Понятие наказания, его сущность и признаки

ЛЕКЦИЯ 15. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ

Юридическое значение пенитенциарного рецидива.

Юридическое значение специального рецидива.

1. В случаях указанных в статьях Особенной части УК РФ, специальный рецидив является квалифицирующим либо особо квалифицирующим обстоятельством.

2. Если специальный рецидив не указан в статьях Особенной части У К РФ в каче­стве квалифицирующего признака, то он рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание.

3. Если за первое преступление лицо отбывало наказание в виде лишения свободы и по второму тождественному или однородному преступлению вновь осуждается к лише­нию свободы, то оно направляется отбывать наказание в исправительную колонию строго­го режима.

Пенитенциарный рецидив характеризуется тем, что лицо, отбывающее наказание в виде ареста или лишения свободы, совершает новое умышленное преступление, за кото­рое оно вновь осуждается к аресту или лишению свободы. Например, лицо, отбывающее наказание в виде ареста за умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершает убийство, за которое осуждается к лишению свободы.

1. В конкретных статьях Особенной части УК РФ пенитенциарный рецидив являет­ся обязательным признаком состава преступления (ст.ст. 313, 314, 321 УК РФ).

2. При пенитенциарном рецидиве наказание назначается по специальным правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ.

Наказание, как и преступление, есть фундаментальная категория уголовного права. Фундаментальность категории наказания проявляется в её сущности, целях, системе и видах наказаний, социальной роли наказания, его месте в системе уголовного права. Без наказания нет и не может быть борьбы с преступностью, правосудия, законности, социальной справедливости. В наказании, его содержании, механизме назначения и исполнения в значительной мере проявляется реальный демократизм данного общества или отсутствие такового.

Значение категории наказания определяется рядом факторов методологического, социально-политического, экономического, правового, нравственно-этического и иного характера. В методологическом отношении проблема уголовного наказания требует диалектического, системного, комплексного подхода. В исследовании проблемы наказания такой подход требует придерживаться принципов взаимосвязи, причинной обусловленности правовых явлений экономическими, социально-политическими, духовными факторами общественного развития. В экономическом плане наказание, как мера государственного принуждения, предполагает обоснование экономических аспектов решения всего многообразия проблем наказания. Недостаточно глубоко разработан и такой экономический аспект наказания, как обусловленность наказания, его сущности противоречиями между производительными силами общества и его производственными отношениями. В этом смысле наказание выступает как социально-политическая и юридическая форма разрешения этих противоречий.

В социально-политическом плане тема наказания выступает как особо актуальная. Системный кризис нашего российского общества, накал противоречий в нём, разгул преступности, её коренные количественные и качественные изменения вынуждают всё больше прибегать к уголовному принуждению как к крайнему средству разрешения социальных противоречий. При этом наказание, будучи средством разрешения противоречий, является одновременно и причиной других противоречий, оно само выступает как социальный конфликт между обществом и личностью.

Значение правового аспекта наказания определяется его вышеназванными, особенно социально-политическими аспектами. Потребность в уголовной репрессии требует и все более тщательного теоретического осмысления и законодательного закрепления понятия, сущности наказания, системы наказаний, равно как и разработки принципов и правового механизма назначения и исполнения наказаний. Среди прочих правовых аспектов наказания важной является проблема места и роли уголовного принуждения в системе мер принуждения, применяемых от имени государства.

В нравственно-этическом плане проблемы наказания имеют непреходящее значение. Моральные устои общества, его этика являются решающими в обосновании необходимости, сущности наказания и всех составляющих его механизма. В этическом отношении наказание является моральным принуждением. Последнее, в силу специфики морали как формы общественного сознания, в силу его эффективности, является самым желательным и самым действенным.

Наказание есть прежде всего принуждение. Принуждение есть мера насильственного побуждения к определенному поведению. Оно может быть по своему характеру физическим, психологическим (духовным), материальным. И может применяться и распространяться на все данное общество, на классы, социальные слои и группы населения, на отдельных индивидов. По субъекту применения (правового регулирования) принуждение различается государственное и негосударственное, а по порядку такого применения - судебное и несудебное. Поэтому принуждение всегда выступает как система насильственных методов воздействия.

[1]История анатогонистического общества, включая современное общество, знает систему мер экономического, социально-политического, морально-психологического (духовного) и правового (уголовного) принуждения. Многие из этих мер применяются от имени государства, и, естественно, в силу своей существенности имеют законные основания, закреплены в основных законах государства (конституциях), нормативных актах. Экономическое принуждение осуществляется в виде исторически определенного способа производства. В своем внешнем выражении экономическое принуждение выступает как разнообразные формы эксплуатации человека человеком. Государственные формы экономического принуждения являются ничем иным, как разными видами правового регулирования хозяйственной деятельности (все хозяйственное законодательство) и видами юридической ответственности: гражданско-правовой, материальной. Экономическое принуждение - основной, определяющий вид принуждения: оно регулирует самые существенные, жизненно важные отношения - экономические, производственные. Является самым массовым, распространенным. В обыденном сознании такое принуждение не воспринимается как таковое. Социально-политическое принуждение - это меры насильственного воздействия, применяемые всеми элементами политической системы общества: государством, общественными организациями (объединениями, партиями, движениями). Практически все такие меры, как правило, находятся под контролем государства и регулируются законодательством, осуществляются на определенной законодательной (нормативной) базе. Социально-политическое принуждение - решающий вид принуждения. По своему характеру оно является самым решительным и эффективным, способно давать немедленный результат, хотя нередко бывает весьма нежелательным, так как встречает обратную реакцию - встречное принуждение, выливаясь в жестокие формы борьбы. Юридические виды социально-политического принуждения (административная и дисциплинарная ответственность) в этом смысле являются самыми желательными и мягкими, хотя они являются формой разрешения противоречий на уровне общество (государство) - личность. Однако указанные виды принуждения ограничены в своей эффективности относительно невысокой степенью общественной опасности правонарушений, на борьбу с которыми они направлены. Морально-психологическое (духовное) принуждение – это различные меры духовного (психологического) воздействия. Морально-психологическое принуждение нередко трудно отличить от убеждения, как метода воспитания, социального регулирования (управления). Систематизация принуждения, деление его на виды относительно условно, но они позволяют точно выявить характер и сущность конкретных мер принуждения и избрать наиболее эффективную из них в данной ситуации. Главные критерии такой систематизации – характер и сущность мер воздействия, механизм их действия.

Уголовное принуждение, как вид социального принуждения, имеет две существенные особенности. Во-первых, оно в интегрированном виде вбирает остальные виды социального принуждения. По характеру, сущности и механизму воздействия оно сочетает и синтезирует экономическое, социально-политическое, морально-психологическое принуждение. Вторая важная особенность уголовного принуждения - его противоположность убеждению как главному методу достижения социальной гармонии. По своей сущности оно есть насилие и применяется только как крайняя мера, когда другие виды принуждения исчерпали себя.

Особое место уголовного принуждения в системе социального принуждения определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, оно применяется только за совершение преступления, то есть за резко отличные и, как правило, осуждаемые обществом модели поведения. Во-вторых, по своей сущности, характеру и механизму воздействия, как никакое другое принуждение, оно лишает человека его самых важных ценностей - его прав и свобод, а в ряде случаев и самой жизни.

В целом уголовное принуждение отличается от других видов принуждения тем, что оно:

а) по субъекту правового регулирования: является только государственным;

б) по субъекту применения: применяется только от имени государства и только судом;

в) по основаниям - только за совершение преступления;

г) по характеру и механизму воздействия: является более суровым, чем иные виды государственного принуждения;

д) по механизму внутренней организации: является системным: представляет собой систему органично взаимосвязанных по своему характеру мер;

е) по своим последствиям: влечет качественное изменение правового статуса лица, в отношении которого оно применено;

ж) по порядку применения: является исключительно судебным (уголовно-процессуальным).

Указанные особенности уголовного наказания как вида государственного принуждения подтверждаются понятием наказания, даваемым в законодательстве и в науке уголовного права. В УК РФ говорится: “Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица”[156].

Данная формулировка понятия наказания не позволяет чётко уяснить его сущность - кара или принуждение, или то и другое одновременно. В юридической литературе на этот счет имеются несколько точек зрения. Одни считают наказание государственным принуждением, другие - карой, третьи понимают под наказанием принуждение, неотъемлемым свойством которого является кара.

Вопрос о сущности наказания является ключевым, так как он позволяет уяснить отличие уголовного наказания от других мер принуждения.

Анализ законодательства об уголовном наказании и практики его применения показывает, сущность его составляет именно кара. Во-первых, как было сказано, наказание - особая мера государственного принуждения. Особенность сущности уголовного наказания заключается в каре как лишении или ограничении прав и свобод граждан, включая и право на жизнь, являющейся высшей ценностью и личности, и общества.

Во-вторых, сущность (как философская категория) определяет “внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений”[157]. Для сущности характерно, что она всегда есть главная внутренняя, определяющая природу, бытие и развитие данного предмета, его совокупность сторон или сторона. Кара составляет главную и определяющую внутреннюю сторону государственного принуждения как уголовного наказания. Виды государственного принуждения, как говорилось, многообразны и носят системный характер. Только предусмотренные уголовным законом лишения или ограничения прав и свобод или моральные страдания позволяют отличить уголовное наказание от других видов государственного принуждения. Только эти лишения (ограничения, моральные страдания) составляющие внутреннее содержание кары, делают наказание самим собой, определяют его неповторимость и природу как понятия уголовного права и как социального явления.

Поэтому неточно определять уголовное наказание как просто принуждение, или как принуждение, свойством которого является кара. Кара - не свойство, а сущность наказания, ибо свойство выражает лишь такую сторону предмета, которая обусловливает его назначение или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношениях к ним[158].

С учетом сказанного выше можно дать следующее определение понятия наказания: наказание, как мера государственного принуждения, есть кара, назначаемая приговором суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

В этом определении подчеркиваются важные отличительные признаки наказания:

1. Государственно-правовой или публичный характер, который означает, что уголовное наказание является мерой государственного принуждения. Как мера государственного принуждения наказание регламентируется в уголовном законодательстве. Оно применяется только от имени государства и назначается только судом.

Публичный характер наказания выражается и в том, что оно олицетворяет собой необходимую реакцию общества в лице государства на посягательства на его интересы со стороны преступника. При этом, как государственно-правовая мера, наказание имеет четко очерченные законом пределы, оно строго ограничено по мерам воздействия и не может исходить от индивидов. Субъектом его законодательного регулирования государство, а субъектом назначения - суд, как специальный орган государства[159].

2. Насильственно-карательный характер наказания означает, что оно имеет своей сущностью насилие в форме кары. Кара, как сущность наказания, не есть любое безграничное насилие. Оно есть строго упорядоченное уголовным законом насилие, а именно - лишение или ограничение законных прав и свобод человека.

Лишение прав и свобод предполагает изъятие определенных уголовным законом прав и свобод, изоляцию лица, совершившего преступление. Оно заключает в себе физическое, материальное и (или) морально-психологическое воздействие. Последнее вызывает у лица определенные психические (моральные) переживания, страдания.

Ограничение прав и свобод - это уменьшение количественных и качественных характеристик законных прав и свобод лица. От лишения прав (свобод) ограничение отличается степенью, пределами изъятия последних.

Тенденцией изменения сущности кары в современных условиях является перенос акцента с лишения прав (и свобод) на их ограничение, что более отвечает интересам достижения целей наказания. Но в то же время практическая реализация этой тенденции в конкретной (сегодняшней) исторической ситуации требует особой осторожности, индивидуального подхода и недопустимость какой-либо спешки.

3. Уголовно-правовой (нормативный) характер наказания отражает два момента: первый - наказание возможно только за совершение преступления, предусмотренного уголовным законом; второй - наказание может быть назначено, как правило, в пределах санкции уголовного закона.

4. Индивидуально-субъективный характер наказания имеет в виду, во-первых, назначение и применение наказания физическому лицу. Во-вторых, только при наличии вины лица, совершившего преступление. В-третьих, наказание может назначаться только с учётом личности преступника, его индивидуальных субъективных свойств и качеств.

5. Юридически значимая природа наказания выражает его правовые последствия - судимость. Судимость означает качественное изменение правового статуса осужденного лица. Например, судимые лица не могут работать судьями, следователями, адвокатами.

6. Судебный (уголовно-процессуальный) порядок назначения наказания - один из его отличительных признаков. Наказание назначается только судом и только в строго определённом законом (уголовно-процессуальном) порядке. Четко регулируемая форма и строгий порядок назначения наказания - важная гарантия законности и обоснованности осуждения лица, признанного виновным в совершении преступления, гарантия соблюдения прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ (ст.5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: