Лекция № 1. В соответствии с положениями микроэкономики в ЛС дей­ствует закон убывающего предельного продукта, который гласит о том

В соответствии с положениями микроэкономики в ЛС дей­ствует закон убывающего предельного продукта, который гласит о том, что с ростом объема затрат любого ресурса при постоянном уровне затрат остальных ресурсов предельный продукт данного ресурса снижается.

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неодно­родное экономическое пространство. Эта особенность отличает Россию. Но даже в границах неоднородного экономического про­странства выделяются особые части — анклавы и эксклавы, кото­рые приходится учитывать при рассмотрении экономических от­ношений в ЛС.

Под анклавом понимается обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отлича­ется специфическими условиями (экономическими, финансо­выми, национально-культурными и т.п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и офшорные экономические зоны, имеющие особые режимы внешнеэкономической и финансовой деятельности.

Эксклав — отдельная от основной территории страны, ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область, окруженная территориями Польши и Литвы. В определенном смысле эксклавами являются объекты за границей, находящиеся в собственности, в аренде или под юрис­дикцией России. Эти особенности оказываются особенно важ­ными при организации транспортных потоков.

Экономические основы логистики опираются на трехполюсную систему (треугольник): макроэкономика, микроэкономика и регио­нальная (пространственная) экономика (рис. 1,1) и являются отра­жением теории общего экономического равновесия, экономиче­ского воспроизводства, экономического роста, теории устойчивого развития, а также теории международной торговли, международ­ной экономической интеграции и т.д.

 
 


Особое место в логистике принадлежит методологии оптималь­ного размещения производственно-логистических мощностей (про­изводственных площадок, складов разного уровня и назначения, грузовых терминалов и т.д.) относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Эта методология находит отражение в разных теориях. В соответствии с теорией В. Лаун-Хардта, точка оптимума находится в зависимости от весовых соотношений пе­ревозимых грузов и расстояний (метод локационного треуголь­ника). По теории А. Вебера, фактором размещения служит «эко­номическая выгода», которая выявляется в зависимости от места деятельности. Выгода заключается в сокращении издержек произ­водства и реализации продукта (к наиболее значимым элементам производственных издержек относят затраты на сырье, матери­алы, рабочую силу, транспорт и агломератные затраты).

Наиболее поздняя теория (1993) - о функциях и размещении системы пунктов в рыночном пространстве - теория централь­ных мест В. Кристаллера. Согласно этой теории, зоны обслужи­вания и реализации с течением времени имеют тенденцию офор­мляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся территория покрывается шестиугольниками (без просвета). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для реали­зации продукции и обслуживания потребителей.

Дальнейшее развитие теории размещения привело к появле­нию теории, построенной на анализе взаимосвязанных предпри­ятий. Она основана на переходе от минимизации издержек

(не только транспортных, но и производственных) к максимиза­ции прибыли и доходов с использованием понятий переменных цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики.

В работах А. Леша, который насытил теорию размещения раз­нообразными инструментами микроэкономики, значительно рас­ширился состав факторов и условий, рассматриваемых при разме­щении предприятий и их сочетаний (налоги, пошлины, эффекты монополий и олигополии и т.д.). Он проанализировал размещения фирм в условиях конкуренции, когда выбор местоположения опре­деляется не только стремлением каждой фирмы к максимуму при­были, но и увеличением числа фирм, заполняющих все рыночное пространство. Соответственно в пространственном ценообразова­нии отдельные фирмы должны корректировать цены с целью за­щиты своего рынка от проникновения других фирм. А. Леш дока­зывал оптимальность гексагонального размещения фирм (т.е. в вершинах правильных шестиугольников). Экономический регион рассматривался им как рынок с границами, обусловленными меж­региональной конкуренцией. Идеальная форма региона — пра­вильный шестиугольник. Анализировались несколько типов (уров­ней) регионов, включая рыночные зоны, определяемые радиусами конкурентоспособного сбыта соответствующих видов продукции, и экономическим ландшафтом — высшим типом региона, объеди­няющим рыночные зоны. Наряду с этими положениями им были выдвинуты предположения о мобильности товаров и услуг в крат­косрочном периоде и факторов производства в долгосрочном пе­риоде, что послужило развитию теории межрегиональной торговли (в частности теории Б. Олина).

В итоге анализа экономических особенностей логистики можно сделать следующие выводы:

логистика — составляющая обменных процессов, она необхо­дима и экономически оправдана в высокоразвитой рыночной экономике, где товарность достигла своего наивысшего уровня;

предметом экономических основ логистики служат экономи­ческие отношения, возникающие в экономическом простран­стве логистики, предусматривающие взаимодействие в соот­ветствии со структурой экономики и пространственной орга­низацией хозяйственных единиц;

междисциплинарный характер экономики логистики предпо­лагает взаимосвязанное рассмотрение как общих положений экономической теории, так и ее специальных приложений, а также и объединенный анализ положений макро-, микро- и региональной экономики;

экономические особенности ЛС требуют не только учета частных экономических эффектов элементов Л С, но и рас­смотрение синергетического эффекта их взаимодействия (от локальных оценок хозяйственных систем к интегрированным показателям);

экономические механизмы приспособления ЛС к условиям острой конкуренции наряду с минимизацией издержек ориен­тированы на оптимальное сочетание затрат основного и обо­ротного капитала в рамках рыночной стратегии и обеспечива­емой ею прибыли;

экономические основы логистики базируются на учете разно­характерных факторов регулирования затрат по всей цепочке

ценностей — от закупок до реализации исходя их динамики спроса; динамический аспект экономических процессов явля­ется преобладающим в логистике;

основу экономического пространства логистики, охватыва­ющего разные формы организации хозяйств и типы простран­ственных структур, составляет экономическое расстояние, оп­ределяемое транспортными и трансакционными издержками, а не только складскими издержками, затратами на создание и дислокацию запасов и т.д. Формирование цен в логистике также опирается на пространственные особенности ЛС;

качество экономического логистического пространства опре­деляется плотностью и связанностью (интенсивностью эконо­мических связей между частями этого пространства и услови­ями мобильности товаров, услуг, капитала);

экономические характеристики ЛС зависят от экономических инноваций в ее элементах и их взаимосвязей в соответствии с теорией диффузии и регионального жизненного цикла, а также теории полюсов роста и осей развития;

экономика логистики — как составляющая новой экономики, ориентированной на услуги, — учитывает издержки рыночных трансакций и тем самым приобретает черты коммуникацион­ной экономики;

каждый раздел экономики логистики имеет специфику, опре­деляемую природой ЛС (пространственным и коммуникаци­онным компонентами), синергетическим эффектом (как ре­зультатом интеграции), глобализацией и воздействием разви­тия информационных технологий.

Среди основополагающих принципов логистики следует особо выделить принцип общих затрат, т.е. необходимость оптимизиро­вать общие затраты в ЛС, которые включают сумму операционных логистических издержек (затраты на транспортировку, складиро­вание, грузопереработку и т.п.), трансакционные и другие управ­ленческие расходы, затраты на страхование логистических рисков и потенциальных ущербов (потенциальная потеря прибыли) от не­правильных логистических решений, затрат на иммобилизацию средств в запасах. Эти вопросы более подробно рассматриваются в гл. 4. Для того чтобы экономические решения в логистике были обоснованными и соответствовали современным тенденциям раз­вития, необходимо изучать особенности ресурсного обеспечения ЛС и возможности воздействия экономических механизмов на эф­фективность поставок, производства и обслуживания.

1.2. РЕСУРСЫ ЛОГИСТИКИ И ОСНОВЫ ИХ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Известно, что признаком производственной деятельности слу­жат действия, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, часто сопровождаемые внесением материальных изменений в используемые ресурсы или их состояние в простран­стве и во времени.

Особенностью современной логистики является деятельность, основанная на экономических компромиссах и ориентированная на клиентов. На рис. 1.3 представлены особенности формирова­ния ресурсов логистики.

К ресурсам логистики могут быть отнесены материальные сред­ства производства, в том числе средства транспортировки, скла­дирования, упаковки, грузопереработки, информационные сред­ства, нематериальные и человеческие (кадровые) ресурсы.

Материальные ресурсы — активы, которые отражаются в ба­лансе компании (основные и оборотные средства, инвестиции). В цепях поставок (ЛС) в общем процессе создания ценности для потребителя задействованы многие организации. Поэтому ре­сурсы каждой из них вносят свой вклад в конечный результат, имея при этом свои особенности. При интеграции ключевых биз­нес-процессов этих организаций (концепция SCM [6]) исполь­зование различных видов ресурсов приходится, как правило, рассматривать через призму партнерских отношений с учетом особенностей контрактных соглашений. Пространственные осо­бенности экономики отражаются прежде всего в трансакционных издержках. Известно, что материальные и финансовые активы, а также способность рационально их использовать определяют стоимость компании. Применительно к стоимости Л С их необхо­димо рассматривать в совокупности с трансакционными издерж­ками (см. рис. 1.3).

Нематериальные активы в ЛС подразделяются на три категории: «гудвилл» (репутационные), собственные технологии, стратегиче­ские активы. «Гудвилл» (репутационные активы) — марки, имидж и т.д., наличие которых способствует укреплению доверия парт­неров и потребителей логистических услуг к их производителю, что выражается в повышении объема продаж, а нередко и ценовых премиях. Собственные технологии включают патенты, авторские права и производственные секреты, позволяющие с выгодой ис­пользовать уникальные знания (в том числе организационные

и управленческие). Стратегические активы - имеющиеся у сис­темы (организации) преимущества, благодаря которым она зани­мает наиболее выгодную конкурентную позицию, в том числе мо­нополистическую, или обслуживает уникальный сегмент рынка.

Условные обозначения:

1— Виды и разновидности ресурсов (по звеньям ЛС)
II— Пространственная составляющая ресурсов Л С

1 — основные средства

2— оборотные средства

3— инвестиции

4— квалификация

5— навыки

6— активность (результативность)

7— стратегические активы

8— собственные технологии

9— репутационные активы, «гудвилл»

Особенности формирования ресурсов ЛС

Особую роль в нематериальных активах в Л С играет информа­ция (как трансформированные знания) и методы обоснования решений, используемые при функционировании систем логис­тики (в управлении запасами, организации и управлении транс­портировкой, складским хозяйством, грузопереработкой, упаков­кой, в организации информационного и финансового сопровож­дения материальных логистических потоков).

Человеческие ресурсы в Л С — квалификация и навыки, кото­рыми обладают работники, задействованные в системе, а также их способность и готовность к совместной деятельности. Кроме того, при оценке стоимости звеньев, относящихся к Л С, следует учитывать логистическую и маркетинговую активность и опыт формирования отношений, сложившихся с потребителями.

С позиций микроэкономики, каждая ЛС характеризуется оп­ределенным составом факторов производства логистических услуг. Трансформация факторов производства в конечный про­дукт (комплекс услуг) составляет сущность процессов, происходя­щих в ЛС. Среди этих факторов можно выделить такие, как про­странство, земля (природно-естественные ресурсы), труд (исполь­зование физических и умственных способностей людей в процессе производства), капитал (инвестиционный ресурс, т.е. деньги, вкладываемые в средства производства — здания, сооружения, оборудование, инструменты, сырье, материалы и т.д.), предпри­нимательские способности (умение людей соединять все факторы производства с наибольшей эффективностью).

С развитием производства, с вовлечением в оборот новых ре­сурсов и появлением новых продуктов и отраслей углубилась диф­ференциация между ними (с точки зрения ресурсов). Одинаковость ресурсов, но не одинаковая их доступность приводит к необходи­мости обмена, поэтому различия в доступности факторов произ­водства — основа и условия обмена. Развитие средств транспорта и логистических технологий доставки грузов и пассажиров превра­тило мир в единое пространство, но условием развития мирового рынка послужил прогресс не только в области транспорта, но и связи. Доступность мирового рынка для каждого производителя способствовала дальнейшему разделению труда и дифференциа­ции ресурсов.

В соответствии с принципами микроэкономики отношение между любым набором производственных факторов и макси­мально возможным итоговым выходом продукции или услуг опи­сывается соответствующей производственной функцией, которая

отражает особенности технологии производства этих товаров или

услуг.

Если весь выбор факторов укрупненно представить как за­траты труда L и капитала К, то производственную функцию можно выразить следующим образом:

Q=f(L,K),

где Q — максимальный объем продукции, производимый придан­ном соотношении L и К и данной технологии.

При разных технологиях, разной организации производства, снабжения и сбыта количество конечного продукта при одних и тех ресурсах может быть получено разное. Производственная функция учитывает только технически эффективные варианты, т.е. те, которые обеспечивают наибольшее количество продукта (или услуг), которое может произвести фирма при данных объ­емах потребления ресурсов.

Технически эффективными считаются те варианты производ­ства товаров и услуг в системе, которые нельзя улучшить ни уве­личением производства продукта, ни сокращением затрат какого-либо ресурса без снижения выпуска и без увеличения затрат дру­гих ресурсов. Двухфакторная производственная функция дает возможность графического анализа производства с применением так называемых изоквант.

Изокванта — кривая, отражающая альтернативные варианты комбинаций факторов производства товара или услуг, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продук­ции (0. Графически изокванта имеет вид, изображенный на рис. 1.4 ] и х2 — виды ресурсов). Точки на изокванте отражают возможные комбинации труда L и капитала К, при котором за оп­ределенный период времени может быть произведено, например, 100 единиц условной продукции при данной технологии и других неизменных факторах.

По отношению к ресурсам фирма ведет себя как потребитель. Значениям производственной функции соответствует полезность соответствующего набора ресурсов для производства (т.е. объем выпуска). Каждая изокванта характеризует определенный состав ресурсов и уровень их использования и обладает следующими свойствами:

1) возрастающая функция, так как увеличение одного ресурса при неизменном другом приводит к росту объема выпуска;

2) через каждую точку на плоскости ресурсов с координа­тами хх и х2 проходит одна изокванта;

3) все изокванты имеют положительный наклон;

4) изокванта, отражающая больший выход продукта, распола­гается правее и выше;

5) все изокванты выпуклы к началу координат.

х2 (А)

Х]Щ

Рис. 1.4. Карта изоквант

Путем горизонтальных разрезов, соответствующих разным уровням производства, можно осуществить переход к карте изо­квант производственной функции, где каждая изокванта отра­жает комбинации затрат ресурсов, позволяющие получить одина­ковый объем продукта {qvq2, q3) (рис. 1.4).

Чаще всего производственная функция используется с добав­лением третьего аргумента — затрат природных ресурсов (N) (если они переменны при вовлечении в производство). Тогда:

Q =f(L, К, N).

Допущения при этом сводятся к следующим:

L — труд (без учета профессий),

К— капитал (без учета конкретного состава капитала),

N — каждый ресурс (однороден по составу).

Относительно легко могут быть изменены затраты на сырье, топливо, энергию и труд производственных рабочих. Значительно сложнее с позиций затрат средств и времени поддаются измене­ниям производственные площади, количество единиц производ­ственного оборудования и т.д. (что часто является «узким местом» в системах складирования).

В производственной деятельности ЛС можно выделить два пе­риода с точки зрения возможности изменения производственныхфакторов: краткосрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде отдельные факторы не изменяются, они фиксированы, а в долгосрочном изменениям могут быть подвержены все фак­торы производства (при данной технологии).

Как известно, объем выпускаемой продукции или услуг за оп­ределенный период характеризуется в рыночной экономике тремя показателями: совокупный (общий) продукт (ТР), средний (АР) и предельный (MP).

Совокупный продукт — общее количество продукции, услуг, произведенное за данное время. С увеличением переменного фактора (в данном случае L) и при прочих неизменных факторах (в нашем случае К) его величина будет расти. И наоборот, с умень­шением фактора L при неизменном факторе Kqvo величина будет сокращаться (если при этом не повышается уровень автоматиза­ции процессов).

Средний продукт — количество продукции в расчете на одну единицу переменного фактора:

АР = TP/L.

Средний продукт представляет собой производительность труда, достигнутую в системе. Производительность (продуктив­ность) ресурсов — объем производимого продукта, который при­ходится на единицу ресурса каждого вида.

Предельный продукт показывает изменение величины сово­купного продукта ТРза счет одной дополнительной единицы пе­ременного фактора, например L.

МР = (DELTA)ТР/М,


И средний, и предельный продукты — величины не постоян­ные, они меняются с изменением затрат всех ресурсов (о чем сви­детельствуют данные о развитии Л С в различных странах).

Иначе: если объем потребления ресурсов превышает некото­рый уровень, то при дальнейшем увеличении потребления этого ресурса, его предельный продукт уменьшается (рис. 1.5).

Условные обозначения:

MP

функция выпуклая, М/>Т функция вогнутая, MP I MP - отрицательный, функция убывает

Рис. 1.5. Виды изменений MP

Технически неэффективными вариантами производства при­знаются те, которые попадают в неэкономичную область значений затрат ресурса. Под экономичной областью понимается та, где с рос­том затрат ресурса растет выпуск продукта (ил и услуги).

Форма кривой совокупного продукта ТР при изменении затрат труда L и постоянных затратах других факторов (в нашем случае К) отражает закон убывающей предельной производительности. При этом, кривая ТР на начальном участке до точки «а» имеет вогнутый (относительно точки начала координат) характер. Это означает, что

одинаковые приращения труда дают всевозрастающее приращение общего продукта. Такой интенсивный рост ТР объясняется дейс­твием эффекта разделения труда и возможностью улучшения орга­низации производства и труда. Поскольку все остальные факторы остаются постоянными, наступит обязательно момент, когда каждая дополнительная единица переменного фактора начнет приносить все меньшую добавку, что будет иметь место до точки «с», а после нее кривая начинает снижаться. Это означает, что резервы, заложен­ные в данной технологии, исчерпаны; дальнейшее наращивание производства товаров и услуг становится трудным и дорогосто­ящим.

Перед любой организацией ставится задача определения объема производства, обеспечивающего получение максимальной при­были при ограничениях в принятии решений, налагаемых усло­виями внутренней и внешней среды. Решая эту задачу, следует всегда учитывать отличия в рассматриваемых временных интервалах.

Различают два метода оптимизации объема производства при сформулированных ограничениях — метод сопоставления вало­вых показателей и метод сопоставления предельных величин.

Метод сопоставления валовых показателей предполагает рас­чет прибыли от реализации при различных объемах производства как разницы валового дохода (выручки от реализации) и валовых издержек (традиционно используемых для Л С любого уровня в соответствии с принятой бухгалтерской отчетностью).

Другой метод основан на сравнении предельного дохода с пре­дельными издержками. Для определения оптимальной комбина­ции ресурсов необходимо рассмотрение их в совокупности со стоимостными характеристиками. Расходы фирмы на приобрете­ние ресурсов (С) можно определить с учетом цен этих ресурсов (/>, и Р2):

Совокупность всех возможных сочетаний труда и капитала, которые имеют одну и ту же суммарную стоимость (т.е. с равными валовыми издержками), как известно, описывается кривой, име­нуемой изокостой (рис. 1.9).

ХЛК)

X2(K)

X1(L)

Рис. 1.9. Определение оптимальной комбинации факторов производства

Уравнение валовых издержек {ТС), учитывающее затраты на оплату труда (wL) и оплату капитала (гК), имеет вид:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow