double arrow

Лекция 3 20 страница


4) Компенсационный характер- размер сбора должен устанавливаться исходя из размера затрат на деятельность, за которую уплачивается сбор.

Формирование бюджетных ресурсов для решения общественных проблем в соизмерении с тем, сколько лицо затратило для ведения деятельности.

За равные услуги должны взиматься равные платежи, т.к. при определении сбора доминирующим элементом является объектом, т.к. общественные отношения, в связи с которыми установлена обязанность по уплате сбора. А налог должен быть соразмерен экономическим возможностям разных налогоплательщиков.

Иными словами, сбор- это принудительный платёж, внесение которого является условием доступа к праву, получение права, реализация права, порождающий встречное обязательство органа публичной власти перед плательщиком и сопоставимый с объёмом и характером этого обязательства.

Сборы в узком смысле слова, отличают от пошлин следующим образом. Сборы- это платежи за специально право, а пошлины- это платежи за публичные услуги и за пользование публичным имуществом, т.к.. публичные услуги оказываются на базе публичного имущества.




Устанавливается широкая система платежей налогового характера. А сборы и пошлины- это платежи налогового характера. Они должны устанавливаться только законом.

Такая система платежей налогового характера предусмотрена для того, чтобы не включать их в систему налогов и сборов, а регулировать их в том поярке, отличного от того, который уставлен для регулирования налогов и сборов.

Таможенная пошлина- это индивидуально платеж, т.к. её уплата сопровождается встречным обязательством сто стороны государства по предоставлению плательщику таможенными органами права перемещения товаров через таможенную границу. Нарушение этого принципа не может подтверждать тот факт, что такая пошлина является налогом. Фискальная составляющая таможенной пошлины обеспечивается за счет вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. Такие товары имеют черты налогов. А остальные таможенные пошлины относятся к сборам. Основная функция иных таможенных пошлин- регулятивная, а не фискальная.

Таможенная пошлина- налоговый платеж и считается неправомерным его регулирование за рамками налогового законодательства. А ставки таможенных пошлин устанавливаются ПП, т.е. на подзаконном уровне.

Государственная пошлина- это сбор как имущественный барьер доступности субъективного права, который не может не влиять на поведение плательщиков государственной пошлины при реализации ими своих субъективных прав и интересов. Размер может варьироваться в зависимости от регулирующих целей.



Т.е. в государственной пошлине проявляется регулирующая функция, которая превалирует над фискальной. Проявление регулирующей функции наиболее ярко заметно на примере судебной пошлины, оказывающей воздействие на поведение сторон ответчика. В конечном итоге пошлина ложиться на проигравшую сторону. А также она стимулирует ответчика на заключение мирового соглашения до вынесения решения суда: возврат истцу 50% уплаченной пошлины, а остальное можно распределись согласно соглашению.

Сегодня фискальная функция сбора характеризуется ростом ставки сбора (скачкообразный рост), неэквивалентность компенсационности сбора затратам государства (сбор начинает приобретать характер налога) и конечно стоит обратить внимание на фискальную составляющую функции сбора, которая отходит на второй план, т.к. на неё влияет регулятивная составляющая, которая её вытесняет. Если коротко коснуться истории, то фискальная сумма сбора превалировала. Затем основания цель сбора была связана с покрытием расходов. А сейчас регулирующая функция сбора начинает преобладать над фискальной, чтобы мотивировать плательщику сбора на добросовестную реализацию правового статуса (права, обязанность, ответственность, гарантии) и должна препятствовать злоупотреблению правом.




«Извращенные формы налогообложения»

Природоресурсные налогообложение

Понятие природоресурсной ренты и её налогообложение; понятие и история развития промыслового налогообложения и современные виды промыслового налогообложения

Вопрос о том, а что сделать с определением об обеспечительных мерах, которые можно с трудом написать в суде? К этому определению можно получить исполнительный лист и нотариально заверенные копи во всех банках, где открыты счета и копию документа, где мы стоим на налоговом учете.

Необходимо максимально разгрузить суды от налоговых споров, которые могут быть разрешены во внесудебном порядке. будут максимально внимательно рассматривать возражения на акты налоговых проверок. Все вопросы, которые не будет рассмотрены во время налоговой проверки, тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение, будет выяснять причины непредставления этих документов.

Чтобы налогоплательщики не злоупотребляли процессуальными правами, будут увеличены сроки для вышестоящего обжалования в вышестоящие сроки. И процедура досудебного разрешения споров будет действовать не только тогда, когда вынесено решение после налоговой проверки, а при всех остальных действиях, в т.ч. при обжаловании действий/бездействий налоговых органов.

Что такое «налоговые извращения»? Это природоресурсное налогообложение, промысловое налогообложение и акцизы.

Понятие природоресурсной ренты и основы её освобождения и виды природоресурсного обложения.

Природоресурсная рента- это налоги регального типа. Речь идет о регалиях в узком смысле слова. Государство оказывало регалии на права, которые приносили государству большой доход. Бурное развитие института регалий в средние века. Со временем оказалось слишком чрезмерное влияние государства в экономике. Государство стало искать иные способы пополнения казны, что обеспечило уход от системы регалий к системе налогового обложения. Мы сегодня увидим платежи, которые являются регалиями.

Регалии и налоги построены на различных правовых основаниях. При реализации регалий государство выступает в роли предпринимателя-монополиста, предлагая товар покупателю на добровольной основе, хотят по монопольно высокой цене, а при уплате налога происходит отчуждение собственности налогоплательщика на основе индивидуальной безвозмездности и обязательности.

Регалии отличают обязательность и индивидуальная безвозмездность. Государство получает налоги и налоговые платежи и не принимает обязательств в пользу налогоплательщиков- это отличие налогов. Природоресурсные платежи относятся к тем налоговым платежам, которые не могут быть признаны индивидуально безвозмездные (НДПИ, водный налог, налог при СРП, налог водных биологических ресурсов). Эту позицию об отсутствии индивидуальной безвозмездности природоресурсных платежей подтвердил КС в Постановлении от 17 июля 1998 № 22-П «Платеж не отвечает признаку индивидуальной безвозмездности, если его плательщики получают использовать федеральную собственность для решения своих хозяйственных и иных задач соразмерно его оплате» .

Соразмерность выражается в признании принципа платности природных ресурсов и в установлении размера платежей по объему добытых и использованных природных ресурсов. Платность- это один из признаков использования природных ресурсов, названные в Законе об Охране окружающей среды. В предыдущем законе платёжность природопользования включала плату за использование природных ресурсов, в т.ч. за реализацию права пользования лесом, водой, иной растительностью, животным миром, за загрязнение окружающей среды. Система платежей за пользование недрами предусмотрена в статье 39 Закона о недрах. Речь идет о разовых или регулярных платежах за пользование недрами, о сборе за участие в конкурсе или аукционе на получение участка недр, а также другие налоги и сборы в соответствии с использованием законодательства о налогах сборах. Здесь необходимо смотреть как НК, так и ФЗ Об охране окружающей среды. Если речь идет о плате за природопользование, то смотрим ФЗ по видам объектов природопользования.

Использование природных ресурсов обуславливает обязанность произвести платежи государству, соразмерные той выгоды, которые налогоплательщик получает от такого использования. Указанные платежи не могут считаться пошлинами или сборами. Почему? Судья Кононов в Особом мнении к Постановлению КС от 17 июля 1998 года № 22-П сказал, что пошлины и сборы характеризуются наличием специальной цели: покрытие сдержек учреждений в связи с деятельностью которого производятся выплаты, наличие интереса при получении услуг, а также наделение какими-либо правами на участие в пользовании материальных или нематериальных объектов (это сборы). Такие платежи не являются прямым непосредственным эквивалентом оказанной публичной услуги.

Право на использование природных ресурсов возникает либо в силу фактов, указанных в законе (например, выборы отходов в окружающую среду: выделяются нормативы и лимиты, а разрешение Росприродназором предоставляется одновременно на лимиты и нормативы). Если без разрешения выбросы производятся, то плата увеличивается в 25 раз.

Можно использовать природные ресурсы на основании лицензии, которая предусматривает плату за предоставление права на природопользования, предусмотренная такими лицензии или в обусловленных объемах, либо за участие в конкурсе и аукционе на участок недр. Например, пределы нормативов и лимитов.

Сбор за участие в конкурсе и на аукционе вносятся всеми участниками, а сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат. Уплата природоресурсных налогов не направлена на покрытие издержек органа, появляющихся у него по причине использования права на использование природных ресурсов. Предоставление права использования государственной собственности не может быть признано государственной публичной услугой, а является реализацией им правомочий собственника, поэтому природоресурсные налоги не обладают всеми признаками природоресурсных платежей.

Право на недра, леса, водные объекты и объекты водного мира могут принадлежать и частным лицам без ущерба государства. Однако, государство монополизирует их, чтобы обеспечить рациональное использование природных ресурсных. Превалирование регулирующей функции налогов над фискальной. Средства, которые получены за природопользования, направляются на восстановление окружающей среды. Такая монополия государства пример установления регалий в узком смысле. Если регалии в узком смысле устанавливается исключительно в фискальной цели, то это чрезмерное ограничение предпринимательской деятельности.

Государство реализует свою публичную власть в отношении природных ресурсов. Доходы, которые получаются от эксплуатации природоресурсных регалий, должны использоваться на восстановление таких ресурсов и остаток может направляться на раскрытие доходов государства. Существует мнение, что необходимо соответствующие платежи регулировать в НК, а в актах, посвящённых правовому статусу объектов природопользования. Такое мнение приводит к тому, что соответствующие платежи перечислены в актах отраслевого регулирования, а устанавливаются Постановлениями Правительства. А налоги могут быть установлены только законом.

Конечно, в заключении этого вопроса, хотелось дат общую характеристику таких налогов.

Исходя из классификации налогов выделяют следующие виды налогов:

1) По признаку доминирующего элемента-это налоги пообъкеткные;

2) По признаку налагаемости налога- прямые;

3) По признаку платежеспособности- не реальные и не личные, а реальные;

4) По порядку определения окладной суммы- количественные;

5) По порядку установления введения- федеральные;

6) По бюджетному назначению- целевые;

7) По юрисдикции государства- территориальные (объект определяется субъекту);

8) По характеристике объекта они предполагают ведение деятельности по природопользованию (т.е. являются налогами активного типа).

Регалия фискальная

Любая регалия может эксплуатироваться в частно-правовой форме или с помощи налоговых механизмов. Соляная и винная монополия государства демонстрировали эксплуатацию регалии в частно-правовой форме. Доход государства заключается в монопольно высокой прибыли, исходя из реализации тех или иных продуктов. Эффект монопольно высоких цен тождественен введению косвенного налога. Если мы рассмотрим налоговые механизмы эксплуатации регалии, то здесь мы столкнёмся с проявлением другого подхода, который состоит в отказе государства на торговлю определенными товарами. Такие товары признаются подакцизными (предметы роскоши, алкогольные и спиртосодержащие товары, табачные изделия). Государство, отказываясь от регалии, от своей монополии, выдает разрешение частным лицам на производство и реализацию соответствующих товаров, одновременно устанавливая акциз, который включается в цену и изымает у потребителей те суммы, которые бы составляли монопольную прибыль при государственном производстве и реализации. Посредством акциза налоговым методом государство изымает те суммы, которые образуют прибыль. Фискальные регалии сравнивают с акцизами. Государство нередко в отношении того или иного товара переходит к акцизу, к регалии и наоборот. Сейчас обсуждается инициатива на государственную монополию на спиртосодержащую продукцию.

Что касается промыслового налогообложения, то именно поэтому говорят о необходимости отмены ЕНВД. Это проявление промыслового налогообложения, который отмирает и является ранней стадией налогообложения.

Понятие и история развития промыслового налогообложения и современные виды промыслового налогообложения

С развитием промыслов, не связанных с землей, происходит обращение внимания фиска на доходы от таких промыслов. Привлечение к обложению доходов от промыслов при низкой фискальной технике стало возможно при помощи определения дохода по внешним признакам. Формируется при низкой уровне фискальной техники стране и по мере развития налогового администрирования (например, при переходе от натурального хозяйства к мануфактурному производству, по мере развития мануфактур и развития строительства ж/д обратились к подоходному налогообложению, после развала СССР обратилась к промысловому налогообложению).

Промысловое налогообложение исходит из презумпции, что каждый рабочий или служащий, каждая машина или двигатель, каждое промышленное или торговое помещение в предприятиях особого рода или в определённой местности равнозначно определенной сумме предполагаемо дохода.

На фоне затруднений с определением реальных доходов используется презумпция доходности по внешним признакам. Презумпция, положенная в основу налогообложения может быть как фактической (т.е. основанием для установления размера обложения или ставок- например, по количеству игровых автоматов). В игорном бизнесе большое количество наличных денег, бизнес полукриминальный, поэтому используется промысловое налогообложение либо постоянно дежурящий налоговый контролер (налоговые посты). Это устанавливается налог по набору внешних признаков, когда мы используем фактическую презумпцию. Презумпция может быть и юридической, когда в норме указывается, что облагается именно доход, определяемой по внешним признакам, т.е. рассчитывается прибыль на основании внешних признаков в соответствии с нормой права.

Эта система (юридическая презумпция) применяется при ЕНДВ, а фактическая презумпция при налоге на игорный бизнес.

Юридическая презумпция может быть:

1) Опровержимой;

2) Неопровержимой.

При опровержимой за налогоплательщиком сохраняется право на основании данных налогового учета путем предоставления данных торговых книг обосновать, что ими не получена прибыль в предполагаемом размере, а неопровержимая презумпция таких возможностей не предполагает.

Промысловое налогообложение основано на двух началах:

1. Принцип уплаты налога за право ведение торговли и промыслов сообразно объему этого права. Этот принцип выражался в сборах, взимавшихся при вступлении в цех или в гильдии, при выдаче патента на права открыть мастерскую, лицензии или сборы с концессии трактирных и питейных заведений, винокуренных заводов, мельниц, аптек, ювелирных мастерских;

2. Принцип градации в налогообложении сообразно прибыльности промыслов и торговли, определяемой по внешним признакам.

Система внешних признаков, как правило, постепенно усложняется. Сложная система внешних признаков не дает возможности учесть всех обстоятельств, которые должны быть учтены при определении элементов юридического состава налога так, как это позволяет учесть система подоходного налогообложения (т.е. налогообложение реального дохода с учетом расходов либо направленных либо связанных с получением этого дохода).

Это чревата нарушения конституционных принципов определенности, соразмерности налоговых правоотношений и равного налогового бремени. Понятие успеха является определяющим для развития бизнеса и результатов предпринимательской деятельности. И нельзя сравнивать успешный бизнес с не только с успешным, известным бренд с брендом не успешным. А «вмененка» предполагает одинаковый подход для всех, кто ею пользуется без учета субъективных факторов, которые является определяющими. Когда была соответствующая система налогообложения очень широко принята в юридическом бизнесе (все платили за патент одинаковую сумму), а доходы известных адвокатов намного выше, чем неизвестных. Отказываются от промыслового, основанного на презюмируемых показателях налогообложения, и переходя к подоходному, основанному на реальных показателях. Часть устанавливается на муниципальном уровне или в субъектах федерации по мере развития фискальной техники и налогового администрирования. У нас предусмотрена отмена некоторых видов ЕНВД.

Например, Закон Франции 1975 года, которым был введён единый вменённый или патентный налог (здесь шла классификация по их виду и местности) и дополнительного или пропорционального налога, который предполагал взимание отдельной платы с помещения. Тариф патентного налога превратился в обширный том с объемом в 130 страниц. В Германии, в Баварии, в Австрии была развита такая система. Система внешних признаков диверсифицируется и становится громоздкой.

Что касается исторического развития России, то у нас первоначально были гильдии и купцов. Исходя из того, в какой гильдии ты относишься, определялся размер промыслового налога. И тот купец, который вел внешнюю торговлю был вынужден платить на порядок больше, чем тот купец, который занимался внутренней торговлей. Была система, которая существовала параллельно система, связанной с промысловой системы. Наряду с этим была система раскладочного сбора. Раскладочный сбор взимался в тех случаях, когда предприятия не имели публичной отчетности. Определялась та сумма, которая должна быть уплачена на определённой местности. Как правило, всё это делилось по административно-территориальным образованиям, по губерниям. В рамках губерний все это делилось между предприятий раскладочным методом. Раскладочный сбор был основан на опровержимой презумпции суммы причитающегося промыслового налога. Далее, в период НЭПа, в пост Советский период был распатронен сбор за право торговли. Были большое количество денежной наличности и доступ к определённому занятию.

Современные форма налогообложения- это ЕНВД , который построен не неопровержимой юридической презумпции и налог на игорный бизнес, который основан на фактической юридической презумпции.







Сейчас читают про: