Риски развития

Компания в своем развитии стремится создать такое произ­водство, которое характеризуется низкими издержками. Произ­водитель продукции должен находить и использовать каждую возможность получения преимуществ в издержках. Как правило, эти преимущества получаются путем продажи стандартной про­дукции без добавленной стоимости, когда производятся и реали­зуются товары массового спроса и когда компания располагает сильными распределительными цепочками.

Фирма, лидирующая в снижении издержек, стремясь сохранить свое положение, испытывает постоянное давление. Это означает, что лидер должен делать инвестиции в современное оборудова­ние, безжалостно заменять устаревшие средства, противостоять искушению расширить ассортимент и внимательно следить за тех­ническими новинками. Снижение издержек никоим образом не следует автоматически за расширением объема производства, без постоянной бдительности, невозможно также пользоваться пре­имуществами экономии на масштабах.

Необходимо иметь в виду следующие опасные моменты:

технологические достижения, которые сводят на нет цен­ность, сделанных инвестиций в ноу-хау;

новые конкуренты и ваши последователи, которые дости­гают такого же преимущества в издержках путем имитации или инвестиций в современное оборудование;

неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в результате погруженности в проблемы снижения издержек;

инфляционный рост издержек, который подрывает способ­ность компании поддерживать достаточно высокий дифференци­ал цен, чтобы свести на нет усилия конкурентов или другие пре­имущества дифференциации.

Компания, завоевавшая лидерство в снижении издержек, не может позволить себе игнорировать принципы дифференциации. Если потребители не считают продукцию сравнимой с продукци­ей конкурентов или приемлемой, лидеру придется делать скидки к ценам, чтобы ослабить своих конкурентов и терять при этом свое лидерство.

Лидер в снижении издержек в области дифференциации про­дукции должен быть на равных со своими конкурентами или, по крайней мере, недалеко от них.

Дифференциация означает, что компания стремится к уникаль­ности в каком-либо аспекте, который считается важным большим количеством клиентов. Она выбирает один или несколько таких аспектов и ведет себя таким образом, чтобы удовлетворить зап­росы потребителей. Ценой такого поведения являются более вы­сокие издержки производства продукции.

Из вышесказанного следует, что параметры дифференциации специфичны для каждой отрасли. Дифференциация может заклю­чаться в самой продукции, в методах доставки, в условиях марке­тинга или в каких-либо других факторах. Компания, делающая ставку на дифференциацию, должна изыскивать пути для повы­шения эффективности производства и снижения издержек, по­скольку в противном случае она рискует потерять конкурентос­пособность из-за относительно высоких издержек. Разница меж­ду лидерством в ценах и дифференциацией состоит в том, что первое может быть получено только одним способом — путем установления эффективной структуры затрат, в то время как диф­ференциации можно добиться разными путями.

Дифференциация сопряжена с некоторыми опасностями. Сре­ди них:

разрыв в издержках компании, дифференцирующей свою продукцию, и теми конкурентами, которые избрали стратегию лидерства в снижении издержек, может оказаться слишком боль­шим для того, чтобы скомпенсировать его особым ассортимен­том, услугами или престижем, которые данная компания может предложить своим покупателям;

потребность покупателей в дифференциации продукции может снизиться, что возможно с ростом их информированности;

имитация может скрыть ощутимую разницу, что вообще характерно для отраслей, достигающих этапа зрелости.

Первое обстоятельство настолько важно, что заслуживает осо­бого комментария.

Компания может дифференцировать свою продукцию, но диф­ференциация может превзойти разницу в цене. Итак, если диффе­ренцированная компания слишком отстает в снижении издержек в связи с изменениями в технологии или по простой невниматель­ности, компания с низкими издержками может перейти в сильную атакующую позицию.

Следующее направление развития компании состоит в сосре­доточении усилий на каком-либо аспекте деятельности и основа­но на выборе узкой области конкуренции внутри отрасли.

Смысл фокусирования состоит в том, чтобы выбрать сегмент отраслевого рынка и обслуживать его с помощью вашей страте­гии лучше и эффективнее, чем ваши конкуренты. Оптимизируя свою стратегию для выбранной целевой группы, компания, выб­равшая этот курс, пытается достичь конкурентных преимуществ применительно к выбранной группе.

Существуют два вида стратегии фокусирования. Компания в пределах выбранного сегмента либо пытается достичь преиму­ществ в снижении издержек, либо усиливает дифференциацию продукции, пытаясь выделиться среди других компаний, действу­ющих в отрасли. Таким образом, она может добиться конкурент­ных преимуществ, концентрируя внимание на отдельных сегмен­тах рынка. Размер целевой группы зависит от степени, а не от вида фокусирования, при этом суть рассматриваемой стратегии состоит в работе с узкой группой потребителей, которая отличается от других групп.

Со стратегией фокусирования также связаны различного рода опасности:

усиление различий в издержках между компаниями, выб­равшими стратегию фокусирования, и другими производителями может свести на нет преимущества, связанные с обслуживанием узкой целевой группы, или же перевесить эффект дифференциа­ции, достигнутый путем фокусирования;

различия между видами продукции и услуг, требуемыми стратегической целевой группой и рынком в целом, могут сокра­титься;

конкуренты могут найти целевые группы внутри целевой группы, обслуживаемой компанией, избравшей стратегию фоку­сирования, и преуспеть в их новом начинании.

Компании, замедлившей темпы своего развития, следует пред­принять решительные меры. Она должна: или сделать шаги к достижению лидерства в снижении издержек, или, по крайней мере, выйти на средний уровень, что обычно влечет за собой активные инвестиции в модернизацию и, возможно, необхо­димость затрат на завоевание большей доли рынка, или выб­рать определенную цель, т.е. сосредоточить усилия на каком- либо аспекте, либо достичь некоторой уникальности (дифферен­циации). Последние две альтернативы вполне вероятно могут вызвать сокращение доли компании на рынке и даже объем продаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: