Правоохранительная служба

Военная служба

В соответствии со ст.6 ФЗ № 58 военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Однако, до принятия специального закона о внесении изменений в законодательство о военной службе применяется определение военной службы, установленное на основе положений ст.2 Федерального закона № 53 «О воинской обязанности и военной службе».

Особенности военной службы следующие:

- по содержанию данный вид государственной службы связан с обеспечением обороноспособности и безопасности государства, охраны территориальной целостности и отражения нападения от внешних посягательств;

- военная служба РФ имеет собственные, «самостоятельные» специальные источники нормативно-правового регулирования: Федеральные законы №№ 53,79, где устанавливаются общие принципы построения системы данного вида государственной службы, основы правового статуса военнослужащих, а также урегулированы особенности прохождения данного вида государственной службы;

- данный вид государственной службы организован в вооружённых силах РФ, других войсках, в специальных федеральных органах, а также в специальных воинских формированиях (их перечень содержится в ст. 2 Федерального закона № 53). Кроме того, военная служба организована в различных учреждениях и иных организациях, как правило, подведомственных Министерству обороны РФ;

- военная служба является видом федеральной государственной службы, следовательно, связана с обеспечением исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, а также лиц замещающих государственные должности РФ;

- военная служба с точки зрения основ её организации и прохождения подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту;

- военную службу осуществляют как граждане РФ, так и иностранные граждане государств - бывших республик СССР, членов СНГ, за исключением стран Балтии, Грузии, Туркменистана;

- военная служба - это деятельность граждан, которым присвоены воинские звания (ч.1, ст. 2 Федеральный закон №58).

Легальное определение правоохранительной государственной службы дано в ст.7 Федерального закона № 58. Но данное определение не подлежит применению до принятия соответствующего Федерального закона «О правоохранительной государственной службе». Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Особенности рассматриваемого вида государственной службы состоят в следующем:

- правоохранительная служба по содержанию представляет собой профессиональную служебную деятельность по обеспечению законности и правопорядка. Правоохранительная государственная служба направлена на борьбу с преступлениями и правонарушениями в различных общественных отношениях;

- данный вид государственной службы не имеет собственного правового источника её регулирования. Тем не менее, имеется огромное количество нормативных правовых актов регулирующих деятельность различных правоохранительных органов («Закон о милиции», «Закон о судебных приставах», «Закон о службе в таможенных органах» и др.);

- данный вид государственной службы организован в различных государственных органах, входящих в систему правоохранительных органов, а также в различных государственных учреждениях и государственных организациях. Этот вид службы объединяет особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачей которых является поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государственного строя. Строго говоря, данный вид государственной службы логично было бы определить термином «правоохранительная служба» или, как альтернатива – «полицейская служба».

Прежде всего, к правоохранительной государственной службе относится служба в милиции и смежные с ней по характеру (в МВД РФ, в Федеральной миграционной службе, в органах Министерства юстиции (служба судебных приставов, следователи, организационно подчиненные системе МВД, служба исполнения наказаний), в МЧС России (служба пожарной охраны), в органах федеральной фельдъегерской связи, в органах Госнаркоконтроля, в таможенных органах и др.);

- государственная правоохранительная служба - федерального уровня, связана с обеспечением реализации полномочий РФ, федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности;

- это деятельность только граждан РФ, соответствующих определённым требованиям к уровню образования, состоянию здоровья и т.д.;

- правоохранительная государственная служба деятельность лиц, которым присвоены специальные звания, аналогичные воинским званиям, но с приставками – юстиции, милиции, полиции, внутренней службы, таможенной службы и т.д.

Военная и правоохранительная государственные службы имеют много общего с точки зрения организации данных видов деятельности, правового положения служащих и нормативного регулирования. В теории принято эти два вида государственной службы объединять общим понятием – милитаризованная служба. Милитаризованная служба - понятие теоретическое, не нашедшее до сих пор своего правового закрепления.

Особенности милитаризованной службы:

· профессиональной обязанностью для милитаризованных служащих является защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья;

· милитаризованные государственные служащие имеют право применять меры государственного принуждения, в том числе вооружение, военную технику, боевую технику, огнестрельное оружие, специальные средства для достижения установленных целей, связанных с безопасностью, охраной правопорядка и т.п.;

· характерно наличие более жёсткой служебной дисциплины;

· характерно наличие особой системы специальных званий и внешней атрибутики, влияющих на правовое положение служащих;

· наличие особой системы подготовки кадров и переподготовки, а также профессиональной подготовки (огневой, строевой, технической), наличие специальных, обязательных занятий (как правило, еженедельных), которые рассматриваются в качестве исполнения служебных полномочий, т.е. входящих в служебное время;

· установление особых правил привлечения к различным видам ответственности (ответственность чаще несёт орган, а не сотрудник);

· обязательное принесение присяги (что влияет на правовой статус только у военнослужащих, т.к. с ней связаны определенные правовые последствия. У остальных государственных служащих присяга является традицией);

· обязательное прохождение государственной дактилоскопической регистрации;

· специальные требования по состоянию здоровья. Например, на военную службу не могут быть приняты граждане ростом ниже 150 см, весом менее 40 кг. В оперативные подразделения не принимаются граждане, имеющие татуировки и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: