Иоганн Готлиб Фихте

Резюмируем.

После его работ стала очевидна не пассивная, а активная роль сознания в познавательном процессе.

Были определены пределы разума (аностицизм И. Канта).

И. Кант определил примат морали и нравственной воли над теоретическими выкладками познающего разума.

Философия Канта оказала стимулирующее влияние на всю последующую европейскую мысль. Представители немецкой классической философии после И. Канта пытались преодолеть его дуализм (между явлением и вещью самой по себе) и агностицизм (утверждение о непознаваемости вещей в себе).

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) родился в саксонской деревне, в бедной семье был старшим из восьмерых детей. Семья не способна была даже платить за его обучение, но вмешался счастливый случай: И. Фихте обладал поразительной памятью, и однажды некий барон фон Мильтиц (имя которого история сохранила именно потому, что он помог Фихте) опоздал на воскресную проповедь в сельскую церковь. Крестьяне сказали ему, что если позвать "гусятника Фихте" (маленький Фихте пас в деревне гусей), тот повторит ему всю проповедь наизусть. Так и оказалось. Пораженный фон Мильтиц предложил родителям десятилетнего мальчика оплату его образования. Благодаря этому Фихте удалось окончить частную школу и поступить на богословский факультет Йенского, а потом Лейпцигского университета. После окончания университета он стал работать домашним учителем в богатых семьях Саксонии. Благодаря своей учительской деятельности он и узнал о философской системе И. Канта, — один из учеников задал ему вопрос о взглядах великого кенигсбержца. И. Фихте, взяв в руки книгу И. Канта, не смог от нее оторваться: кантовские идеи оказали на него огромное воздействие, он стал считать себя кантианцем. Сам И. Фихте писал о влиянии И. Канта на свои взгляды так: "Я растворился в философии И. Канта... Прочитав "Критику практического разума", я увидел себя живущим в новом мире: она превращает в руины то, что казалось неопровержимым. Доказывает то, что казалось недоказуемым". В 1791 г. И. Фихте поехал в Кенигсберг, чтобы познакомиться с человеком, перевернувшим его внутренний мир.

Этот визит обманул ожидания И. Фихте: И. Кант не обратил внимания на неизвестного учителя, а сам И. Фихте был разочарован лекцией уже пожилого И. Канта (в начале своей преподавательской карьеры И. Кант читал лекции блестяще). Однако И. Фихте остался еще на некоторое время в Кенигсберге и написал там работу в духе кантианства. На И. Канта рукопись молодого И. Фихте произвела положительное впечатление, он помог ее опубликовать. В 1792 г., когда читающая публика ожидала увидеть новый труд великого Канта, был опубликован анонимный труд, написанный И. Фихте. Когда недоразумение выяснилось, И. Фихте в одночасье стал знаменит.

После этого Фихте стал профессором Йенского университета. Его друзьями были Шиллер и Гете. Он читал лекции по теории права, этике и по новой, основанной им самим дисциплине, — "наукоучению". В философии Фихте содержались элементы пантеизма, но его противники приписывали ему атеизм. Эмоциональный И. Фихте защищался с присущей ему горячностью, спор довольно быстро перешел на личности, отношения с коллегами были испорчены, а И. Фихте покинул университет.

К этому моменту он был уже известным философом, поэтому получил приглашения на работу из различных университетов — в том числе, из Российской империи, на кафедру философии создававшегося тогда Харьковского университета. И. Фихте в конце концов остановился на Берлинском университете. Когда он жил в Берлине во время наполеоновской оккупации, он обратился к соотечественникам со своими знаменитыми "Речами к немецкой нации", в которых призывал к борьбе против иноземного ига. В этих "Речах" И. Фихте высказывал и националистические идеи, в том числе относительно того, что немцы — избранный народ, который должен стать во главе всех европейских народов и спасти их от внутреннего разложения и упадка. Эти идеи впоследствии пытались использовать нацисты в своей пропаганде. Во время войны с Наполеоном И. Фихте записался в ополчение, его жена ухаживала за ранеными в госпитале. Она заболела тифом и заразила мужа, что и стало причиной смерти И. Фихте.

Влияние И. Канта было велико, но И. Фихте никогда не считал идеи своего учителя истиной в последней инстанции. Со свойственным ему критицизмом свою философию И. Фихте построил так, чтобы исправить то, что он воспринимал как непоследовательность кантовской философии. Прежде всего, это касалось кантовского учения о "вещи в себе". И. Кант признавал "вещи в себе", то есть объективный, независимый от человека мир являлся для него безусловно существующим (хотя мы и не можем его познать). И. Фихте счел эту предпосылку кантовской философии недоказуемой и попытался вывести все разнообразие форм познания только из сознания.

У И. Канта опыт есть продукт двух начал: с одной стороны, "вещи в себе", действуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, а с другой — априорные формы вносят порядок и закономерность в хаотический материал чувственных впечатлений. И. Фихте же едко высмеивал такое толкование кантовского учения (он был уверен, что и И. Кант вовсе не имел в виду такой двойственности, но тут он ошибался).

" Если послушаешь, — писал он, — некоторых кантианцев о понятиях a priori, то можно подумать, что априорные формы стоят в человеческой голове, как развернутые складки, и ждут, пока чувственный опыт не наполнит их своим содержанием ". Что-нибудь одно, говорил И. Фихте, — или "вещь в себе" как внешний предмет, или сознание является источником и условием познания и опыта. В первом случае мы приходим к материализму, во втором — к субъективному идеализму. Всякая третья комбинация, считал И. Фихте, непоследовательна и ведет к противоречиям. Говорят, И. Кант, ознакомившись с этими рассуждениями И. Фихте, сказал: "Спаси нас, Боже, от наших друзей, а уж с врагами-то мы и сами справимся".

Свою систему И. Фихте называл "наукоучением", то есть в ней (так же, как и многие другие мыслители Нового времени, в том числе,И. Кант) он попытался построить новый образ науки. Основание науки И. Фихте выводил из трех основных принципов:

1. Я полагает само себя (Я = Я).

2.. Я противополагает себя не-Я (Я * не-Я).

3. Я полагает себя и свою противоположность (Я -> Я и не-Я). На первый взгляд, не очень понятно, что хотел Фихте сказать этими тремя положениями. Попробуем в этом разобраться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: