Защита в чрезвычайных ситуациях

Вопрос №2

Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях (ЧС) составляют отдельные разделы законов "Об охране окружающей среды", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О пожарной безопасности".

Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (1994 г.). В главе I закона "Общие положения" разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС. Отдельная статья связана с обеспечением гласности информации о ЧС. Глава II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ; глава III — принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС; глава IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС; глава V связана с подготовкой населения к ЧС; глава VI — с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; глава VII — с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области; глава VIII посвящена международным договором по защите от ЧС.

Следует отметить также Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". К последним относятся производства, в которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются вещества, воспламеняющиеся в смеси с воздухом при нормальных условиях, окисляющие вещества, самовозгорающиеся и взрывчатые вещества, токсичные вещества, воздействие которых может привести к гибели людей и других живых организмов в природе. Кроме того, к опасным производственным объектам отнесены производства, использующие сосуды, работающие под давлением и (или) стационарные грузоподъемные машины и некоторые другие.

Согласно закону все виды проектов такого рода объектов должны проходить государственную экспертизу, на их эксплуатацию должна быть получена лицензия, штаты опасных производственных объектов должны быть полностью укомплектованы обученными и аттестованными кадрами надлежащей квалификации, на объекте должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, производиться диагностика, освидетельствование, испытания используемых сооружений и технических устройств, должны разрабатываться декларация промышленной безопасности и заключаться договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. К последним предъявляется ряд дополнительных требований, в частности, требование осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, анализ причин их возникновения, ведение их учета, принятие мер по сохранению жизни и здоровья работников в случае аварии и т. д.

Подзаконные акты исполнения по ЧС включают в себя целый ряд Постановлений Правительства, Положений и Правил Госгортехнадзора, приказов МЧС и Госгортехнадзора. Отметим Постановление Правительства РФ "О декларации безопасности промышленного объекта РФ", Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные Правительством России, а также Положение "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении государственного реестра", утвержденное постановлением Госгортехнадзора России.

Подзаконные нормативные акты по ЧС представлены прежде всего системой стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" (БЧС), являющейся системой № 22 Государственной системы стандартизации (ГСС), включающей в себя 11 групп стандартов (рис. 12).

Стандарты группы 0 устанавливают:

— основные требования и определения в области обеспечения безопасности в ЧС;

— классификацию ЧС;

— классификацию продукции, процессов, услуг и объектов народного хозяйства по степени их опасности;


Рис. 12. Структура стандартов БЧС

—номенклатуру и классификацию поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

—предельно допустимые уровни (концентрации) поражающих факторов и воздействий источников ЧС;

—основные положения и правила метрологического обеспечения контроля состояния сложных технических систем в ЧС.

В системе стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" принята система обозначений, показанная на рис. 13.

Значит, если нам нужен стандарт "БЧС, Защита населения. Основные положения", необходимо искать его в системе № 22 ГСС в группе 3, где и находим его как ГОСТ 22.3.03-94.

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их возникновение и поря док действий в ЧС.

Рис. 13. Система обозначений в системе стандартов "Безопасность в чрезвычайных ситуациях"

Она включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

РСЧС включает в себя территориальные и функциональные подсистемы, имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный. Главный орган федерального уровня — МЧС России. На региональном уровне главный орган управления — региональные центры МЧС России.

Территориальные подсистемы РСЧС субъектов РФ состоят из звеньев, соответствующих принятому в России административно-территориальному делению. Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и включает в себя координирующий орган — комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС) (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) и орган повседневного руководства (центр управления и дежурно-диспетчерскую службу), силы и средства функциональных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские, материально-технические ресурсы, системы связи, оповещения, информационного обеспечения, а также специальные учебные заведения.

Штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) создаются на территориальном и местном уровнях.

Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в порученных им отраслях экономики.

Надзор за выполнением требований к опасным производственным объектам на предприятиях осуществляет Госгортехнадзор России.

В состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: