Эластичность предложения

Число продавцов.

Налоги и дотации.

Ожидания производителей.

Изменение технологии.

Взаимосвязанные товары.

Цены на ресурсы.

Влияние цен на ресурсы:

· рост цен на ресурсы сдвигает кривую предложения влево, понижение – вправо.

С точки зрения предложения взаимосвязанными являются товары, производимые на основе однотипных ресурсов или технологий.

Влияние цен на взаимосвязанные товары:

· рост цены товара, производимого из тех же ресурсов, что и данный товар, сдвигает кривую предложения данного товара влево, понижение – вправо.

Влияние изменения технологии:

· появление новой технологии, сокращающей издержки и повышающей производительность, сдвигает кривую предложения вправо.

Влияние ожиданий производителей:

· изменение ожиданий производителя по поводу будущего состояния рынка в зависимости от конкретных обстоятельств может сдвигать кривую предложения влево или вправо.

Влияние налогов и дотаций:

· увеличение налогов и уменьшение дотаций сдвигают кривую предложения влево;

· уменьшение налогов и увеличение дотаций – вправо.

Влияние числа продавцов:

· увеличение числа продавцов смещает кривую предложения вправо, уменьшение – влево.

Эластичность предложения – мера реагирования предложения на изменение его факторов; процентное изменение предложения в результате изменения значения его фактора на 1%.

Ценовая эластичность предложения показывает, какое процентное изменение объема предложения последует после однопроцентного изменения цены данного товара при прочих равных условиях.

· где ES(P) – ценовая эластичность предложения;

· %ΔQS – процентное изменение объема предложения;

· %ΔP – процентное изменение цены данного товара.

Пять состояний предложения с точки зрения его эластичности:

· совершенно неэластичное предложение;

· неэластичное предложение;

· предложение с единичной эластичностью;

· эластичное предложение;

· совершенно эластичное предложение.

Совершенно неэластичное предложение – крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества предлагаемой продукции.

Неэластичное предложение – данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению количества предлагаемой продукции.

Предложение с единичной эластичностью – имеет место тогда, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение предложения оказываются равными по величине.

Эластичное предложение – данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества предлагаемой продукции.

Совершенно эластичное предложение – крайний случай, когда самое малое снижение цены побуждает производителей закрывать производство, а любое повышение цены – увеличивать его от нуля до предела своих производственных возможностей.

Факторы ценовой эластичности предложения:

· мобильность факторов производства;

· фактор времени (продолжительность рыночного периода).

Мобильность факторов производства – легкость, с которой необходимые производственные факторы могут быть привлечены из других сфер, равно как и их обратная трансформация; чем выше мобильность факторов производства, тем эластичнее предложение.

Продолжительность рыночного периода:

· кратчайший (мгновенный) рыночный период;

· короткий рыночный период;

· длительный рыночный период.

Кратчайший (мгновенный) рыночный период – настолько малый период, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены.

Короткий рыночный период – такой период, в пределах которого производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными, однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно.

Длительный рыночный период – такой период, который достаточно продолжителен, для того чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации.

2.5. Равновесие на рынке одного товара.
Экономическая природа дефицита и избытка товаров.

Экономическое равновесие достигается в том случае, когда объем спроса равен объему предложения.

Рис. 8.3. Равновесие на рынке одного товара

Неравновесие рынка:

· избыток предложения (затоваривание);

· избыток спроса (дефицит).

Избыток предложения – ситуация, при которой объем предложения превышает объем спроса:

QS>QD

Избыток предложения:

· возникает в случае, когда рыночная цена выше равновесной;

· оказывает понижающее воздействие на цену (давит на цену сверху).

Избыток спроса (дефицит) – ситуация, при которой объем спроса превышает объем предложения:

QD>QS

Избыток спроса (дефицит):

· возникает в случае, когда рыночная цена ниже равновесной;

· оказывает повышающее воздействие на цену (давит на цену снизу).

Допущение, что равновесие существует, оно единственно, и ему соответствует определенное сочетание цены и количества товара, нарушается если

· объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены;

· существует более чем одно сочетание цена-количество, при котором достигается равновесие на рынке.

Тема 3. ПРЕДПРИЯТИЕ: ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Фирма — коммерческая организация, осуществляющая затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли.

Издержки производства – совокупность затрат на производство товара.

Виды издержек (1):

· с точки зрения формы их проявления:

o явные (внешние, бухгалтерские) издержки;

o неявные (внутренние) издержки;

o экономические (вменённые, альтернативные) издержки.

Явные (внешние, бухгалтерские) издержки – издержки в форме явных (денежных) платежей внешним поставщикам факторам производства.

Неявные (внутренние) издержки:

· неоплачиваемые издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс;

· равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при его наилучшем применении;

· включают нормальную прибыль.

Нормальная прибыль – минимальная плата, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение в предпринимательской деятельности.

Экономические (вменённые, альтернативные) издержки:

· сумма явных и неявных издержек;

· доходы, которые фирма должна обеспечить поставщикам ресурсов (внешним и внутренним), чтобы не допустить альтернативного использования этих ресурсов;

· равны количеству других продуктов, которые нельзя произвести, когда данные ресурсы используются для производства определенного продукта.

Закон Визера: Реальная стоимость какой-либо вещи есть неполученные полезности других вещей, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, пошедших на производство данной вещи.

Виды издержек (2):

· с точки зрения зависимости от объёма производства:

o постоянные издержки;

o переменные издержки.

Постоянные издержки (fixed cost, FC):

· затраты, которые не зависят от объема выпуска продукции:

· затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования;

· административно-управленческие расходы;

· арендная плата;

· некоторые виды налогов и т.д.

Переменные издержки (variable cost, VC):

· затраты, которые изменяются с изменением объема производства:

· затраты на сырьё и материалы;

· заработная плата рабочих;

· затраты на топливо, энергию, транспортные услуги и т.д.

Виды издержек (3):

· по методу расчета:

o общие (валовые, совокупные) издержки;

o средние издержки;

o предельные издержки.

Общие (валовые) издержки (total cost, TC) – сумма издержек в расчете на весь объём производства.

Средние издержки (average cost, AC) – это издержки на единицу продукции, рассчитываемые как частное от деления общих издержек на объем выпуска продукции.

AC = TC / Q

Влияние на издержки фактора времени:

· многие издержки, являющиеся постоянными в краткосрочном периоде, становятся переменными в долгосрочном периоде;

· это связано с тем, что в долгосрочном периоде фирмы имеют возможность изменять производственные мощности.

Рис. 2.1. Постоянные, переменные и общие издержки

Рис. 2.2. Средние и предельные издержки

Эффект масштаба – изменение средних издержек, происходящее вследствие увеличения объема производства; может быть как положительным (экономия издержек), так и отрицательным (рост издержек).

Предельные издержки (marginal cost, MC) – добавочные издержки, связанные с увеличением объёма производства на одну единицу.

MC = ∆TC / ∆Q


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: