Практическая сторона научных исследований

После проработки основной литературы необходимо обратиться к изучению практики. Бухгалтерский учет, анализ и аудит – это прикладная отрасль хозяйственной деятельности, поэтому знание практики имеет важное значение.

Нельзя ограничиваться работой только в библиотеке, в лаборатории кафедры, необходимо изучить опыт практической деятельности в условиях производства, в бухгалтериях предприятий, объединений.

Практическое применение теоретических разработок зависит от множества факторов. Исследователь, хорошо знающий производство, учтет все особенности технологии бухгалтерской, контрольной и аналитической работы. Поэтому необходимо ознакомиться с материалами, отражающими деятельность объекта изучения: постановка бухгалтерского учета, анализа и внутреннего аудита, планы, отчеты, справки, объяснительные записки, текущая переписка, инструкции, приказы и т.д. Чем шире кругозор, тем эффективнее разработка темы.

Необходимым элементом исследовательской работы является изучение фактического материала. К нему относится учетная, плановая, нормативная, аналитическая, статистическая информация о деятельности предприятий, объединений, отрасли, экономики в целом.

Фактический материал – основа экономических исследований. Он формируется в системе хозяйственного учета с помощью методов бухгалтерского, оперативного и статистического учета, предусматривающих сплошное и непрерывное документирование хозяйственных процессов, оценку их в стоимостном измерении и отражение в системе счетов (учетных регистрах) путем двойной записи, балансового обобщения, калькулирования себестоимости результатов труда (продукции, работ и услуг). Учет позволяет не только фиксировать факты хозяйственной деятельности и накапливать информацию, но и влиять на совершенствование этой деятельности через систему управления.

Данные бухгалтерского учета, контроля и анализа трансформируются в отчетности, образуя качественно новую информацию, которая обобщается в системе государственной статистики и отражает результаты социального и экономического развития.

Сбор и обработка фактических данных информации подчинены главной цели экономического исследования – разработке научных рекомендаций по рациональному хозяйствованию субъектов.

Сущность методики использования фактического материала в экономическом исследовании заключается в обосновании достоверности научных результатов и их конкретизации в соответствии с целями исследования. Эта методика включает следующие процедуры: отбор данных, проверку их достоверности, обработка (исследование) и использование в системе доказательств.

Отбор данных – это выбор показателей, характеризующих объекты исследования и отвечающих его целям и задачам. Для их поиска используется диалоговый режим работы.

Для проверки достоверности данных (по предприятию, объединению, отрасли, народному хозяйству) необходимо изучить приемы, с помощью которых производятся группировка и сводка информации, характеризующей экономические явления. Особое внимание следует уделять изучению вторичных данных, полученных в результате перегруппировки первичной информации о хозяйственных процессах.

Обработка (исследование) данных, сгруппированных в системе отчетности всех уровней обобщения, позволяет выявить сводную информацию о фактических показателях хозяйственной деятельности предприятий.

Исследование аналитических данных о хозяйственных процессах осуществляется на основании информации, зафиксированной на носителях (в документах) бухгалтерского учета.

В исследовательской работе большое значение имеет общение с коллегами, другими специалистами. Научные контакты могут быть как устными, так и письменными. Особенно эффективны они с лицами, работающими над той же или по смежной теме. Преимущество такого общения заключается в том, что оно дает возможность:

♦ получить дополнительную информацию по исследуемому вопросу;

♦ уточнить ее, изменить направление исследования, формулировку вопроса;

♦ приобрести сведения, которые не могут быть получены другим путем.

Обработка отобранных в процессе исследования материалов – важный этап научной работы. Он состоит из нескольких стадий: систематизации и оценки материала; сопоставления данных; предварительных выводов, накопления новой информации (черновой вариант), окончательных выводов.

Систематизация материала исследования предполагает упорядочение разрозненных фактов, создание стройной системы информации, отражающей взаимоотношения и связи между отдельными фактами и явлениями. В процессе систематизации собранных материалов одновременно осуществляется и классификация их. И чем детальней систематизация, тем глубже (при прочих равных условиях) анализ и синтез. Расчленяя материалы на отдельные группы, определяется место для каждого отобранного факта и, наоборот, объединяя разрозненные факты, создаются группы на основе тех или иных общих признаков.

В ходе накопления информации записи рекомендуется располагать в определенной системе, так, чтобы можно было быстро отыскать необходимый источник. За основу такой систематизации можно взять предварительный план работы. Так, при написании курсовой работы для каждого параграфа следует выделить двойной лист бумаги, на котором указать название параграфа, а затем, по мере накопления материала, вкладывать его в соответствующее место. Целесообразно так же поступать и при подготовке других работ научно-исследовательского характера: дипломной работы, научных докладов и т.д.

Если материал собран в общей тетради, необходимо разметить его согласно нумерации рабочего плана, одновременно указав в нем соответствующие источники.

Можно также располагать накапливаемые материалы в порядке их отбора (поступления). В этом случае следует составить к ним алфавитно-предметный указатель. Поскольку такая работа требует исключительной памяти и эрудиции, данная методика систематизации может быть рекомендована только исследователям с большим опытом, т.е. на более поздних стадиях исследования.

Достоверность и значимость отдельных данных могут быть установлены лишь тогда, когда их собрано достаточно больное количество. Одним из способов определения достоверности собранной информации является ее математическая оценка. Однако не все данные могут быть выражены количественно. Проверка достоверности данных, полученных по результатам других исследований, производится сопоставлением их с соответствующими данными, полученными в ходе аналогичных исследований. Оценка достоверности – особо ответственная работа, требующая высокой профессиональной квалификации, широкого кругозора и знаний. Таким образом, характер обработки фактического материала определяет характер всего научного исследования, его выводов.

Собранные и систематизированные данные необходимо объективно оценить. Делать это следует уже в процессе отбора информации. Однако следует учесть, что материал собирается длительный период. Поэтому может оказаться, что были сделаны выписки из разных источников аналогичного характера, дублирующие друг друга, или получены новые данные, противоречащие старым, и т.д. Собранные материалы нужно оценивать с разных точек зрения (их новизну, достоверность, значимость, полноту, точность).

Основным методом построения научных выводов является сопоставление научных данных. Сущность его заключается в том, что в поисках решения проблемы сопоставляются известные факты в различных их комбинациях до тех пор, пока та или иная комбинация не подскажет определенного вывода, являющегося наиболее вероятным решением вопроса. Такие выводы должны рассматриваться как предварительные. Необходимо опасаться поспешных, преждевременных выводов, так как предвзятое отношение к фактам неизбежно приводит к неправильному решению проблемы. Степень достоверности выводов, их научная значимость определяются полнотой тех данных, на основании которых они сделаны.

Для выработки навыков сопоставления данных в целях получения достоверных научных выводов требуются:

♦ максимальная сосредоточенность на исследуемой проблеме, что дает возможность ввести в сферу познания максимальное количество фактов и идей, относящихся к исследуемой проблеме;

♦ развитие пытливости и любознательности, ибо "тот, кто много спрашивает, многому научится" (Ф. Бэкон);

♦ максимальное использование преимуществ коллективного обсуждения полученных данных.

Построение предварительных выводов возможно только на основании систематизированных и достоверных данных. Вместе с тем не следует это понимать буквально. Приступать к формулировке выводов не обязательно только после того, как будут закончены все необходимые операции. Отдельные выводы, объяснявшие те или иные факты, иногда даже намечающие решение проблемы в целом, делают по ходу исследования и даже на начальной его стадии. На основании предварительных выводов строится план намеченной работы. Такого рода выводы очень ценны. Они побуждают к более широкому охвату проблемы и часто указывают на новые источники получения необходимых данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: