовку

Задание для самостоятельной работы

Изучить:

1. Скребов В.Н., Трубилко А.И. Курс общей физики. Т. 2. Электричество и магнетизм. — СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2011, с.176-243

2. Трофимова Т.И. Курс физики. — М.: Высшая школа, 2003. с 204-235

1. Подготовиться к лабораторно-практическим занятиям 8.2,8.3.

Разработал

Доцент А.А. Чумаченко

1. Понятие и содержание механизма управления в системе организационных отношений.

Современный менеджмент требует создания четкого организационного механизма, позволяющего однозначно реализовать выбранные цели функционирования. Собственно, становление самого менеджмента прежде всего связано с формированием организационных отношений в системе управления. На различных этапах развития менеджмента организационному механизму уделялось различное внимание от его фетишизации до полного отрицания. Несмотря на достаточно глубокую разработку организационного механизма на этапе" индустриального "менеджмента (У. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд и др.), в период построения социализма различного уровня, 80-тые годы показали, что возможности совершенствования этого механизма далеко не исчерпаны. И эти годы истории развития менеджмента получили название" новых организационных преобразований" инициатором которых выступила известная американская корпорация "Дженерал моторс". Действительно, сутью управления является поддержание на достаточно высоком уровне всего комплекса организационных отношений, которые устанавливаются, формируются в системе. Собственно, само понятие "организации" как организованной группы людей, может быть введено лишь в том случае, если между этими людьми начинает действовать комплекс организационных отношений, позволяющих действовать им в одном направлении, четко и целеустремленно. Т. е. мы должны установить между людьми отношения субординации, подчиненности, полномочий, власти, ответственности, координации, функциональные отношения, отношение коммуникаций и ряд других. Установление этих отношений вызвано необходимостью разделения труда как по горизонтали, так и по вертикали. В основе установления организационных отношений в системе лежат организационные принципы, которые люди сформировали в результате своей практической деятельности. Становление этих принципов может быть отнесено к древнейшим временам истории человечества. К этим принципам могут быть отнесены: единоначалие, ограничение нормы управляемости, иерархичность уровней управляемости, иерархичность уровней управления, сочетание централизации и децентрализации в управлении.

Согласно Клоду Джорджу-млад­ше­му о чем упоминается в "Основах менеджмента" (М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури) концепция формальной цепи команд была применена евреями еще в 1491г. до н.э. Руководители даже тогда понимали, что для обеспечения эффективности команд, отношения между подчиненными и начальником должны быть простыми и ясными. Древние видели, что наилучший способ обеспечить четкость заключается в том, что подчиненный отвечал только перед одним начальником и получал приказы только от одного начальника. Это убеждение и называется в настоящее время принципом единоначалия. Это, возможно, старейший принцип организации, так как еще Библия утверждала, что человек должен иметь только одного хозяина. Что касается нормы управляемости, как одно из организационных принципов, то под ней мы будим понимать количество работников (зве­нь­ев), которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Слишком большая норма управляемости может вызвать возникновение сложных проблем, вплоть до снижения качества управления. Теоретики управления значительное внимание уделяли определению того, какой должна быть идеальная норма управляемости. Предлагалось наилучшая, с позиций ряда авторов, норма - от 7 до 10 подчиненных. Однако, современные исследования показывают, что величина нормы широко варьируется. Уровень управления, характер выполняемых задач, характеристики подчиненных и относительные способности руководителя, его техническое обеспечение - все это играет роль в определении количества людей(звеньев),непосредственно и эффективно контролируемых руководителем. Более подробно об этом будет сказано ниже при рассмотрении темы "Построение организаций" (раздел 4 МУ). Ясно только, что если не удерживать нормы управляемости на достаточно низком уровне, руководство будет не в состоянии не только выполнить обязанности по координированию,но и контролировать деятельность подчиненных. Необходимость соблюдения оптимальной нормы управляемости привела к необходимости построения иерархических уровней управления что подробно рассмотрено в разделе "Теория управления". Рассмотрим как на основе этих принципов формируются организационные отношения в системе.

Наиболее осязаемый аспект организаций – взаимоотношение полномочий, которые связывают высшие уровни управления с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Средством при помощи которого устанавливаются отношения между уровнями полномочий, является делегирование.

Под делегированием мы будем понимать передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Из этого определения видно как установление отношений одной группы (функциональные отношения) инициируют возникновение другой группы отношений (отношения ответственности). Отсюда можно сделать вывод о тесной взаимосвязанности всего комплекса организационных отношений и необходимости учета этой взаимосвязанности при построении организационного механизма.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия делегируются как должности так и индивиду. Так, например, принятие на должность вице-президента фирмы высококвалифицированного работника может означать расширение полномочий.

Существует множество внешних и внутренних ограничений полномочий, т.е. полномочия это ограниченное право распоряжаться ресурсами, людьми. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором функционирует организация.

Особо необходимо выделить властные полномочия. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущие данной должности право использовать ресурсы организации, принимать решения по определенному кругу вопросов. В отличие от этого, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Другими словами, полномочия определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, иметь право делать, власть определяет, что оно действительно может делать.

Укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Однако, этого далеко не достаточно, чтобы сложная организация эффективно выполнила все задачи. Для этого необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Отношения власти, руководства, лидерства являются предметом рассмотрения отдельной темы в силу их, пожалуй, чрезвычайной важности для обеспечения эффективного управления. В этом же разделе в основном рассматриваются функциональные организационные отношения, которые довольно часто называют формальными отношениями, т.е. такими которые закреплены в каких-либо предписаниях и в принципе являются обязательными в смысле их реализации. Помимо формальных отношений, в системе действует и комплекс неформальных отношений, т. е. таких, которые не определяются служебными установками, инструкциями, положениями и т. д. Этот вид отношений будет рассмотрен несколько ниже. Формальные отношения, т. е. организационные отношения лежат в основе любой организации под которой понимается именно формальная организация. Весь комплекс организационных отношений проявляется в рамках конкретного организационного механизма системы менеджмента. Для того, чтобы более глубже понять сущность организационного механизма необходимо выделить две его составляющие: статику и динамику. Статика организационного механизма реализует относительно постоянные, устойчивые организационные отношения, связи в системе. Т.е. статика организационного механизма есть не что иное, как организационная структура системы менеджмента. Динамика же отражает достаточно оперативные виды организационного воздействия т. е. способствует установлению относительно временных организационных отношений. С позиции современных представлений, деление организационного механизма на статичную и динамичную части довольно условно. Появление адаптивных организационных структур вносит значительный динамизм в систему организационных отношений, и, в тоже время, некоторые организационные правила повышают степень устойчивости этой системы. В разделе "Теория управления" (раздел 1 МУ) при рассмотрении внутренних переменных системы было рассмотрено понятие структуры системы и подчеркнуто роль и значение этого элемента в повышении эффективности деятельности системы. Теперь же нашей задачей является более детальное рассмотрение как организационной структуры, так и различных видов организационного воздействия. Учитывая важность функциональных отношений в системе менеджмента как задающего элемента во всем организационном механизме,рассмотрим первоначально этот вид отношений и его влияние на построение организационного механизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: