Дополнительная. Борьба протестантов и католиков ослабляла их, стимулировала появление свободной философской мысли (Н

Основная.

Оборудование.

План.

Выводы.

Борьба протестантов и католиков ослабляла их, стимулировала появление свободной философской мысли (Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон).

В целом, идеи Лютера пробили брешь в духовной диктатуре католической церкви, положили начало Реформации.

Эпоха Возрождения стала большим шагом вперёд от средневековой культурной традиции и переходом к философии Нового времени. Была создана новая (гелиоцентрическая) картина мира, наносящая удар по прежним геоцентрическим представлениям, поддерживаемым церковью.

Антиклерикализм деятелей Возрождения подготовил почву для идейного обновления Европы

Рациональные поиски Возрождения стали источником рационализма Нового времени.

Человек, его мир вновь становится центром философских размышлений (антропоцентризм). Человек рассматривается как титан, как активная творческая единица, обладающая свободой выбора и преобразующая мир.

Семинар № 8. Немецкая классическая философия.

1. Особенности немецкой классической философии.

2. Гносеология и этика И. Канта.

3. Объективный идеализм Г. Гегеля.

4.* И. Фихте, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах как представители классической философии.

1. Словарь терминов в учебном пособии Цаголовой И. К.

2. Портреты философов.

3. Схемы по теме.

Рекомендуемая литература.

1. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии.:учебник. – М.: ИД "Форум", 2008, СС. 185 – 208.

2. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. М.: Гардарики, 2004, СС. 135 – 154.

3. Шаповалов В. Ф. Основы философии. М.: Фаир-пресс, СС.217 – 257.

1. Вальяно М. В. Основы философии. М.: 1999.

2. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия. М.: 2003.

3. Таранов П. С. Философия изнутри. М.: 1996.

Обязательные понятия и термины.

Абсолют – ничем не обусловленное, свободное, не зависящее от обстоятельств, единое начало в философии Г. Гегеля.

Абсолютный дух – по Г. Гегелю, высшее проявление духа, не ограниченное пространством и временем, выраженное в искусстве, религии, философии; абсолютная истина.

Автономия воли – категория И. Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей.

Антиномии – противоречащие друг другу суждения.

Антитезис – противоположное тезису положение вторая составная диалектической триады Г. Гегеля.

Априорный – существующий до всякого опыта, врождённый.

"Вещь в себе" или "Вещь сама по себе" – главное понятие в философии И. Кана, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания и непознаваемой.

Диалектика – учение о противоречивости существующего, о возможности разрешения противоречий в жизни и мысли. По Г. Гегелю, действительность - это столкновение и объединение противоположностей.

Диалектическая триадичность – движение от тезиса к антитезису и их синтезу, становящемуся тезисом новой триады.

Законы диалектики – законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления.

Императив – правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку.

Инобытие – понятие гегелевской философии, обозначающее внешнее по отношению к внутреннему человеческого сознания. Противостояние внутреннего и внешнего обнаруживается на первом этапе самоосвобождении духа.

Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения.

Максима – правило поведения, внешне выраженная форма поведения.

Мировой дух – атрибут и ипостась Абсолюта, обладающего самосознанием и способностью творить (философия Г. Гегеля).

Необходимостьфилософская категория, характеризующая, по Г. Гегелю, внутренние закономерности предмета.

Объективный дух – дух общества в целом.

Отчуждение – категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо чужим для человека.

Панлогизм – особенность гегелевской философии, абсолютизирующей разум, мировой дух.

Перцепция – чувственное восприятие действительности.

Противоречие – в философии Г. Гегеля источник движения, развития.

Рационализм - направление в теории познания, основой которого является разум.

Свобода – по Г. Гегелю, парная категория необходимости, ассимилированная, познанная необходимость.

Синтез – по Г. Гегелю, соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, третья составная гегелевской диалектической триады.

Субъективный дух – сознание отдельного человека.

Тезис – первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения.

Трансцендентальный – существующий по ту сторону мира. До всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция – доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

Трансцендентный – потусторонний, выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: