Государственное и муниципальное управление в системе наук

Важнейшими особенностями государственного и муниципального управления как науки являются:

1) междисциплинарный характер знания, представленного в государственном и муниципальном управлении. Эта наука сформировалась и развивается на стыке различных областей знания — философии, этики, политологии, права (прежде всего, административного), социологии, теории организации, психологии, кибернетики, теории систем и иных общественных, естественных и технических наук;

2) практическая направленность государственного и муниципального управления. Научные результаты, полученные в этой области знания, всегда находят применение в практике, не требуя промежуточных стадий исследовательской работы, связанных с поиском сфер их практического использования и внедрения;

3) обусловленность проблематики государственного и муниципального управления потребностями повышения эффективности совместной деятельности людей в обществе и государстве, в рамках государственного аппарата, а также новыми социальными идеями, получающими распространение в обществе (связанными с экологией, образом жизни, отношениями между странами, между различными конфессиями, этническими группами и т.д.);

4) двойственность источника формирования и развития государственного и муниципального управления. С одной стороны, это собственно научно-исследовательская деятельность, а с другой — научное обобщение практического опыта в сфере государственного и муниципального управления. Целью государственного и муниципального управления как науки является преодоление противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности людей, в частности, между:

- потребностью в совместной деятельности людей, во взаимодействии и сотрудничестве социальных организаций и наличием у них мотивов и целей различной (иногда противоположной) направленности;

- традиционными целями функционирования государства (муниципального образования) и тенденциями изменения окружающей среды, а также разнообразными новыми социальными идеями;

- увеличением масштабов задач, которые ставит жизнь, размерности решаемых государством (муниципальным образованием) задач и требованием снижения издержек на государственное и муниципальное управление;

- новыми технологиями, используемыми в политике, экономике, культуре, в социальной работе и т.д., и сложившимися стереотипами совместной деятельности людей в сфере государственного и муниципального управления, а также ограничениями, связанными с физическими возможностями человека;

- высокой социальной ответственностью руководителя государственного, муниципального управления и наличием у него негативных качеств, подверженностью его негативным состояниям и т.д.

Различные аспекты проблем государственного и муниципального управления находятся в сфере научных интересов представителей различных отраслей знания — философов, политологов, экономистов, юристов, психологов, социологов, философов, математиков, инженеров и др. Эти проблемы исследуются каждым из подобного рода специалистов под углом зрения, специфичным для соответствующей науки (политологии, юриспруденции, психологии, экономики, социологии и т.д.). При этом достижения соответствующей науки используются применительно к конкретному классу управленческих ситуаций. Вместе с тем, практика государственного и муниципального управления требует соединения результатов изучения различных аспектов проблемы разными науками и их комплексного специального изучения с тем, чтобы их можно было применить для эффективного разрешения конкретной управленческой ситуации, имеющей значение в масштабах государства или муниципального образования. Этим и занимается самостоятельная наука, изучающая общественные отношения определенного типа, а именно, отношения государственного и муниципального управления.

Поскольку отношения в сфере государственного и муниципального управления являются общественными, то и изучающая их наука относится к числу общественных наук, наряду с социологией, психологией, правом и т.д. Вместе с тем это ни в коей мере не исключает использования в качестве инструментария для изучения управленческих проблем результатов и методов естественных и технических наук.

Для доказательства истинности своих положений и возможности их практического использования науке государственного и муниципального управления необходимы эксперименты, восприятие человеком внешнего мира и непосредственные наблюдения. По этому критерию государственное и муниципальное управление относится к числу эмпирических (опытных) наук, в противоположность формальным наукам, таким, как математика, логика, которые основываются исключительно на интеллектуальной (мыслительной) деятельности и не требуют для обоснования своих результатов каких-либо чувственных наблюдений.

Государственное и муниципальное управление является преимущественно прикладной наукой, так как она разрабатывает средства для решения конкретных практических задач человеческой деятельности, для применения результатов фундаментальных (теоретических, «чистых») наук при решении не столько познавательных, сколько социально-практических проблем. Этим государственное и муниципальное управление отличается от теоретических наук (философия, этика и др.), задача которых — познание законов, определяющих поведение и взаимодействие базисных структур природы, общества и мышления.

Объект исследования (государство, муниципальное объединение, государственный аппарат и люди, объединившиеся для совместной деятельности в составе государственного аппарата, муниципального учреждения) определяет принадлежность государственного и муниципального управления к числу конкретных (предметных) наук.

Другими примерами конкретных наук являются биология, астрономия, геология, которые изучают вещи в целом, агрегативно, а также механика, физика, химия, изучающие вещи в их элементах.

Изучая систему структур, связей, отношений управления на разных уровнях, наука государственного и муниципального управления выступает как теория, в то время как ряд наук представляют собой теории свойств (в частности, механика, физика, химия) либо теории отношений (такие науки, как математика, логика).

Теоретические или прикладные проблемы, относящиеся к сфере государственного и муниципального управления, изучают различные науки. В их числе такие теоретические дисциплины, как философия, политология, политическая экономия, математика, статистика, кибернетика. Большой вклад делают естественные науки, изучающие человека (одного из объектов и одновременно субъектов управления), такие, как психология, физиология, медицина. Весьма близки к государственному и муниципальному управлению по своему предмету науки, изучающие определенные виды общественных отношений, — это, прежде всего, экономические, правовые, организационные науки.

В целях анализа взаимодействия различных наук при изучении проблем управления выделим следующие группы операций (функций) управления:

- определение целей государственного и муниципального управления;

- поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хранение информации;

- анализ ситуации и обстановки с использованием имеющейся информации;

- выработка и принятие управленческого решения;

- организация исполнения решения.

Определение целей деятельности государственного и муниципального управления, постановка задач высшего уровня опираются, прежде всего, на достижения философии, этики, политологии, политической экономии, национальной экономики, геополитики, теории организации. Особенно велико при этом значение методологического знания.

В изучении таких операций (функций), как поиск, сбор (добывание), систематизация, накопление, обработка, хранение информации, участвуют следующие отрасли знания: информатика, информационные технологии, документоведение, исследование операций, математика, а также науки, отражающие специфику сферы деятельности организации (например, экономические науки). Важное значение здесь имеет формальная методология, предполагающая анализ языка науки, формальной структуры научного объяснения, описание формализованных методов исследования, исследование типологии систем знания и т.д.

Анализ управленческой ситуации и деловой обстановки с использованием имеющейся информации осуществляется с учетом достижений таких научных дисциплин, как психология, право, логика, кибернетика, исследование операций, теории вероятностей, теории игр, а также наук, отражающих специфику объекта управления (отрасль, сфера жизни общества, муниципальное образование и т.д.).

Изучение процессов выработки и принятия управленческого решения ведется с участием таких научных направлений, как эвристика, этика, логика,психология, право. Особое значение при этом имеет содержательнаяметодология, которая охватывает, в частности, структуру научного знания,схемы объяснения, принятые в науке, структуру и состав научных методов,условия и критерии научности и т.д.

В области организации исполнения решения весьма важен вклад следующих наук, участвующих в изучении этого аспекта государственного и муниципального управления: педагогики, психологии, социологии, права, теории организации, информационных технологий, валеологии, экономических наук и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: