double arrow

Ненормативная правовая информация


Этот вид данных служит задачам правоприменительной и правоохранительной деятельности, отправления правосудия по уголовным и гражданским делам, обоснованного разрешения арбитражных дел. Используется для систематического инфор­мирования граждан, всех общественных структур о наиболее актуальных явлениях, фактах и проблемах в правовой сфере.

Можно предложить следующую структуру ненорматив­ной правовой информации.

1. Информация о состоянии законности и правопорядка (реализует в правовой сфере принцип обратной связи):

о соблюдении прав и свобод человека, содержащаяся в отчетах Уполномоченного по правам человека, в официаль­ных данных о соблюдении Российской Федерацией своих меж­дународных обязательств, в материалах специальных комис­сий по правам человека;

об эффективности прокурорского надзора, содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в периодичес­ких изданиях правоохранительных и правоприменительных органов, о формах и способах защиты прав граждан, о приня­тых мерах по восстановлению законности; ,

гражданско-правовая информация— о гражданско-правовых отношениях, о фактической реализации гражданских прав и обязанностей участников гражданского оборота, раз­личных форм собственности и других вещных прав, договор­ных и иных обязательств;




административно-правовая информация, рассматривающая административную деятельность органов исполнительной вла­сти и правовые отношения,, возникающие в процессе этой де­ятельности между органами управления и гражданами.

2. Информация о состоянии и соблюдении конституци­онных прав и свобод человека и гражданина.

3. Информация о правовой жизни общества, содержащая­ся в средствах массовой информации (СМИ).

4. Информация о состоянии преступности (админист­ративных правонарушений), ее динамики и мерах предупреж­дения.

5. Жалобы и заявления граждан.

6. Информация о льготах и привилегиях.

7. Информация, связанная с расследованием и разбиратель­ством конкретных судебных дел:

информация, содержащаяся в уголовных, гражданских и арбитражных дедах;

копии приговоров и решений, справки о судимости;

криминалистическая информация, используемая при до­казательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;

судебно-экспертная информация, используемая при про­ведении судебных экспертиз для доказательства (или опровер­жения) факта преступления и вины обвиняемого;

оперативно-розыскная информация, содержащая сведе­ния, отражающие ход и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, со­вершивших уголовно наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы.*



* Иная ненормативная правовая информация: справочная информация; количественно выраженная информация о социально значимых юриди­ческих фактах, уголовных и гражданских делах, имеющая массовый ха­рактер (социально-правовая статистика).

Правовой режим ненормативной правовой информации — это юридически установленные правила, определяющие сте­пень ее открытости, порядок производства и потребления, документирования, доступа, хранения, защиты, а также воп­росы собственности и владения.

Правовой режим доказательственной информации, исполь­зуемой в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводствах, определяется соответственно уголовно-, гражданско- и арбитражно-процессуальным законодательством.

Ненормативная информация может быть либо общедос­тупной, либо ограниченного доступа. Режим и порядок отне­сения информации к категории определенного доступа уста­навливается руководителем того юридического учреждения, в котором она производится и циркулирует. Ответственность за соблюдение законности и защиту информации лежит на том юридическом учреждении, которое является ее владельцем.

Ненормативная правовая информация не может быть объектом коммерческого оборота, ее распространение долж­но осуществляться на бесприбыльной основе.

Собственником ресурсов ненормативной правовой инфор­мации является государство. Отношения по поводу права соб­ственности на них регулируются гражданским законодательством Российской Федерации. Юридические учреждения осуществ­ляют непосредственное оперативное управление, ведение и распоряжение ресурсами ненормативной правовой информации.



Творческие разработки, изобретения и рационализатор­ские предложения, принципиально новые информационные технологии, специально предназначенные для решения задач правовой сферы, могут быть признаны в установленном по­рядке объектами интеллектуальной собственности.

Отдельные элементы информационных систем и сетей (имущественные комплексы в виде технических средств, средств связи и других вещных объектов; базы данных, про­граммы для ЭВМ) могут принадлежать на правах владения разным юридическим учреждениям. Владелец ресурсов ненор­мативной правовой информации, банков данных и систем в пределах своей компетенции определяет правила обработки, защиты информации и доступа к ней, устанавливает условия распоряжения ненормативной правовой информацией при ее копировании и распространении.

Граждане имеют право на получение ненормативной пра­вовой информации, которой располагают юридические учреж­дения (справки, копии приговоров, решений, статистическая информация и др.). Заявление о получении такой информации должно быть мотивированным. Граждане имеют право знако­миться с указанной информацией в пределах юридического учреждения.

В соответствии с международными соглашениями, норма­ми и общепризнанными принципами международного права граждане имеют право на получение правовой (нормативной и ненормативной) информации из международных и нацио­нальных систем и информационно-коммуникационных сетей на условиях, которые устанавливаются соответствующими инфор­мационными службами.

Юридические учреждения должны удовлетворять запро­сы граждан, обратившихся за получением ненормативной пра­вовой информации. Обязанность доказывания конфиденциаль­ного характера испрашиваемой информации лежит на соот­ветствующем учреждении.

Каждый гражданин, другие субъекты вправе незамедли­тельно получить от юридического учреждения любого вида и уровня справочную информацию: сведения о точном наимено­вании данного учреждения, возглавляющих его должностных лицах, времени и порядке рассмотрения уголовных, граждан­ских или арбитражных дел, те же сведения относительно иных юридических учреждений, включая центральные и региональ­ные.

Юридические учреждения систематически информиру­ют население и общественность о состоянии законности, пра­вопорядка, прав и свобод человека на территории располо­жения этих органов, в том числе и через средства массовой информации.

§ 4. Информационные процессы в механизме правового регулирования

Информационные процессы — это процессы распростра­нения информации в естественной, технической или социаль­ной среде. Информационные процессы протекают на всех уров­нях социальной иерархии:

общества в целом;

больших социальных групп и социальных общностей;

малых социальных групп и трудовых коллективов;

отдельной личности и ее индивидуального сознания (ин­формационно-психологические процессы).*

* Это также процессы распространения слухов, моды, эталонов (образ­цов) поведения в различных социальных группах.

Рис. 2. Блок-схема информационного процесса

Информация движется от ее источника к потребителю (пользователю). Для характеристики информационных процес­сов информатика применяет термин "канал информации". Ка­нал информации совмещает биологические, социальные, тех­нические (радио, телевидение) и психологические процессы (вос­приятие информации, запоминание, воспроизведение). Канала­ми информации являются сложные телекоммуникационные си­стемы и физические поля (электромагнитные, радиоволны).

Процессы передачи и восприятия информации существу­ют и в механизме правового регулирования общественных от­ношений. Примером может служить деятельность СМИ (ра­дио, телевидение, газеты, журналы), создающих целенаправ­ленные потоки массовой общедоступной информации о госу­дарственной и правовой системе.*

* Методами оптимизации информационных потоков служат: проведение социологических исследований, применение метода моделирования, ин­спектирования и проверки, правовое регулирование деятельности СМИ.

Центр тяжести процессов коммуникации в обществе при­ходится на избирательность восприятия сообщений. Одной из основных характеристик человека как получателя информа­ции является наличие максимума информации, или оригиналь­ности сообщения, которое он способен воспринять за единицу времени. Если данное сообщение превышает эту норму, чело­век вынужден отказаться от восприятия общей формы и при­бегнуть к выделению и запоминанию отдельных деталей.

На процессы восприятия правовой информации влияют следующие факторы:

потребность в правовой информации — это осознанная ин­дивидом необходимость получения и использования в практи­ческой деятельности сведений о правовых нормах и принци­пах, важнейших законодательных актах и правоположениях;

интерес к правовой информации — это прежде всего выделенность какой-либо правовой информации из потока, функ­ционирующего в данном обществе. Интерес к правовой инфор­мации характеризуется такими параметрами, как глубина, широта, специализация;

социокультурный уровень личности. Этот фактор харак­теризует владение личностью определенной суммой культур­ных ценностей, элементом которой является правовая культу­ра. Правовая культура отражает степень участия лица в "поле" политической, правовой и иной социальной информации.

Распространение информации нередко сопряжено с не­обходимостью преодоления информационных барьеров.

1. Технические барьеры. В соответствии со ст. 33 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г.* создание искусственных помех, препятствующих уверенно­му приему радио-, телепрограмм, т. е. распространению ра­дио-, теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вещание по лицензии, влечет от­ветственность по законодательству Российской Федерации. Техническими барьерами могут быть также индустриальные помехи (т. е. искусственные помехи, возникающие при эксп­луатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности).

* Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

2. Барьер незнания (неосведомленности). Потребитель не знает, что необходимая ему информация реально существует.

3. Барьер связи. Потребитель знает, что нужная ему ин­формация существует, но он не имеет возможности получить ее. Причины здесь могут быть разные: от отсутствия связей между специалистами, учреждениями, странами до явного или неявного нежелания широко распространять информацию.

4. Языковой барьер. Информация доступна, но написана на незнакомом потребителю языке. В этом случае он игнори­рует данный документ.

Распространение правовой информации нередко связано с таким явлением, как избыточность. Позитивная избыточ­ность правовой информации имеет своей целью оптимизиро­вать весь процесс коммуникации. Позитивная избыточность используется и СМИ (неоднократные повторения характерных ситуаций для лучшего усвоения их аудиторией).

Позитивная избыточность часто используется законода­телем как прием повышения эффективности восприятия нор­мативных актов. Так, в Федеральный закон "Об информации" включена ст. 11 "Информация о гражданах (персональные дан­ные)", которая содержит пять частей. В них достаточно под­робно изложены основные черты института персональных дан­ных. Вместе с тем в соответствии с программой информатиза­ции разработан проект федерального закона "О персональных данных", который призван урегулировать весь комплекс воп­росов о персональных данных. Налицо избыточность. Но эта избыточность позитивна. Субъектам правоотношений, исполь­зующим Федеральный закон, полезно иметь информацию и об институте персональных данных.

Другой пример. В Закон РФ "О средствах массовой инфор­мации" включена ст. 29 "Обязательные экземпляры". Редакции СМИ направляют в Министерство печати и информации, Рос­сийскую государственную библиотеку и другие организации обязательные экземпляры газет и журналов. Данная норма в контексте Закона о СМИ вполне уместна и целесообразна. Она далеко не избыточна. Вместе с тем издан Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г., который более подробно рассматривает эти же вопросы.*

* СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 1.

С учетом правил информатики во многих базовых законах, "примыкающих" непосредственно к Конституции РФ, целесо­образно воспроизводить конституционные правоположения и нормы, имеющие прямое отношение к данной проблеме.*

* "Избыточную информацию" содержат также некоторые положения кон­ституций республик в составе Российской Федерации, воспроизводящие принципиальные положения Конституции РФ.

Негативная избыточность нарушает нормальное течение информационного процесса. Она представляет своего рода "шум" или "помехи". Это, например, декларативные нормы и правоположения, характерные для многих законодатель­ных актов, принятых в условиях административно-команд­ной системы. Специфика декларативных законов и норм со­стоит в том, что они не снабжены механизмом реализации. Не выполняя функций регуляции и саморегуляции, такие законы негативно избыточны.

Средством преодоления негативной избыточности служит высокий уровень подготовки нормативных правовых актов. "Сжать информацию" можно путем ввода определений основ­ных понятий, устранением декларативных положений, глубо­кой разработкой концепции акта. Эффективным может быть и прием введения в нормативный текст принципов, характери­зующих данный акт.

Заключительное звено информационно-коммуникационно­го процесса — использование ("потребление") информации для принятия решений (вынесение приговора, разработка законо­проекта, составление юридического документа и др.). В отли­чие от процесса потребления материальных ресурсов потреб­ление информации не приводит к ее исчезновению (или изме­нению), что предопределяет возможность ее неоднократного использования.

Потребление информации включает: восприятие инфор­мации; оценку достоверности, логический и профессиональ­ный юридический анализ, использование для формирования выводов логических умозаключений — индуктивных (от част­ного к общему) и дедуктивных (от общего к частному); приня­тие решения (по гражданскому, уголовному, арбитражному делу).

§ 5. Информационные отношения

Понятие "информационные отношения" отражает объек­тивные связи между отдельными индивидами, их коллектива­ми и объединениями, предприятиями, государственными орга­нами и учреждениями по поводу производства, распростране­ния и потребления информации.

Термин "информационные отношения" юридически зак­реплен в Рекомендательном законодательном акте Межпарла­ментской Ассамблеи государств — участников СНГ от 23, мая 1993 г. "О принципах регулирования информационных отношений в государствах — участниках Межпарламентской Ас­самблеи". Используется он и в законодательстве некоторых стран СНГ.

Информационные отношения тесно связаны с информа­ционной деятельностью. Информационная деятельность пред­ставляет собою сферу общественного производства, связан­ную с производством информации, оказанием информацион­ных услуг и подготовкой информационных продуктов. В про­цессе этой деятельности возникают разнообразные информа­ционные отношения. Их субъекты — общественные и государ­ственные структуры, физические и юридические лица, пред­приятия, фирмы, объединения граждан, государство в целом. Специальными субъектами информационных отношений явля­ются зарегистрированные в качестве юридических лиц ин­формационные агентства, распространяющие информацию.

Субъекты информационных отношений имеют право по­лучать (производить, добывать), использовать, распространять и хранить информацию в любой форме и с помощью любых средств, но в пределах, предусмотренных законом.

Субъекты информационных отношений обязаны:

использовать информацию согласно закону или договору (соглашению);

обеспечивать доступ, к информации всем потребителям и гражданам на условиях, предусмотренных законом или согла­шением;

хранить ее в надлежащем состоянии и в течение установ­ленного срока;

компенсировать ущерб, причиненный при нарушении за­конодательства об информации.*

* См.: Ст. 43 Закона Украины "Об информации".

Правовые информационные отношения имеют свой объект — правовую информацию — и могут быть классифицированы сле­дующим образом.

1. Информационные отношения между федеральными орга­нами государственной власти. Государственная Дума, Совет Фе­дерации, Аппарат Президента РФ, Правительство РФ обязаны обмениваться друг с другом производимой ими информацией.

Информационные отношения возникают и в конституци­онно-правовой сфере. Так, в соответствии со ст. 104 Конститу­ции Молдовы Правительство предоставляет Парламенту, его комиссиям необходимую информацию и документы.

2. Информационные отношения, возникающие между гражданами и их объединениями. Так, согласно ст. 81 Феде­рального закона "Об акционерных обществах" от 24 ноября 1995 г. лица, заинтересованные в совершении обществом сдел­ки, обязаны довести до сведения совета директоров общества информацию о предполагаемых сделках, в которых они могут быть заинтересованы.*

* См.: СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

Информационные отношения могут возникнуть между гражданином и государственным органом. В соответствии с ч. 2 . ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и орга­ны местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления о документа­ми и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

3. Информационные отношения с участием иных субъек­тов права. Это, например, отношения, возникающие при про­изводстве и потреблении массовой информации, между госу­дарством и СМИ, между различными видами СМИ, между СМИ, с одной стороны, и физическими и юридическими лица­ми — с другой.

Объективно существующие и развивающиеся в обществе информационные отношения регулируются особыми информа­ционными нормами.

Информационные нормы регламентируют права, обязан­ности, ответственность субъектов права при производстве, распространении и использовании информации с учетом спе­цифики информационных отношений. Будучи урегулированы такими нормами, информационные отношения становятся пра­вовыми. Так, на уровне конституционного законодательства действуют информационные нормы, имеющие основополага­ющий характер (это ч. 4 ст. 29, ст. 23 и др. Конституции РФ).

Характерно, что в нормативные акты все чаще включа­ются и такие нормы, которые касаются процессов информа­тизации правовой и политической сферы. В соответствии со ст. 86 Федерального закона "О выборах депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. сформулированы правила использования госу­дарственной автоматизированной информационной системы (ГАС "Выборы"): в период голосования запрещается передача каких-либо данных от вышестоящих информационных цент­ров нижестоящим.*

* СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

Ряд актов административного законодательства содержит информационно-правовые нормы, устанавливающие или уточ­няющие статус государственных органов в информационной сфере, права и обязанности при получении и передаче инфор­мации, основания и порядок ответственности за нарушения этих норм.

Многочисленные правовые нормы имеются в актах меж­дународного права. Например, ст. 19 Всеобщей декларации прав человека устанавливает норму, в соответствии с которой каж­дый человек имеет право свободно искать, получать и распро­странять информацию и идеи любыми средствами и независи­мо от государственных границ.

В военно-политической сфере устанавливаются информа­ционные нормы, регулирующие порядок контроля и инспек­тирования, взаимную проверку, что должно привести к боль­шей степени доверия между государствами.

Отдельные информационно-правовые нормы включаются в "тематические" нормативные акты по значительному числу отраслей российского законодательства. Например, такие нор­мы содержатся в экологическом, демографическом законода­тельстве, в законодательстве о научно-техническом прогрес­се и других актах отраслевого законодательства.*

* Понятие информационной нормы нельзя расширять. Так, не являются информационными такие правовые нормы, которые хотя и имеют опре­деленную информационную нагрузку, но по своей внутренней природе относятся к иной сфере правового регулирования.

Информационные нормы можно классифицировать сле­дующим образом: конституционные информационные нор­мы — устанавливающие информационные правила общего содержания, право человека на информацию, гарантии и ме­ханизм реализации. По сфере действия различают универ­сальные, региональные, партикулярные нормы; по юриди­ческой силе — императивные и диспозитивные; по функци­ям в правовой системе — материальные и процессуальные;

по способу создания и форме существования (по источни­ку) — договорные, международные, решения международ­ных организаций.

Литература

Авдеев А. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

Арский Ю. М., Гиляревский Р. С., Егоров В. С. и др. Ин­формационный рынок в России. М., 1996.

Арский Ю. М., Гиляревский Р. С., Туров И. С. и др. Инфо-сфера. М., 1996.

Венгеров А. Б. Категория "информация" в понятийном ап­парате юридической науки // Сов. гос. и право. 1977. № 10.

Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

Гаврилов О. А. Законодательные проблемы производства и потребления ненормативной правовой информации // Инфор­мационные ресурсы России. 1995. № 5.

Гаврилов О. А. Концепция Закона "Об информационных отношениях в правовой сфере" // Проблемы информатизации. 1995. № 1.

Добров Г. М. Наука: информация и управление. М., 1977.

Закон: создание и толкование. М., 1998.

Информатика / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. М., 1998.

Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и ре­альность. М., 1997.

Москвин С. С. Правовая информация — разновидность со­циальной информации // Труды ВНИИСЗ. Вып. 13. 1975.

Петрухин И. Л. Личные тайны (человек и власть). М., 1998.

Полушкин В. А., Жданова А. В. Информационные барьеры и их количественная характеристика. М., 1970.

Глава 2. Государственная политика информатизации правовой сферы

§ 1. Понятие информатизации

Термин "информатизация" проник в юридическую науку и практику на рубеже 80-х и 90-х гг. и быстро завоевал попу­лярность как символ нового научного направления.

Определение понятия "информатизация" дано в Федераль­ном законе "Об информации". В соответствии со ст. 3 "Инфор­матизация — организованный социально-экономический и на­учно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления, организаций, общественных объедине­ний на основе формирования и использования информацион­ных ресурсов".

Основными средствами интенсификации информационных процессов являются:

неуклонное возрастание скорости передачи сообщений;

увеличение объема передаваемой информации, ускорение обработки;

все более полное использование обратных связей;

рост технической оснащенности информационных процессов.

Информатизация — процесс замены традиционных видов ресурсов — материи и энергии, превращение информации в третий вид ресурсов. Это новый этап научно-технической ре­волюции.

К процессу информатизации подходят с разных позиций. Его можно трактовать как процесс распространения инфор­мационной культуры, необходимой каждому члену общества,* как процесс повышения эффективности использования инфор­мационных ресурсов путем создания организационных и пра­вовых условий.

* Информационная культура — уровень овладения информационными технологиями иих использования в практической деятельности.

От термина "информатизация" необходимо отличать тер­мин "компьютеризация". При компьютеризации основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы, обеспечивающей оперативное получение результатов перера­ботки информации и ее накопление.

Основными формами компьютеризации являются:

создание компьютерных систем и сетей, разнообразных по назначению автоматизированных информационных систем (АИС);

создание автоматизированных рабочих мест на базе пер­сональных ЭВМ;

создание автоматизированных систем организационного управления и принятия решений;

развитие автоматизированных систем управления в эко­номике, политической и социальной сферах.

В информационно развитых странах процесс информати­зации имеет планомерный характер. В этом отношении инте­ресен опыт США. В 1993 г. президент США Б. Клинтон объявил о намерении своей администрации создать в стране Нацио­нальную информационную инфраструктуру и супермагистраль (National Information Infrastructure).

Национальная информационная инфраструктура тракту­ется как программа, направленная "на повышение эффектив­ности работы правительства", на "сохранение Соединенными Штатами мирового лидерства в науке, технике и технологии".

Основу Национальной информационной инфраструктуры образует сверхбыстродействующая сеть передачи данных ("ин­формационная супермагистраль"), которая должна связать по­требителей с источниками информации и услуг — информаци­онными центрами, библиотеками, учебными заведениями, ме­дицинскими учреждениями и т. п. Эта сеть должна обеспечить решение по крайней мере следующих задач: дистанционное обучение, телемедицина и медицинская диагностика, доступ к общественным информационным бюро и библиотекам.

Подробные программы информатизации общества и госу­дарственных структур разработаны и в странах Западной Ев­ропы.*

* Создан и функционирует комитет экспертов Совета Европы по инфор­мационным технологиям и праву.

В России законодательной базой информатизации служат Федеральный закон "Об информации" и изданные на его ос­нове иные нормативные правовые акты, в соответствии с ко­торыми основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

формирование и защита государственных информацион­ных ресурсов;

создание и развитие федеральных и региональных инфор­мационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Рос­сийской Федерации;

создание условий для качественного и эффективного ин­формационного обеспечения граждан, органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных инфор­мационных ресурсов;

обеспечение национальной безопасности в сфере инфор­матизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

содействие формированию рынка информационных ресур­сов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

формирование и осуществление единой научно-техничес­кой и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информаци­онных технологий;

поддержка проектов и программ информатизации;

создание и совершенствование системы привлечения ин­вестиций и механизма стимулирования разработки и реализа­ции проектов информатизации;

развитие законодательства в сфере информационных про­цессов, информатизации и защиты информации.

Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 1995 г. № 662 "О мерах по формированию Общероссийской телеком­муникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Рос­сийской Федерации"* предусмотрено:

создание общероссийской телекоммуникационной систе­мы для обслуживания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, а также электронной системы финансовых расчетов и опера­ций на рынке ценных бумаг;

формирование единых стандартов осуществления и реги­страции операций на финансовом рынке Российской Федера­ции, в том числе на рынке ценных бумаг, обеспечивающих конфиденциальность коммерческих сделок, независимость их участников, защиту информации, учет и защиту прав собствен­ников, а также государственный и общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации;

формирование научно-производственных комплексов по разработке и производству отечественных оборудования и си­стем связи с использованием передовых достижений науки и мирового опыта;

привлечение к созданию и развитию общероссийской те­лекоммуникационной системы российских и иностранных ин­весторов;

обеспечение государственного контроля деятельности об­щероссийской телекоммуникационной системы.

* СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2639.

Во всех странах все более активную роль в решении за­дач правовой информатизации играют частные фирмы и ком­пании. Так, в США государственная правовая база "Juris" со­здавалась с 1971 г. В 1982 г. государство было вынуждено всту­пить в кооперацию с частной фирмой. В 1993 г. администрация США сообщила, что "Juris" целиком приватизируется, пере­дается в руки двух частных компаний. Роль государства сво­дится к прямому (инвестирование средств госбюджета в про­екты создания правовых баз) и косвенному (льготное кредито­вание и налогообложение) стимулированию деятельности фирм.

Перед общей и правовой информатикой возникает задача принципиальной важности — выработать оптимальную пози­цию по вопросу соотношения государства и частных компо­нентов в решении задач информатизации. Реальное распреде­ление функций должно быть следующим:

государство обеспечивает: разработку законодательной базы; разработку стандартов (классификаторов требований к качеству информации и т. д.), гарантирующих необходимую це­лостность всей системы правовой информатизации; проведе­ние работ по отдельным проектам, связанным с созданием спе­цифических систем правовой информации для органов госу­дарственной власти;

негосударственные компании осуществляют работы по:

созданию и развитию необходимых компьютерных технологий;

созданию и ведению информационных банков; обеспечению

реального доступа конечных пользователей к информацион­ным ресурсам.

Реализация этих. функций для тех или иных категорий пользователей должна вестись всеми предприятиями, вклю­чая государственные, на конкурсной основе, что будет гаран­тировать высокое качество услуг при минимальных затратах средств, в том числе и бюджетных.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об инфор­мации" информационные ресурсы могут быть государствен­ными или частными. Физические и юридические лица явля­ются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за их счет и приобретены ими на законных основаниях. Государственные и частные организации имеют равное право на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения (ст. 16). Инфор­мационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности граждан, организаций, государства. Собственником информационной системы, техно­логии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произве­дены (ст. 17). Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользо­вателям персональных данных, подлежит обязательному лицен­зированию (ст. 11).*

* Информация, полученная на законных основаниях из государственных источников, может быть использована для создания производной инфор­мации.

В проекте Федерального закона "О правовой информа­ции" говорится, что негосударственные организации (коммер­ческие и некоммерческие), граждане могут создавать систе­мы нормативной правовой информации (базы и банки данных и другие системы) для информационно-правового обеспечения собственной деятельности, а также для распространения нор­мативной правовой информации на законных основаниях.

В целях активизации информационного потенциала обще­ства создается информационная инфраструктура — совокуп­ность центров обработки и анализа информации, каналов ин­формационного обмена и телекоммуникации, линий связи, систем и средств защиты информации. В общественных орга­низациях и государственных органах действуют особые органи­зационные структуры, цель которых — удовлетворение информационных потребностей членов общества и их объединений. Это информационные агентства, СМИ, рекламные и торгующие организации, представляющие информационные услуги.

Важнейшим компонентом информационной инфраструк­туры являются информационные ресурсы. Данный термин широко представлен в Федеральном законе "Об информации". Закон концептуально построен на всестороннем использова­нии данного понятия и определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, массивы документов в информационных системах — библио­теках, архивах, банках данных, других информационных сис­темах (ст. 2). Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.*

* Информационный продукт — совокупность данных, сформированная для распространения в социальной среде. Информационный продукт мо­жет быть зафиксирован на материальном носителе в виде программ, документов, программно-аппаратных средств и т.д.

Федеральный закон "Об информации" устанавливает три группы государственных информационных ресурсов:

федеральные информационные ресурсы;

ресурсы Федерации и ее субъектов;

ресурсы субъектов Федерации.

Государственные органы, органы местного самоуправле­ния, организации, общественные объединения, граждане обя­заны в установленном порядке представлять документирован­ную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информаци­онных ресурсов.

Перечни обязательно представляемой документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона).*

* Порядок обязательного представления (получения) информации, отне­сенной к государственной тайне и конфиденциальной информации, уста­навливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих категориях информации.

Ресурсы правовой информации формируются путем:

производства и документирования хода правоприменительной и правоохранительной деятельности;

поступления информации от граждан, государственных органов и их должностных лиц, органов общественного само­управления, частных организаций и других субъектов;

создания автоматизированных систем, сетей, банков и баз данных правовой ненормативной информации;

производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы.

В настоящее время рядом ученых разработана теорети­ческая модель информационного общества. Она приобрела оп­ределенную популярность среди представителей технических и общественных наук. По мнению этих ученых, информацион­ное общество характеризуется следующими чертами:

решена проблема информационного кризиса;

обеспечен приоритет информации по сравнению с други­ми ресурсами;

в основу общества заложены автоматизированные генера­ция, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

информационная технология приобретает глобальный ха­рактер;

формируется информационное единство всей человечес­кой цивилизации, с помощью средств информатики реализо­ван свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей планеты;

большинство работающих заняты производством, хране­нием, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний;

формирование компьютерной памяти всего человечества, включающей информацию обо всех этапах его эволюции и развития;

развитие информационной экономики, основанной на эко­номических знаниях и технологической информации.

Концепция информационного общества заслуживает вни­мания со стороны науки и практики. Вместе с тем при его оцен­ке необходим определенный уровень осторожности. В ряде на­учных публикаций наблюдается преувеличение (абсолютизация) информационного общества и информационных технологий.*

* Так, некоторые ученые говорят об информационной эре или даже об информационной цивилизации.

Научная футурология включает получение данных о кон­цепциях будущего общественного развития. К ним можно от­нести концепции: постиндустриального общества; посттотали­тарного общества; смешанного общества.

Так, "смешанное общество" — новый тип общественного устройства, принципиально отличающийся по характеру вза­имодействия различных социальных сил и их структур. В раз­вивающихся и развитых странах постепенно возникают но­вые общественные системы, принципиально отличающиеся как от капитализма, так и от "социализма". Это новый, со­временный тип общественного прогресса. Можно сказать, что это "посткапиталистическое" или "постсоциалистическое" общество.

В основе общества смешанного типа лежат в первую оче­редь такие факторы, как становление, конкуренция, взаимо­действие и переплетение различных экономических типов хозяйств — частный, коллективный и государственный сектор экономики. В социальной сфере это постепенное ослабление роли социально-классовой дифференциации, "размывание" ее социально-профессиональным типом и т.д.

Социально-экономический тип общества определяется формами собственности, распределением богатства, социаль­ной структурой. С методологических позиций концепция пост­роения информационного общества должна быть четко согла­сована с футурологическими концепциями, что помогло бы понять его социально-экономическую природу. Такого согла­сования нет, и это невольно ослабляет позиции данной кон­цепции.*

* Общепризнанно, что ближе всех к информационному обществу стоят страны с развитой инфраструктурой (США, Япония, Англия, Германия). Однако экономический анализ показывает, что формирование основ ин­формационного общества в указанных странах не привело к тем ради­кальным сдвигам, которые вытекают из концепции информационного общества.

§ 2. Задачи государственной политики информатизации правовой сферы

В России информатизация правовой сферы жизни обще­ства поднята до уровня государственной политики. Государ­ство при участии негосударственных структур проводит це­ленаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных тех­нологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта).*

* Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (далее — САПП). 1993. № 27. Ст. 2521.

Термин "государственная политика информатизации пра­вовой сферы" получил нормативное закрепление. Он применен в Указах Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 996 "Концепция правовой информатизации России" и от 4 августа 1995 г. № 808 "О президентских программах правовой информатизации".*

* Российская газета. 1995. 15 авг.

Государственная политика в этой сфере имеет своей ко­нечной целью создание в России общенациональной автомати­зированной системы правовой информации. Она призвана ох­ватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некото­рых областях юридической деятельности информатизация по­зволяет увеличить производительность труда юристов в 3— 4 раза.

Реализация государственной политики информатизации обеспечивается системой органов, включающей органы при Пре­зиденте Российской Федерации, федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.* В этой деятельности участвуют прак­тически все государственные органы как в центре, так и на местах, т. е. речь идет о широком круге субъектов.

* САПП. 1994. № 4. Ст. 305.

Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. "Концепция правовой информатизации России" определяет основные направления информатизации:

информатизация правотворчества;

информатизация правоприменительной деятельности;

информатизация правоохранительной деятельности;

информатизация правового образования и воспитания;

правовое обеспечение процессов информатизации.

Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот про­бел восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. "О пре­зидентских программах по правовой информатизации". Указом предусмотрена разработка программ правовой информа­тизации:

органов государственной власти РФ;

органов исполнительной власти РФ;

органов государственной власти субъектов РФ.

Важной задачей науки и практики является формирова­ние четких методологических основ политики информатиза­ции правовой сферы России. При этом приоритетным направ­лением является создание глобальных автоматизированных си­стем, составляющих ядро всей Общенациональной системы пра­вовой информации. Автоматизированные системы правовой ин­формации относятся к классу социально-технических. Они син­тезируют технические и социальные параметры. Увеличение масштабности технических систем влечет усиление роли че­ловеческого фактора, который, в свою очередь, оказывает воз­растающее воздействие на эффективность систем.

Информатизация влияет не только на эффективность юридических технологий, сферу правотворчества и правореа-лизации, но и на существо правовых отношений. Все боль­шую роль играют такие понятия, как электронная сделка, элек­тронное издание, электронная биржа, электронные торги, электронная система финансовых расчетов, электронный ар­хив и т. п.

Федеральный закон "Об информации" предусматривает введение в практику электронной цифровой подписи. В соот­ветствии со ст. 5 юридическая сила документа, хранимого, об­рабатываемого и передаваемого с помощью автоматизирован­ных, информационных и телекоммуникационных систем, мо­жет подтверждаться электронной цифровой подписью, кото­рая при определенных условиях имеет юридическую силу.

Применение электронной цифровой подписи предусмат­ривает также проект федерального закона "О Государствен­ной автоматизированной системе "Выборы". В соответствии со ст. 160 ГК РФ при совершении сделок может быть использова­на наряду с другими средствами электронная цифровая под­пись в случае и в порядке, предусмотренном законом.

Электронная цифровая подпись посредством специально­го программно-информационного комплекса обеспечивает на­дежное подтверждение оригинальности сведений, реквизитов документа и факта его "подписания" конкретным лицом.

Наряду с имеющейся концепцией правовой информатиза­ции необходимо разработать многоаспектную концепцию информатизации правовой системы России. Она должна учиты­вать все средства, реально существующие способы информи­рования граждан о нормативных правовых актах. Так, право на свободный доступ к информации о действующих в Россий­ском государстве законодательных и иных нормативных актах реализуется:

путем обязательной публикации в установленном порядке законодательных и иных нормативных актов в открытой обще­доступной печати;

через организации и службы, специализирующиеся на сборе, обработке и распространении нормативной правовой информации;

путем получения информации в государственных органах, издающих ведомственные нормативные акты, непосредственно затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан.

Многоаспектная концепция информатизации правовой сфе­ры России учитывает (помимо компьютеризации) следующие факторы:

деятельность средств массовой информации;

задачи подготовки и переподготовки кадров, вопросы об­разования и преподавания основ правовой информатики;

повышение эффективности официальных источников пра­вовой информации;

достижение баланса в деятельности государственных и частных организаций в сфере правовой информации;

создание консультационных и экспертных систем;

использование идей искусственного интеллекта и интел­лектуальных технологий как главного направления информа­тизации;

использование для целей информатизации современных математических методов и средств (т. е. достижение опреде­ленного уровня математизации).*

* Государственный образовательный стандарт в области профессиональ­ной подготовки юристов (1996 г.) предусматривает изучение современных математических методов.

Разработка такой концепции под силу достаточно крупно­му коллективу представителей юридических и технических наук, активно участвующих в решении научных и практичес­ких проблем правовой информатики.

Все содержание многоаспектной концепции отображено на рис. 3.

Рис. 3. Структура многоаспектной концепции информатизации правовой системы

Многоаспектная концепция должна охватить и деятель­ность СМИ. В современном мире СМИ выполняют три основ­ные функции: информируют общество, выражают определен­ные социальные позиции, осуществляют идеологическое воз­действие.

Одной из особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие таких источников информации, как газеты, журналы, кино, телевидение, радио. Они объеди­нены в мировые информационно-коммуникационные сети и оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию мас­сы людей во всем мире.

В последние годы деятельность СМИ в области правовой информации стала более широкой и многоплановой. Вопросы государства и права освещаются в них регулярно. Создаются передачи о новых законодательных и иных нормативных пра­вовых актах. Возросла их тематическая сбалансированность, представлены все отрасли российского права. Средства массо­вой информации являются могучим источником распростране­ния правовой культуры.*

* Термин "культура" охватывает в данном случае совокупность интел­лектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой связью с "памятью" общества, материа­лизованной в библиотеках и языках.

Юридические учреждения, их руководители и иные долж­ностные лица предоставляют СМИ сведения об основных на­правлениях своей деятельности по запросам редакций и ин­формационных агентств, а также путем проведения пресс-кон­ференций, рассылки справочных и статистических материа­лов, в иных формах.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соот­ветствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может ис­пользоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участву­ют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

Дополнительные возможности открывает Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. Перво­степенное значение имеют ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достовер­ные сведения о деятельности государственных органов и орга­низаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запраши­вать (в устной и в письменной форме) информацию о деятель­ности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

15 декабря 1994 г. Государственная Дума приняла Феде­ральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".* Он регулирует отношения, возникающие в свя­зи с распространением государственными СМИ материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

* СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 170. Порядок вещания разрабатывается руковод­ством редакций соответствующих средств массовой информации по пред­ставлению пресс-служб Совета Федерации и Государственной Думы. Го­сударственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны обеспечить прием этих программ телезрителями и радиослушателями на территории всех субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны еженедельно выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 мин. об итогах работы Совета Федерации и Государствен­ной Думы, их комитетов и комиссий, депутатских объедине­ний в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубеж­ного парламентаризма, об укреплении российской государ­ственности, о содержании и применении основных положе­ний Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации.

В ст. 8 сформулированы требования, предъявляемые к ин­формационным и информационно-просветительским программам.

Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информа­ции регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Ука­зе Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граж­дан на информацию" от 31 декабря 1993 г. установлено, что в информационных программах государственных телевещательных компаний до сведения граждан в обязательном порядке доводятся основные положения правовых актов и решений го­сударственных органов по основным вопросам внутренней и внешней политики в день их выпуска. Деятельность законода­тельной, исполнительной и судебной власти освещается в рав­ном объеме.*

* САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: разви­тие законодательства за последние годы сформировало нор­мативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

Функции СМИ в сфере правовой информации могут быть охарактеризованы следующим образом.

1. Информационная функция: передача информации раз­личным социальным слоям и социальным группам общества; информирование о подготовке и принятии новых законов и иных нормативных правовых актов.

2. Оперативная функция: выявление реакции общества на важнейшие государственно-правовые акты.

3. Координирующая функция: установление единства мо­делей правовых ценностей у большинства граждан и социальных групп.

4. Идеологическая функция: формирование высокого уров­ня правового сознания каждого гражданина, всего общества, пропаганда идей законности и правопорядка; распространение практики научно-практического толкования законодательных актов, институтов и норм; освещение деятельности правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов.

В рассматриваемой сфере имеется значительное число нерешенных вопросов. В ближайшее время необходимо решить следующие задачи:

более тщательно урегулировать вопросы деятельности СМИ;

добиться сбалансированного представления в СМИ раз­личных институтов и норм российского права (конституцион­ного, гражданского, уголовного и др.);

усилить аналитическое начало — имея в виду, что глав­ная задача СМИ — формировать общие представления о госу­дарстве и праве, поднимать уровень правового сознания раз­личных социальных групп;

добиться высокой культуры предоставления материала;

создать во всех СМИ систематический и постоянный по­ток сведений о государстве и праве.

Деятельность СМИ в сфере распространения правовой информации должна быть дополнена официальными публика­циями.*

* В данной сфере действует Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801.

Официальные публикации нормативных актов — один из серьезных каналов информации. Представляют интерес дан­ные о тиражах официальных изданий:

Собрание законодательства РФ — 150 тыс. экз.;

Российские Вести (нормативные акты министерств и ве­домств Российской Федерации, затрагивающие права, свобо­ды и законные интересы граждан, прошедшие государствен­ную регистрацию в Министерстве юстиции) — 100 тыс. экз.;

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации — 50 тыс. экз.

Проведенный издательством "Юридическая литература" выборочный анализ газет и журналов показал, что во многих случаях отсутствуют ссылки на источник опубликования ак­тов, публикуемые тексты не всегда соответствуют текстам официальных изданий, выявлено множество грубых искаже­ний. В этой сфере целесообразно наметить и реализовать та­кие меры, как упорядочение издания нормативных актов не­государственными структурами; введение лицензионного по­рядка издательской деятельности.

§ 3. Создание единого информационно-правового пространства России и государств — участников СНГ

Важной практической задачей государственной политики информатизации правовой сферы РФ является создание еди­ного информационно-правового пространства России и других стран СНГ.

Единое информационно-правовое пространство представ­ляет собой систему организационно и методически увязанных информационных ресурсов, формируемых государством и дру­гими субъектами информационных отношений. В информаци­онном обществе граждане и другие участники правового об­щения смогут свободно обмениваться, производить, хранить, распространять и потреблять любую интересующую их инфор­мацию. Построение Общенациональной системы правовой ин­формации будет осуществляться на основе высших достиже­ний науки и техники, интеграции действующих средств ком­муникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, а также с использованием элементов искусст­венного интеллекта.

Содержание понятий "информационное пространство" и "информационно-правовое пространство" лучше всего раскры­вается через понятия "интеграция", "совместимость", "един­ство" и др.

Интеграция информационных центров и служб различно­го уровня включает объединение и развитие:

новых аппаратно-программных средств и систем телеком­муникаций;

информационно-аналитических пунктов различного уровня;

информационного и лингвистического обеспечения.

Учитывая большое количество абонентов, распределен­ных по всей территории России, необходимо разработать еди­ные правила по структурированию и кодированию информа­ции, а также единые методические подходы по использова­нию и выбору информационных языков.

Необходимость создания единого информационно-право­вого пространства на уровне России определяется тем, что на ее территории действует большое число информационных центров и информационных сетей. Прежде всего это феде­ральные и территориальные центры общего назначения.

Общее количество баз данных, создаваемых в стране, оценивается примерно в 25—30 тысяч. Сюда входят документографические, фактографические, полнотекстовые и прочие типы баз данных. В регионах организуются многочисленные территориальные информационные центры и службы. Здесь необходимо действовать в двух направлениях:

1) интеграция всех информационных центров и систем правового профиля как на межведомственном, так и на наци­ональном уровне;

2) интеграция центров и систем, создаваемых на регио­нальном уровне, т. е. речь должна идти о межрегиональном взаимодействии.

Расширение и углубление социально-экономических свя­зей между государствами — участниками СНГ существенно сдерживаются отсутствием доступной, оперативной, полной и достоверной информации о правовых актах каждой страны. Про­блема осложняется быстрым ростом национального законода­тельства, резким увеличением числа многосторонних и дву­сторонних соглашений между ними и в то же время объектив­ными сложностями развития национального законодательства.

Для сближения законодательств государств — участников СНГ, совершенствования правовой основы сотрудничества в программе взаимообмена информацией предусмотрена возмож­ность своевременного получения информации о принятых в странах Содружества нормативных актах, относящихся к эко­номическим, финансовым, таможенным и другим сферам го­сударственной политики. С этой целью должна быть создана межгосударственная система правовой информации.

Соглашение об обмене правовой информацией от 21 ок­тября 1994 г. регламентирует порядок информационных обме­нов между государствами — участниками СНГ в рамках спе­циально разработанного тематического перечня. Организует­ся интегрированная база данных многосторонних соглашений. Каждая сторона несет ответственность за полноту, точность, достоверность и своевременность предоставления информации.

Создание единого информационно-правового пространства требует "наведения порядка" в информационно-правовых ре­сурсах. Для этого их необходимо систематически и строго учи­тывать, поддерживать в состоянии, пригодном для хранения, дополнения, использования. Единым для всех создаваемых си­стем должны быть и логико-семантические средства.*

* Предусмотрено также ведение Единого классификатора отраслей За­конодательства.

Задача стратегического уровня — создание единого ин­формационно-правового пространства СНГ. Единое информа­ционное пространство представляет собой систему организа­ционно и методически увязанных национальных информаци­онных ресурсов, формируемых каждым государством как в своих интересах, так и в интересах двустороннего и многосто­роннего обмена данными, в том числе на условиях их совмест­ного использования.

18 марта 1994 г. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества приняла постановление "О формиро­вании в рамках Содружества Независимых Государств межго­сударственной системы правовой информации".

28 октября 1994 г. постановлением Совета Межпарламент­ской Ассамблеи (№ 54) была утверждена Концепция межгосу­дарственной системы обмена правовой информацией (далее — Система). Концепция юридически оформляет задачи и струк­туру Системы, содержит основные принципы ее создания.

Система — часть автоматизированной системы информа­ционного обмена СНГ (АСИО СНГ).

АСИО СНГ — более общая система, она охватывает все виды информации. Информационную основу АСИО составля­ют: административно-управленческая информация, правовая, экономико-статистическая, экономико-географическая, науч­но-техническая, сообщения СМИ.

Система предусматривает создание и развитие нацио­нальных систем правовой информации государств — участни­ков СНГ. В их задачи входит формирование и ведение эталон­ных банков нормативных правовых актов.

Процесс формирования единого информационно-правово­го пространства государств — участников СНГ не завершен. Будет продолжаться и создание национальных систем правовой информации. Этому посвящен ряд указов Президента РФ.* Получает развитие практика заключения двусторонних согла­шений об информационно-правовом сотрудничестве. В рамках задач стратегии создания единого информационно-правового пространства необходимо принять несколько рекомендатель­ных законодательных актов, в том числе "О сотрудничестве государств — участников СНГ в сфере массовой информации" (проект акта имеется). Принятие такого акта должно содей­ствовать широкому распространению периодических печатных изданий, телевизионных и радиопередач одних государств СНГ на территории других, на взаимной основе без дискримина­ции и незаконных ограничений, созданию безопасных и благо­приятных условий работы редакций и корреспондентов СМИ на всем пространстве Содружества.

* Указ Президента РФ "Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами — членами Содружества Неза­висимых Государств" от 19 октября 1993 г. № 1665, Указ Президента РФ "Вопросы формирования единого информационно-правового простран­ства Содружества Независимых Государств" от 27 декабря 1993 г., Указ Президента РФ "О взаимодействии федеральных органов государствен­ной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств — участников Содруже­ства Независимых Государств" от 29 марта 1994 г.

Единое информационное пространство требует также со­гласования информационно-правовых норм, содержащихся в законодательствах субъектов Федерации.

§ 4. Проблема вхождения России в мировое информационное пространство

Одна из грандиозных задач, стоящих перед человечеством на современном этапе, — создание мирового информационно­го пространства, частью которого призвано стать междуна­родно-правовое пространство. Международные компьютерные сети (и прежде всего глобальная международная сеть) при­званы охватить практически все страны мира, благодаря чему открываются новые возможности в мировой экономике, поли­тике, бизнесе, социальных отношений, заключения контрак­тов, выполнения платежей и т. д.*

* Открывается возможность создания социальных групп по интересам людей, находящихся в разных странах и на разных континентах, вклю­чая деятельность удаленных друг от друга научных коллективов.

Создание международных компьютерных сетей связано с необходимостью модернизации национальных систем. В большин­стве развитых стран зреет убеждение в том, что отставание в сфере информационных технологий может стать необратимым.*

* Вместе с тем следует учитывать, что "идеология" создания глобальных компьютерных сетей разработана неудовлетворительно. В этой сфере много стихийных неупорядоченных процессов.

В России развитие процессов информатизации происхо­дит в условиях общего и информационного кризиса и отлича­ется следующим:

отставание в развитии информационных технологий, средств связи и телекоммуникации;

недостаточная плотность телефонизации страны;

отставание в развитии национального информационного законодательства, выражающееся в том, что до сих пор не принят ряд важнейших законов, а введенные в действие за­коны часто не исполняются;

слабая информационно-правовая культура членов обще­ства на всех уровнях;

недостаточное внимание со стороны органов государствен­ной власти, общественных объединений, СМИ к проблемам вхождения России в мировое информационное сообщество;

недостаточная финансовая поддержка государством науч­ных исследований в области







Сейчас читают про: