Классификация информации
Проанализировать две группы, факторов, воздействующих на предприятия, - неуправляемые и управляемые.
Неуправляемые факторы такие, на которые предприятие и маркетинг не могут оказывать регулирующего воздействия.
Таблица 2.1 - Факторы макросреды, не управляемые предприятием и маркетингом
Социально-демографические | Экономические | Природные | Политические | Научно-технические |
Состав и движение населения Рождаемость Старение Смертность Семья Образование Менталитет | Покупательная способность Распределение доходов Инфляция Налоги Безработица Тарифы | Сырье Энергия Экология Катаклизмы | Законодательство Государство Международная обстановка | Уровень технологии Ресурсы Патенты Интеллектуальный потенциал Фундаментальная наука |
Таблица 2.2 - Факторы микросреды, не управляемые предприятием, маркетингом
Контактные аудитории | Покупатели | Конкуренты |
Банки Независимые СМИ Госучреждения Местные власти Общественные организации | Культура Семья Социальные аспекты Личностные факторы Психология | Структура конкуренции Наличие заменителей и аналогов товаров Стратегии конкурентов |
Таблица 2.3 – Факторы, управляемые предприятием и маркетинговыми инструментариями
|
|
Товар (услуга) | Цена | Место | Продвижение | Люди |
Характеристики товара Особенности и отличия Технические параметры Потребительские характеристики Качество Новизна Этап жизненного цикла товара Вид товара Дизайн Упаковка Наличие заменителей Исследование Товаров-заменителей | Издержки производства: переменные и постоянные Состав затрат Ценовая политика Цена товара для оптовых фирм, дилеров, комиссионеров Цена для конечных потребителей Цены конкурентов и их структура | Способы дистрибуции товара Наличие товаров в разных регионах Исследование магазинов Исследование партнеров: оптовиков, дилеров, продавцов, реализаторов Транспорт и доставка Исследование каналов реализации то- варов у конкурентов Анализ системы товародвижения у конкурентов | Анализ системы коммуникаций Имидж фирмы Паблик рилейшнз Реклама Участие в вы- ставках и ярмарках Специальные предложения | Персонал Навыки Способность к коммуникации Профессиональные качества Образование Опыт работы Потребители Сегментация потребителей Мотивы Особенности Отношение Узнавание Стиль жизни Мода Приоритеты |
Не все специалисты относят потребителей к разряду управляемых факторов. Они говорят, что покупатель - это «черный ящик сознания», следствием чего является его непредсказуемость и непостоянство; Но маркетинг как раз и должен заниматься изучением покупателей и исследованием разнообразных возможностей доведения субъективного процесса продажи до объективного факта покупки.
|
|
Рассмотрим основные критерии полезности информации.
1. Полнота. Этот критерий означает обязательность проведения полноценного поиска информации по источнику в полном объеме. Если какой-либо источник содержит только часть информации, причем априорно неизвестно, какую часть, то полагаться на него весьма неумно. Может быть, в той части, которая остается за пределами достижимости, и содержится то, что нам требуется, а возможно, вторая часть в корне изменит представление о первой, доступной нам части информации.
2. Актуальность. Как правило, информация, которая требуется для
принятия решения, актуальна только в конкретные, ограниченные интервалы времени. Она может быть устаревшей и, естественно, не удовлетворять наши потребности.
3. Доступность. Никто не будет оспаривать тот факт, что в современном мире нет ничего недоступного. Добыть, купить, найти информацию можно почти всегда, вопрос только в том, сколько это займет времени, и сколько будет стоить.
4. Степень достоверности. Решение о степени достоверности того или иного источника является очень важным критерием. Бытует справедливое мнение, что не существует абсолютно достоверной, надежной информации. Любая информация содержит неточности, искажения, несоответствия и т.п. Важно определить до того, как полученная информация будет запущена в дело, какова степень ее достоверности.
5. Независимость. Это особый критерий. Большинство доступных источников, в особенности СМИ, являются зависимыми от реальных владельцев. Только имея возможность сравнительного анализа Информации, полученной из нескольких независимых источников, можно быть уверенным в том, что общая картина отражает реальное состояние.
6. Релевантность. Другими словами, соответствие информации решаемым проблемам и ее направленность.
7. Достаточность. Избыточность информации мешает руководителю в принятии решения, т.е. излишняя информация отвлекает внимание и время на детали, которые не имеют значения для выбора решения.
Перечислим основные принципы предоставления информации:
1. Адресность. Это главный критерий. Информацию, которую сотрудники отдела маркетинга собирают, предназначается для руководителя, принимающего решения либо передающего ее лицу вышестоящему. Поэтому и форма, и содержание информации всегда должны соответствовать тому уровню руководителя, которому она передается. Много проблем возникает из-за нестыковки, непонимания языка общения исполнителя с руководителем.
2. Непрерывность. Хорошая информационная работа проводятся на постоянной основе. Если в ней имеются большие перерывы, то рано или поздно очень важная информация потеряется, а в результате наступят убытки.
3. Системность. Если информация выдается отдельными частями,
разрозненными, получаемая разными людьми и не сводящаяся воедино, то видение всех процессов, происходящих на предприятии и вне его, становится неправильным;
4. Неизменные параметры. Нельзя часто изменять параметры и форму представления информации. Значительные изменения параметров допускаются, когда в этом возникает необходимость. Если исполнитель изменил форму представления информации, считая ее более подходящей, то он обязан уделить особое внимание тому, чтобы весьма доходчиво довести до всех суть изменений. Не сделав этого, можно много сил затратить на споры и разрешение неувязок.
5. Наглядность. Любая информация, хорошая по содержанию, должна быть «красиво» представлена. Весьма показательны формы представления процессов в виде графиков и схем, наглядно показывающих качественные изменения. При этом табличная информация дополняет наглядную количественным содержанием.
|
|
Информация может быть представлена в числовом, текстовом, графическом, аналитическом, экспертном (советы и рекомендации), мультимедийном виде.
Информационная работа проводится в рамках реализации аналитической функции маркетинга. В России существуют трудности со сбором информации, и причины этому следующие:
1) Отсутствие достоверной и точной информации по многим вопросам, в следствии чего необходимо постоянно проверять полученную информации различными способами.
2) В России существует очень большое число источников информации, но отсутствует информационная структура.
3) Отсутствие открытого доступа к официальной и коммерческой информации.
4) Большая эффективность использования неформальных каналов информации по сравнению с официальными
Таким образом в России качественные методы исследования преобладают над количественными.
Рассмотрим информационное поле, в графическом виде представленное прямоугольником (рис. 2.2).
Информация, существующая где-либо, но пока недоступная предприятию | Доступная информация Вектор направления информационной работы |
Не используемая информация, имеющаяся у предприятия | Используемая информация |
Рис. 2.2 – Схема информационного поля
В практической работе доступна только некоторая часть информационного поля, как правило, очень малая по объему, которая на рисунке расположена в правом нижнем квадранте. Причина ограниченности имеющейся информации очевидна: недостаток денег на ее получение, неразумность организации работы, временной цейтнот, ее разобщенность, разрозненность и т.д. Необходимо стремиться расширить область доступности информации. Однако наряду с имеющейся в распоряжении любого отдела маркетинга полезной, нужной, весомой информацией всегда есть огромное количество информации бесполезной, устаревшей, неважной, и отсеять ее подчас бывает очень непросто. Условная грань на информационном поле, разделяющая полезную информацию от бесполезной, располагается вертикально.
|
|
Вывод из проведенного выше анализа информационногополя: расширить область доступной иполезной информации в направлении указанного на рисунке вектора.
Последовательность получения информации включает несколько обязательных этапов, игнорирование каждого из которых приводит к ухудшению получаемых итоговых результатов:
• сбор и анализ всей имеющейся информации по интересующей проблематике;
• анализ требующейся для принятия решения информации;
• ранжирование требующейся информации по степени важности;
• оценка сложности получения информации и требуемых для этого денежных, временных, людских и прочих ресурсов;
• определение границ собираемой информации, т.е. на каком этапе работы можно остановиться. Объем получаемой информации находится в зависимости от затрат, необходимых для ее получения.
Если последовательно пройти вышеперечисленные этапы, в результате можно разработать некий перечень, состоящий из двух разделов:
а) перечень всей имеющейся информации (из каких источников получена, кем получена, дата, приоритет или степень важности для предприятия, степень доступа сотрудников);
б) перечень необходимой информации, которая должна обновляться и пополняться (например, ежедневный курс валют).
У информации, с которой приходится работать сотрудникам предприятий, имеется две очень важные особенности, с которыми необходимо считаться при ее анализе и обработке:
• любая информация, так же как и ее источник, имеет определенную степень достоверности, иными словами, любая информация обладает качеством недостоверности;
• нельзя верить одному источнику информации. Нужно искать и находить разные, а потом их анализировать путем сопоставления.
Что еще необходимо сделать для повышения степени достоверности информации:
1) Использование возможно большего количества надежных источников информации.
2) Согласование, анализ и взаимоувязка всех данных. Чтобы определить, какое количество товара продается у конкурента в соседней булочной, следует определить количество машин, завозящих хлеб, их примерный вес и примерную степень загрузки, сколько наименований продукции имеется в продаже, какова посещаемость булочной, какой средний размер покупки.
3) Получать данные в определенном интервале времени и сопоставлять их во времени.