Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
Полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации различных уровней в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
Согласно Конституции РФ, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов федерации.
Правовая основа: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 №7-ФЗ в ред. от 14.03.2009)
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.5
• обеспечение проведения федеральной политики и реализация федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
• обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
|
|
• установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
• организация и проведение государственной экологической экспертизы;
• установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга и федерального государственного экологического контроля; формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы; установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
• объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия, координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории Российской Федерации;
• образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом,
• ведение Красной книги Российской Федерации;
• ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду; ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
|
|
• установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
• установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
• экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
• организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
• обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
• подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
• разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
• установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
• установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
• установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
• предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
• взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
• осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.6
• участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
• участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
• принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
• участие в осуществлении государственного экологического мониторинга и государственного экологического контроля с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
• установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
• право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
|
|
обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
• ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
• ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
• право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
• участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
• право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.7)
ФЗ «Об ООС», гл. 2, ст.7
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
• организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
• организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К вопросам местного значения городского округа относятся:
• организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
|
|
• организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.