Лекция Владимира Карловича Кантора 29 сентября

Контрольные вопросы

1. Что такое источник права?

2. Какие виды источников права существуют в мировой практике?

3. Каковы характерные черты нормативного правового акта?

4. Законы как высшая форма выражения государственной воли.

5. Каковы виды законов?

6. Понятие и виды подзаконных актов.

7. Когда начинает и когда прекращает действовать нормативный правовой акт?

8. На какую территорию распространяет свое действие нормативный правовой акт?

9. На какие субъекты распространяет свое действие нормативный правовой акт?

10. Назовите правотворческие органы, действующие в нашем государстве, расскажите о каждом из них

Софисты

У Гаспарова есть рассуждение: Афинянин спрашивает софиста: «кто ты такой? почему учишь как говорить?» Софист отвечает: «я не мудрец, не философ, искатель мудрости. Я — софист. Специалист по мудрости». Поначалу это слово не было обидной кличкой. В начале таким ругательством оно стало после Ксенофонта и Сократа. Софистикой занимался Аристофан. Протагор был крупнейшим софистом. Это было определение интеллектуальной позиции.

Возникновение софистики: 5 век до нашей эры. Самый крупный из софистов — Протагор. До пятого века были натурфилософы, появилось много философских школ. Они думали о первоначалах бытия, делились своими мыслями в школах последователей, писали сочинения. Никто из философов не брал за обучение деньги. Софисты первыми начали брать плату за обучение мудрости. Они должны уметь говорить, уметь понимать что они говорят. Раньше философы учили безвозмездно, а теперь софисты берут за обучение немалую плату. Грекам это было чуждо, ведь они не признавали доходы от личного труда. Казалось, что тот кто требует платы за свой труд интересуется только деньгами. Сократ был первым противником софистов. Ксенофонт (ученик Сократа, великий поин, полководец, проделавший трудный путь со своим войском — поход 10 тысяч — анабасис).

Сократ: «У нас принято думать, что из красоты и знаний можно делать равно и благородное и гнусное употребление. Так, красоту если кто продает за деньги кому угодно, того обзывают распутником; а если кто знает, что его любит человек благородный, хороший и делает этого человека своим другом, то мы считаем его нравственным. Точно так же, кто продает свои знания за деньги кому угодно, тех обзывают софистами; а кто, заметив в человеке хорошие способности, учит его всему хорошему, что знает, и делает своим другом, про того мы думаем, что он поступает, как следует доброму гражданину».

Протагор в молодости был дровосеком, не из богатой семьи. Философ Демокрит увидел, что он связыет дрова в вязанки математически выгодным способом - угадал талант и сказал: «Пойдешь в ученики?». И Протагор пошел. Самое знаменитое выражение софистов: «Человек есть мера всем вещам существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Если люди верили в Богов, то Боги есть. Если человек не верил в Богов, то они не существовали. Такова трактовка цитаты. Протагор доказывал, что знание основывается на чувственном опыте, а опыт обманчив. Протагор пытаетс доказалать, что наше щнание непрочно, оно обманчиво. Софисты обращаются к человеческим проблемам натурфилософии. Главный предмет исследований — человеческий дух. В период нравственной распущенности Афин его правила были истолкованы как правила житейской мудрости. (про критерий Протагора). В 415 году до н э Протагора приговорили к изгнанию из Афин, когда его посадили на корабль, то он потерпел крушение и Протагор погиб. Книга «О Богах» Протагора была сожжена. Владимир Соловьев: «сущность софистики — это отрицание всякого внешнего бытия и признание верховного значения человеческой мысли. Человек только в себе может найти истину. Таким образом, получается, что софисты полемизировали против национальной мифологии, более того, противостояли против нее своим равнодушием.» Формула Протагора: «Относительно богов мне не известно существуют они или нет, узнать это мешает многое, как трудность предмета, так и короткость человеческой жизни». Эта формула показывает полное освобождение сознания от внешней религии.

Горгий (483-375 г до н э)

Сочинение «о не-сущем, или о природе»:

1) нет ничего существующего

2) если что и существует, то оно непознаваемо

3) если бы оно и было познаваемо, то его нельзя было бы выразить в словах

Сущее не совпадает ни с мыслью, ни со словом. Негатив учения Протагора. Все ложно. Он обращается к проблеме человеческого познания (открытие софистов). Софисты —ранние греческие просветители. Принцип сформулировал Кант: «Просвещение — это выход из несовершеннолетия и попытка научиться пользоваться своим умом». (Человек есть мера всех вещей). Программа просвещения провозглашалась от имени разума.

Эристика — чувство спора обо всем.

Знаменитая формула лжеца: Критянин говорил, все критяне лжецы.

Сократ не Платон. Но Сократ человек, значит Платон не человек??

Разложение мысли, где все переворачивается. Нужна была сила, которая остановит это разложение. В лице Сократа нашлась эта сила. (469 — 399 г до н э). Отец Сократа был каменотесом. Мать — акушерка. Сократ говорил, что основное занятие — быть поливальной бабкой мысли (????). Изучал музыку, письмо, читал Гомера, учил арифметику и геометрию, получил физическое воспитание и участвовал в трех сражениях. Был женат на Ксантиппе. После того как она окатывала его водой он говорил «моя ксантиппа всегда так: сначала гром, потом дождь». Потом он начал бродить по площадям и спорить, образовался круг богатых и знатных людей, которые его слушали. В отличие от софистов Сократ не брал денег. Его слушали Ксенофонт и Платон, все говорили, что он самый умный, даже дельфийский оракул. При жизни он не написал ни строчки. «Мудр Софокл, мудрее Еврипид, Мудрейший же Сократ», - дельфийский оракул. Сократа всегда сопровождал внутренний голос. Оракул Сократа был в нем самом, задача — не уходить в Дельфы, а искать ответы в себе самом. Сократ мог стоять на одном месте долгое время и прислушиваться к внутреннему голосу. (Безухов у Толстого - говорящая фамилия). Сократ говорил о себе, что он унаследовал ремесло матери. Подобно тому как она помогала рождаться детям, он помогает рождаться истине. Сократ принял образ ничего не знающего человека, а софисты напротив считали себя мудрецами. Он разработал особый способ достижения мысли — майевтика: задавал человеку много вопросов и прикидывался тем, что не знает ответов. Он обнаружил во всех собедниках боязнь мыслить. Он противопоставил учению софистов приходящей истине учение о вечной истине, которая всем управляет, что все относительно в жизни и мы ничего не можем решить. Он называл себя оводом. (Сократ Потугин, который жалит своих современниках — в черновиках романа!!). В 70 лет его приговорили к смертной казни. Друзья предлагали ему помощь с побегом, но он отказался и выпил чашу цикуту.

Герцен: «в демократическом обществе тоже погибают, но не прежде произнесенного слова».

Проблема Платона: «как создать такой мир, где бы Сократов не убивали?».

Основные тезисы Сократа:

1) основные ценности не внешние, а ценности души

2) добродетель есть всегда знание, порок всегда невежество. Маркс говорил, что это одно из величайших бедствий человечества

3) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, то делает это по незнанию (а Достоевский утвердил, что человек может делать зло сознательно)

4) все добродетели подчинены разуму

5) человек всегда ищет собственное благо и поэтому делает зло не ради зла, а потому что хочет из этого зла извлечь выгоду, то есть благо. Человек — жертва ошибки

6) закон добра властвует и над людьми, и над Богами. И добро не потому хорошо, что его любят боги, а боги добро любят потому, что это хорошо

7) задача философа — научиться умирать достойно, чтобы смерть казалась ему даром богов

Платон (427-347)

Основатель объективного идеализма.Олимпиадор описал жизнь платона: «он не был человеком незаметным, отец его был Аристон, сын Аристокла, род которого восходит к Солону. А по матери он был потомком последнего афинского царя Кодра». Существовала легенда, что он сын Аполлона. В отличие от Сократа он оставил множество сочинений. Лев Шестов: «смерть Сократа потрясла неслыханно душу Платона и заставила его со страшной силой ставить философские вопросы». После смерти Сократа он совершил ряд путешествий, даже съездил в Египет, где хотел познакомиться с египетскими жрецами. От них он узнал, что существовала Атлантида. В 395 году он возвращается в Афины и начинает работу философа, борясь с релятивизмом софистов. Через несколько лет он покидает Афины и направляется в Великую Грецию (Южная Италия) и оттуда в Сицилию. При помощи друга диона он попытался осуществить свою идею идеального государства. Может помочь в этом только тиран. Платона отправили на продажу как обычного раба и случайно среди народа оказался Антикерит, ученик ученика Сократа. Он узнал Платона, купил его и отпустил на волю. Афинские друзья платона хотели возметить ему эти деньги, а он ответил «не только в афинах умеют ценить философию». Платон основал академию вблизи Афин, посвященную Академу. Когда троянцы разрушали Афины, то они не тронули рощу Академа, она была местом мира. Это место было неподвластно разрушениям.

Периодика сочинений Платона:

I. 90-е годы 4 века до н э. К этому периоду относятся:

1) апология сократа

2) протагор

3) первая книга диалога «государство»

II. второй период — переходный (80е годы)

1) горгий

2) минон

3) митиген

4) ион

5) евтиген

III. третий период — 60-70е годы — классика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: