ЛЕКЦИЯ 15. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ
Юридическое значение пенитенциарного рецидива.
Юридическое значение специального рецидива.
1. В случаях указанных в статьях Особенной части УК РФ, специальный рецидив является квалифицирующим либо особо квалифицирующим обстоятельством.
2. Если специальный рецидив не указан в статьях Особенной части У К РФ в качестве квалифицирующего признака, то он рассматривается как обстоятельство, отягчающее наказание.
3. Если за первое преступление лицо отбывало наказание в виде лишения свободы и по второму тождественному или однородному преступлению вновь осуждается к лишению свободы, то оно направляется отбывать наказание в исправительную колонию строгого режима.
Пенитенциарный рецидив характеризуется тем, что лицо, отбывающее наказание в виде ареста или лишения свободы, совершает новое умышленное преступление, за которое оно вновь осуждается к аресту или лишению свободы. Например, лицо, отбывающее наказание в виде ареста за умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершает убийство, за которое осуждается к лишению свободы.
1. В конкретных статьях Особенной части УК РФ пенитенциарный рецидив является обязательным признаком состава преступления (ст.ст. 313, 314, 321 УК РФ).
2. При пенитенциарном рецидиве наказание назначается по специальным правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ.
Наказание, как и преступление, есть фундаментальная категория уголовного права. Фундаментальность категории наказания проявляется в её сущности, целях, системе и видах наказаний, социальной роли наказания, его месте в системе уголовного права. Без наказания нет и не может быть борьбы с преступностью, правосудия, законности, социальной справедливости. В наказании, его содержании, механизме назначения и исполнения в значительной мере проявляется реальный демократизм данного общества или отсутствие такового.
Значение категории наказания определяется рядом факторов методологического, социально-политического, экономического, правового, нравственно-этического и иного характера. В методологическом отношении проблема уголовного наказания требует диалектического, системного, комплексного подхода. В исследовании проблемы наказания такой подход требует придерживаться принципов взаимосвязи, причинной обусловленности правовых явлений экономическими, социально-политическими, духовными факторами общественного развития. В экономическом плане наказание, как мера государственного принуждения, предполагает обоснование экономических аспектов решения всего многообразия проблем наказания. Недостаточно глубоко разработан и такой экономический аспект наказания, как обусловленность наказания, его сущности противоречиями между производительными силами общества и его производственными отношениями. В этом смысле наказание выступает как социально-политическая и юридическая форма разрешения этих противоречий.
В социально-политическом плане тема наказания выступает как особо актуальная. Системный кризис нашего российского общества, накал противоречий в нём, разгул преступности, её коренные количественные и качественные изменения вынуждают всё больше прибегать к уголовному принуждению как к крайнему средству разрешения социальных противоречий. При этом наказание, будучи средством разрешения противоречий, является одновременно и причиной других противоречий, оно само выступает как социальный конфликт между обществом и личностью.
Значение правового аспекта наказания определяется его вышеназванными, особенно социально-политическими аспектами. Потребность в уголовной репрессии требует и все более тщательного теоретического осмысления и законодательного закрепления понятия, сущности наказания, системы наказаний, равно как и разработки принципов и правового механизма назначения и исполнения наказаний. Среди прочих правовых аспектов наказания важной является проблема места и роли уголовного принуждения в системе мер принуждения, применяемых от имени государства.
В нравственно-этическом плане проблемы наказания имеют непреходящее значение. Моральные устои общества, его этика являются решающими в обосновании необходимости, сущности наказания и всех составляющих его механизма. В этическом отношении наказание является моральным принуждением. Последнее, в силу специфики морали как формы общественного сознания, в силу его эффективности, является самым желательным и самым действенным.
Наказание есть прежде всего принуждение. Принуждение есть мера насильственного побуждения к определенному поведению. Оно может быть по своему характеру физическим, психологическим (духовным), материальным. И может применяться и распространяться на все данное общество, на классы, социальные слои и группы населения, на отдельных индивидов. По субъекту применения (правового регулирования) принуждение различается государственное и негосударственное, а по порядку такого применения - судебное и несудебное. Поэтому принуждение всегда выступает как система насильственных методов воздействия.
[1]История анатогонистического общества, включая современное общество, знает систему мер экономического, социально-политического, морально-психологического (духовного) и правового (уголовного) принуждения. Многие из этих мер применяются от имени государства, и, естественно, в силу своей существенности имеют законные основания, закреплены в основных законах государства (конституциях), нормативных актах. Экономическое принуждение осуществляется в виде исторически определенного способа производства. В своем внешнем выражении экономическое принуждение выступает как разнообразные формы эксплуатации человека человеком. Государственные формы экономического принуждения являются ничем иным, как разными видами правового регулирования хозяйственной деятельности (все хозяйственное законодательство) и видами юридической ответственности: гражданско-правовой, материальной. Экономическое принуждение - основной, определяющий вид принуждения: оно регулирует самые существенные, жизненно важные отношения - экономические, производственные. Является самым массовым, распространенным. В обыденном сознании такое принуждение не воспринимается как таковое. Социально-политическое принуждение - это меры насильственного воздействия, применяемые всеми элементами политической системы общества: государством, общественными организациями (объединениями, партиями, движениями). Практически все такие меры, как правило, находятся под контролем государства и регулируются законодательством, осуществляются на определенной законодательной (нормативной) базе. Социально-политическое принуждение - решающий вид принуждения. По своему характеру оно является самым решительным и эффективным, способно давать немедленный результат, хотя нередко бывает весьма нежелательным, так как встречает обратную реакцию - встречное принуждение, выливаясь в жестокие формы борьбы. Юридические виды социально-политического принуждения (административная и дисциплинарная ответственность) в этом смысле являются самыми желательными и мягкими, хотя они являются формой разрешения противоречий на уровне общество (государство) - личность. Однако указанные виды принуждения ограничены в своей эффективности относительно невысокой степенью общественной опасности правонарушений, на борьбу с которыми они направлены. Морально-психологическое (духовное) принуждение – это различные меры духовного (психологического) воздействия. Морально-психологическое принуждение нередко трудно отличить от убеждения, как метода воспитания, социального регулирования (управления). Систематизация принуждения, деление его на виды относительно условно, но они позволяют точно выявить характер и сущность конкретных мер принуждения и избрать наиболее эффективную из них в данной ситуации. Главные критерии такой систематизации – характер и сущность мер воздействия, механизм их действия.
Уголовное принуждение, как вид социального принуждения, имеет две существенные особенности. Во-первых, оно в интегрированном виде вбирает остальные виды социального принуждения. По характеру, сущности и механизму воздействия оно сочетает и синтезирует экономическое, социально-политическое, морально-психологическое принуждение. Вторая важная особенность уголовного принуждения - его противоположность убеждению как главному методу достижения социальной гармонии. По своей сущности оно есть насилие и применяется только как крайняя мера, когда другие виды принуждения исчерпали себя.
Особое место уголовного принуждения в системе социального принуждения определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, оно применяется только за совершение преступления, то есть за резко отличные и, как правило, осуждаемые обществом модели поведения. Во-вторых, по своей сущности, характеру и механизму воздействия, как никакое другое принуждение, оно лишает человека его самых важных ценностей - его прав и свобод, а в ряде случаев и самой жизни.
В целом уголовное принуждение отличается от других видов принуждения тем, что оно:
а) по субъекту правового регулирования: является только государственным;
б) по субъекту применения: применяется только от имени государства и только судом;
в) по основаниям - только за совершение преступления;
г) по характеру и механизму воздействия: является более суровым, чем иные виды государственного принуждения;
д) по механизму внутренней организации: является системным: представляет собой систему органично взаимосвязанных по своему характеру мер;
е) по своим последствиям: влечет качественное изменение правового статуса лица, в отношении которого оно применено;
ж) по порядку применения: является исключительно судебным (уголовно-процессуальным).
Указанные особенности уголовного наказания как вида государственного принуждения подтверждаются понятием наказания, даваемым в законодательстве и в науке уголовного права. В УК РФ говорится: “Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица”[156].
Данная формулировка понятия наказания не позволяет чётко уяснить его сущность - кара или принуждение, или то и другое одновременно. В юридической литературе на этот счет имеются несколько точек зрения. Одни считают наказание государственным принуждением, другие - карой, третьи понимают под наказанием принуждение, неотъемлемым свойством которого является кара.
Вопрос о сущности наказания является ключевым, так как он позволяет уяснить отличие уголовного наказания от других мер принуждения.
Анализ законодательства об уголовном наказании и практики его применения показывает, сущность его составляет именно кара. Во-первых, как было сказано, наказание - особая мера государственного принуждения. Особенность сущности уголовного наказания заключается в каре как лишении или ограничении прав и свобод граждан, включая и право на жизнь, являющейся высшей ценностью и личности, и общества.
Во-вторых, сущность (как философская категория) определяет “внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений”[157]. Для сущности характерно, что она всегда есть главная внутренняя, определяющая природу, бытие и развитие данного предмета, его совокупность сторон или сторона. Кара составляет главную и определяющую внутреннюю сторону государственного принуждения как уголовного наказания. Виды государственного принуждения, как говорилось, многообразны и носят системный характер. Только предусмотренные уголовным законом лишения или ограничения прав и свобод или моральные страдания позволяют отличить уголовное наказание от других видов государственного принуждения. Только эти лишения (ограничения, моральные страдания) составляющие внутреннее содержание кары, делают наказание самим собой, определяют его неповторимость и природу как понятия уголовного права и как социального явления.
Поэтому неточно определять уголовное наказание как просто принуждение, или как принуждение, свойством которого является кара. Кара - не свойство, а сущность наказания, ибо свойство выражает лишь такую сторону предмета, которая обусловливает его назначение или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношениях к ним[158].
С учетом сказанного выше можно дать следующее определение понятия наказания: наказание, как мера государственного принуждения, есть кара, назначаемая приговором суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
В этом определении подчеркиваются важные отличительные признаки наказания:
1. Государственно-правовой или публичный характер, который означает, что уголовное наказание является мерой государственного принуждения. Как мера государственного принуждения наказание регламентируется в уголовном законодательстве. Оно применяется только от имени государства и назначается только судом.
Публичный характер наказания выражается и в том, что оно олицетворяет собой необходимую реакцию общества в лице государства на посягательства на его интересы со стороны преступника. При этом, как государственно-правовая мера, наказание имеет четко очерченные законом пределы, оно строго ограничено по мерам воздействия и не может исходить от индивидов. Субъектом его законодательного регулирования государство, а субъектом назначения - суд, как специальный орган государства[159].
2. Насильственно-карательный характер наказания означает, что оно имеет своей сущностью насилие в форме кары. Кара, как сущность наказания, не есть любое безграничное насилие. Оно есть строго упорядоченное уголовным законом насилие, а именно - лишение или ограничение законных прав и свобод человека.
Лишение прав и свобод предполагает изъятие определенных уголовным законом прав и свобод, изоляцию лица, совершившего преступление. Оно заключает в себе физическое, материальное и (или) морально-психологическое воздействие. Последнее вызывает у лица определенные психические (моральные) переживания, страдания.
Ограничение прав и свобод - это уменьшение количественных и качественных характеристик законных прав и свобод лица. От лишения прав (свобод) ограничение отличается степенью, пределами изъятия последних.
Тенденцией изменения сущности кары в современных условиях является перенос акцента с лишения прав (и свобод) на их ограничение, что более отвечает интересам достижения целей наказания. Но в то же время практическая реализация этой тенденции в конкретной (сегодняшней) исторической ситуации требует особой осторожности, индивидуального подхода и недопустимость какой-либо спешки.
3. Уголовно-правовой (нормативный) характер наказания отражает два момента: первый - наказание возможно только за совершение преступления, предусмотренного уголовным законом; второй - наказание может быть назначено, как правило, в пределах санкции уголовного закона.
4. Индивидуально-субъективный характер наказания имеет в виду, во-первых, назначение и применение наказания физическому лицу. Во-вторых, только при наличии вины лица, совершившего преступление. В-третьих, наказание может назначаться только с учётом личности преступника, его индивидуальных субъективных свойств и качеств.
5. Юридически значимая природа наказания выражает его правовые последствия - судимость. Судимость означает качественное изменение правового статуса осужденного лица. Например, судимые лица не могут работать судьями, следователями, адвокатами.
6. Судебный (уголовно-процессуальный) порядок назначения наказания - один из его отличительных признаков. Наказание назначается только судом и только в строго определённом законом (уголовно-процессуальном) порядке. Четко регулируемая форма и строгий порядок назначения наказания - важная гарантия законности и обоснованности осуждения лица, признанного виновным в совершении преступления, гарантия соблюдения прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ (ст.5).