Система управления предприятием как объект исследования

Классификация систем по Боулдингу

Классификация систем

Рис. 8 Структура с произвольными связями

Структура с произвольными связями

Этот вид структур обычно используется на начальном этапе познания системы, когда идет поиск способов расчленения системы на элементы и нет информации (или она неполная)о характере взаимоотношений между элементами, а также не могут быть установлены не только последовательности их взаимодействия во времени, но и распределение элементов по уровням иерархии. Пример такой структуры представ­лен на рис. 8

Системы разделяют на классы по различным при­знакам, и в зависимости от решаемой задачи выбира­ются различные принципы классификации. Можно классифицировать системы по виду отображаемого объекта (технические, биологические, экономические и т. д.); по виду научного направления (математические, физические и т. п.); по наличию взаимосвязей с внеш­ней средой (открытые и закрытые); по возможности (сложности) предсказания поведения системы (жесткие и мягкие). Деление систем на классы приведено в табл. 4.

Таблица 4 Классификация систем

Признак классификации Классы систем и их характеристика
  По происхождению Естественные - это системы, существующие в естественных процессах Искусственные - системы, являющиеся продуктом человеческого ума, труда. В искусственной системе существует три различные по своей роли подпроцесса: основной процесс, обратная связь, ограничение
  По характеру поведения Управляемые — системы, которым присущ целенаправленный характер поведения Неуправляемые — системы, не обладающие целенаправленным поведением
  По степени сложности. Простые Сложные
  По длительности существования Постоянные — системы, функционирующие в интервале, характеризующемся как бесконечность Временные — системы, созданные человеком и существующие на некотором интервале времени. Временные системы всегда являются искусственными
  По изменению свойств Стабильные — системы, свойства которых не меняются во времени. Если изменения присутствуют, то они носят циклический характер Нестабильные — системы, для которых характерно изменение свойств во времени, и эти изменения не носят циклического характера
  По характеру реакции на воздействия среды Пассивные — системы не оказывающие ответного воздействия на среду Активные — системы, реагирующие на воздействия окружающей среды
  По степени предсказуемости поведения системы Стохастические (вероятностные) — это системы, для которых результаты могут быть лишь спрогнозированы в пределах какого-то диагноза возможных значений Детерминированные (функциональные) — это системы, все результаты и действия которых могут быть точно определены
  По наличию входящих и выходящих потоков Абстрактные системы представляют собой систему без входных и выходных потоков (например, система целей предприятия, математическая система уравнений и др.) Конкретная система построена на связях между элементами посредством процессов (действий) на входных и выходных потоках

Однако следует помнить, что классификация все­гда относительна. Цель любой классификации — ограничить выбор подходов к исследуемой системе, сопос­тавить выделенным классам приемы и методы анализа, дать рекомендации по выбору методов для соответству­ющего класса систем.

Если рассматривать классификацию систем по сложности, то можно говорить о том, что существует несколько подходов к данному делению. Так, можно связать сложность с размерами системы (число эле­ментов и связей), с этой точки зрения различают про­стые, сложные и сверхсложные системы или малые, средние и большие. Но в то же время большие и слож­ные системы — это не одно и то же. Сложные систе­мы, каковыми и являются системы управления, обла­дают особенностями. К ним относятся:

— большое разнообразие возможных состояний;

— неопределенность и сложность реализуемых функций;

— наличие функциональной и структурной избы­точности. Эта черта позволяет системам выпол­нять функции при отказе элементов или даже группы элементов в системе, что позволяет до­стигнуть устойчивости их функционирования;

— сложный характер связей между отдельными элементами;

— необходимость учета взаимодействия с внеш­ней средой;

— невозможность формального описания слож­ной системы.

Однако, исследуя сложные системы, следует иметь в виду принцип чередования простого и сложного. Согласно ему в прогрессивно развивающейся системе рост сложности в определенный момент приводит к скачку качества: система утрачивает сложность, ста­новясь простой и обретая другие функциональные возможности. Далее в новом состоянии система, накап­ливая сложность, может опять испытать скачки подоб­ного рода.

Системный подход к исследованию сложных объ­ектов предполагает проведение исследования в трех взаимосвязанных аспектах: исторический анализ, струк­турный анализ, функциональный анализ (анализ внут­ренней и внешней среды функционирования).

Примером классификации систем по сложности может служить классификация, предложенная Боулдингом и представленная в табл. 5, где каждый после­дующий класс включает в себя предыдущий [16].

Классификация систем по степени организован­ности предполагает наличие трех классов:

1. Хорошо организованные системы.

2. Плохо организованные системы (диффузные).

3. Самоорганизующиеся системы.

Таблица 5

Тип системы Уровень сложности Примеры
Неживые системы Статистические структуры или остовы. Кристалл
Простые динамические структуры с заданным законом поведения. Часовой механизм
Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи Термостат
Живые системы Открытые системы с самосохраняемой структурой Клетки
Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию Растения
Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием Животные
Системы, характеризующиеся самосознанием, мышлением и нетривиальным поведением Люди
Социальные системы Социальные организации
Системы, лежащие в настоящий момент вне нашего познания (трансцендентные системы)  

Представить анализируемый процесс (объект) в виде хорошо организованной системы означает опре­делить элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы. Описание объекта, в виде хорошо организованной системы применяется в тех случаях, когда можно предложить детерминированное описание системы и экспериментально показать пра­вомерность его применения, то есть адекватность мо­дели реальному объекту. Проблемная ситуация в дан­ном случае может выглядеть как оптимизационная задача с целевой функцией и ограничениями. Для ре­шения многокритериальных задач хорошо организован­ные системы не применяются, так как необходимо недопустимо большие затраты времени на получение и обработку модели, и трудно подобрать адекватную модель.

При представлении объекта в виде диффузной системы не ставится задача определить все учитыва­емые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы. Система характеризуется некото­рым набором макропараметров и закономерностями, которые выявляются не на основе исследования всего процесса, а путем изучения определенной доста­точно представительной выборки компонентов. Полу­чаемые характеристики и закономерности распрост­раняются на всю систему в целом. Отображение объекта в виде диффузной системы находит широкое применение при решении задач, связанных с опре­делением пропускной способности системы управле­ния, при исследовании документальных потоков ин­формации.

Отображение объектов в виде самоорганизую­щихся систем позволяет исследовать процессы с боль­шой неопределенностью на начальном этапе поста­новки задачи. Самоорганизующиеся системы — это всегда неравновесные системы. Они обладают, поми­мо признаков, характерных для диффузных систем (стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров), специфическими признаками (непредс­казуемостью поведения, способностью адаптировать­ся к изменяющимся условиям среды, формировать возможные варианты поведения и т. п.). При представ­лении исследуемого объекта (процесса) в виде само­организующейся системы задачи определения целей и выбора средств разделяются. При этом задача вы­бора целей может быть описана в виде самоорганизу­ющейся системы.

В реальной жизни встречается множество самых разных организаций (государственные, муниципаль­ные, частные, общественные, научно-производствен­ные объединения и т. п.), которые созданы для осуще­ствления разнообразных потребностей общества и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

Однако любое предприятие представляет собой производственно-хозяйственную и социально-эконо­мическую систему, схема управления которой пред­ставлена на рис. 9 [11], так как оно:

— состоит из взаимосвязанных частей (произ­водств, цехов, участков, служб и т. д.), дея­тельность которых влияет на конечный ре­зультат;

— взаимодействует с внешней средой, из которой в систему поступают необходимые факторы производства и в которой реализуются и ис­пользуются результаты производства;

— ведет целенаправленную деятельность на удов­летворение потребностей общества;

— обладает свойствами, присущими сложным от­крытым целенаправленным системам: способ­но реагировать на изменения внешней среды, самостоятельно осуществлять собственное раз­витие; сочетает в себе свойства целостности и обособленности, определяющим образом влия­ющих как на способы действия системы, так и на способы ее развития.

Характерными чертами развития социально-эко­номических систем на современном этапе являются [19]:

· интеграция научных знаний, рост количества меж­дисциплинарных проблем, комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве техничес­ких, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

· усложнение решаемых проблем;

· рост количества связей между объектами;

· динамичность изменяющихся ситуаций;

· дефицитность ресурсов;

· повышение уровня стандартизации и автоматиза­ции элементов производственных и управленчес­ких процессов;

· глобализация конкуренции, производства, коопе­рации, стандартизации и т. д.;

· усиление роли человеческого фактора в управле­нии и др.

Перечисленные черты предопределяют необхо­димость проведения исследований, где в качестве объекта исследования рассматривается система уп­равления.

 
 


Система управления предприятием — это сово­купность взаимозависимых элементов, образующих единое целое, выполняющее определенную функцию.

В настоящее время в составе системы управления организацией выделяют, как видно на рис. 9, управляющую подсистему, программу управления, ресурсы управления. Структура управляющей подсистемы мо­жет быть представлена как совокупность взаимосвя­занных блоков (рис. 10 [4]), от «настройки» которых непосредственно зависит вклад каждого работника в достижении цели хозяйствующего субъекта.

Рис. 10. Состав управляющей подсистемы управления

Основной задачей системы управления предприя­тием является формирование профессиональной уп­равленческой деятельности. Как процесс управленчес­кая деятельность — совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между ча­стями системы. Как явление — это объединение эле­ментов (целей, программ, ресурсов) для реализации миссии организации.

Сущность социально-экономических систем про­является в их функциях.

1. Системы управления выполняют интегрирующую функцию, способствуя реализации индивидов как субъектов общественного производства и суще­ственно облегчая налаживание экономических связей, обеспечивая экономию на трансакционных издержках.

2. Информационная функция заключается в накопле­нии, селекции и передаче информации в пространстве и во времени. Выполняя информационную функцию, социально-экономические системы обес­печивают непрерывность общественного воспро­изводства.

3. Регулирующая функция: системы управления на­правляют деятельность экономических субъектов в русло, наиболее полезное экономике в целом, и пытаются приостановить деятельность субъектов, приносящую отрицательные последствия. Для того чтобы быть эффективной, система управ­ления должна быть направлена на вскрытие причин проблем и устранение возможности их повторения.

Практика работы зарубежных компаний и эффек­тивно функционирующих отечественных предприятий свидетельствует о непосредственной зависимости про­цветания субъектов хозяйствования и проведения ана­лиза систем управления, который невозможен без оцен­ки состояния системы. Показатели, которые позволяют оценить систему управления, представлены в прил. 2 [12]. Набор измеримых характеристик состояния сис­темы управления — портфель критериев оценки — обуславливает способ представления целостной карти­ны организации, И эта картина есть экономический образ определенной структуры, который специфичес­ки отражает ее состояние, условия функционирования, реакцию на все управляющие воздействия. Четкое понимание особенностей такого отражения становит­ся необходимым условием качественного управления. Степень ограниченности, дискретности, искаженности информации об экономическом объекте (или про­цессе) в используемом наборе показателей определяет адекватность последнего целям применения. Оценивая систему управления, можно работать с неограничен­ным числом критериев, относящихся к различным подразделениям и бизнес-процессам предприятия, таких как: финансовая деятельность, реализация, об­разование и развитие сотрудников и т. д.

В зависимости от нахождения управляющей под­системы относительно предприятия различают [11]:

— управление в замкнутом контуре;

— управление в разомкнутом контуре.

Управление в замкнутом контуре осуществляется в тех случаях, когда управляющая подсистема принад­лежит системе и обеспечивает постоянный контроль посредством обратной связи результатов деятельнос­ти с факторами деятельности, в том числе с производ­ственными факторами. Наличие обратной связи обес­печивает воздействие на производственные факторы за счет собственных ресурсов, чем и достигается са­моорганизация производственной системы. Наглядно этот вид управления представлен на рис. 11,а.

Обязательными условиями управления в замкну­том контуре являются: наличие канала информации о состоянии процесса производства и результатов дея­тельности (информационное обеспечение управления); возможность сравнения результатов деятельности с программой или нормативами (нормативное обеспече­ние управления); наличие источников формирования управляющих воздействий (механизмов управления, стимулов и рычагов воздействия); наличие условий для организации воздействий на производственные фак­торы (вход) и процесс (реализация принципа самосто­ятельности предприятия в использовании механизмов управления).

В рыночных условиях абсолютное большинство процессов управления предприятием осуществляется в замкнутом контуре.

Управление в разомкнутом контуре (рис. 11,б) ха­рактеризуется отсутствием обратной связи от резуль­татов деятельности к факторам деятельности (произ­водственным факторам). Это возможно только в тех случаях, когда субъект управления неправомерен рас­поряжаться полученными результатами в силу того, что управление осуществляется из внешней среды. Если система управления не отлажена, кадры управления не могут (в силу разных причин) целенаправленно и обоснованно использовать имеющиеся ресурсы. При внешнем управлении все негативные изменения на уровне факторов деятельности и производственного процесса своевременно не компенсируются и оказы­вают непосредственное воздействие на результаты деятельности.

a) 6)

Рис. 11, Виды управления: a — в замкнутом контуре; б — в разомкнутом контуре:

X — вход; Y — выход; S — объект управления;

R — управляющая подсистема; I — поток информационных

ресурсов от объекта управления; Q — поток управляющих

воздействий

Примером управления в разомкнутом контуре явля­ется централизованное управление предприятием в дореформенный период, когда наиболее существенные воз­действия на факторы формировались исходя из народно-хозяйственных и отраслевых планов, В рыночных условиях управление в разомкнутом контуре применяется в холдинговых структурах, при введении внешнего управления в случае несостоятельности предприятий, при приглашении акционерным обществом внешней управляющей органи­зации в качестве исполнительного органа управления.

Соотношение управления в замкнутом и разомк­нутом контурах изменяется в зависимости от организационно-правовых форм предприятия: в акционерных обществах (материнских компаниях) управление осу­ществляется преимущественно в замкнутом контуре, тогда как в дочерних компаниях роль управления в замкнутом контуре достаточно мала.

Особым видом управления является управление изоляцией, когда на входе и выходе системы ставится система фильтров. Предназначены они для фильтра­ции поступающих из внешней среды ресурсов (нежелательные ресурсы в систему не пропускаются) и из системы во внешнюю среду. В качестве примера можно привести входной контроль качества сырья и мате­риалов, требования к работникам при найме, приемоч­ный контроль готовой продукции и т. д.

На реально действующих предприятиях комбини­руются все три схемы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: