Функция

Св-ва массовой инф-ции.

Текстовая дея-ть жур-та.

Семантика / синтактика / прагматика.

информационная насыщенность текста

адекватность текста

условия информативности текста

Типы информации в журналистских текстах:

описательная (дескриптивная)

регламентирующая (предписательная, прескриптивная)

оценочная (валюативная)

нормативная

Лекция 5. Функционирование журналистики. Структурно-функциональный анализ в изучении жур-ки. Роль жур-ки в обществе.

Изучение одной части общества в ее связи с другой частью или - чаще - с обществом в целом.

Журналистика и система СМИ в рамках структурного функционализма - самоуправляющаяся и самокорректирующаяся система, действующая в определенном соц.-полит. контексте.

Жур-ку стали "препарировать" как существ животного мира.

Функция - (от лат. functio) - обязанность, назначение, хар-р дея-ти, исполнение обязанностей.

Функции жур-ки - совокупность обязанностей жур-ки и выполняемых ею задач. -- Функции = роли = задачи -- миссия.

Цепочка действий жур-та (участника информ. процессов):

цель (информационное обслуживание аудитории) - средства и способы действия - функционирование - результат.

2 вопроса, кот. возникают при разговоре о функционировании жур-ки:

кому? (массовой аудитории, соц. институтам)

зачем? (обеспечить адекватное информационное обеспечение в связи с информационными потребностями)

Аспекты изучения функций жур-ки:

информационная активность конкретных журналистов, анализ журналистских текстов

анализ полезности и ценности журналистских сообщений с точки зрения аудитории

Уровни анализа функций:

индивид

социум

Основные ф-и жур-ки и СМК на уровне индивида:

1) информационная:

получение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения, общества, мира в целом

обучение и самообразование

поиск советов, необходимых для принятия решений

2) ф-я личностной идентификации:

подтверждение индивидуальных ценностей, суждений

получение сведений о моделях и нормах поведения

идентификация с ценностями других

достижение понимания самого себя

чтобы мигранты поняли ценности другой культуры

3) Функция интеграции в обществе и общения:

формирование основы для диалога

помощь в реализации соц. ролей, понимания положения другого

возможность общения с семьей, друзьями, обществом

4) Функция развлечения:

эмоциональная разрядка

заполнение свободного времени

эскапизм, уход от проблем

получение эстетического наслаждения

М. М. Назаров

Основные функции жур-ки и СМК на уровне общества - 1:

1) Информационная ф-я:

информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире

информационное обеспечение информационных процессов (н-р, оповещение о катастрофах - радиоточки)

2) Функция социальной связи:

интерпретация происходящего

поддержка существующих норм и властных отношений

социализация - попытка познакомить различных соц. субъектов с внешним контекстом (подготовка молодежи к соц. реалиям; попытка выстраивания собственных жизненных стратегий на основе 1 этапа социализации)

координация разнонаправленной соц. активности, формирование общественного согласия

3) Ф-я обеспечения соц. преемственности:

выражение образцов доминирующей кул-ры, "узнавание" субкультур, новых культурных направлений

поддержка общности соц. ценностей

4) Рекреативная ф-я:

создание возможностей для отдыха и развлечения

снижение соц. напряженности

5) Ф-я мобилизации:

организация кампании в связи с актуальными целями в политике, эк-ке, соц. сфере

М. М. Назаров

[Книга Назарова по этой теме + поможет с писм. работой].

Основные ф-и жур-ки и СМК на уровне общества - 2:

Ф-я информирования

Ф-я воспитания

Ф-я организации поведения (близка к ф-и мобилизации; жур-ка способствует изменению дея-ти / инспирированию)

Ф-я создание эмоционально-психологического тонуса

Ф-я коммуникации

Б. А. Грушин, Л. А. Оников "Массовая информация в советском промышленном городе"

Основные ф-и жур-ки и СМК на уровне общества - 3:

Коммуникативная ф-я

Непосредственно-организаторские ф-и ("четвертая власть" -- влияет на соц. институты)

Идеологические ф-и (не только в рамках политики)

Культурно-формирующие функции

Рекреативная ф-я

+ Рекламно-справочная ф-я (не журналистские тексты)

Е. П. Прохоров "Введение в теорию жур-ки"

Грушин "Массовое сознание"

Основные ф-и жур-ки и СМК на уровне общества - 4:

Роль наставника (monitorial role): систематический мониторинг событий, тенденций; интерпретации, анализ, оценки; роль "наблюдательной башни"

Роль фасилитатора/содействия (facilitative role): пересказывать обычным языком - упрощение повествования о событиях; не только информирование, но и поиск решения соц. проблем

Радикальная/главная роль (radical role): жур-ка отстаивает равные права на доступ к инф-ции; борется за права непривилегированных слоев общества; изначально от Марка итп

Роль сотрудничества (collaborative role): вписывание власти в медиасистему; молчаливое согласие или одобрение или уступка

Функция присвоения статуса

Функция укрепления соц. норм

Лассуэлл и др.

Виды журналистских текстов:

монофункциональный текст (н-р, рекламные издания - представлена только одна ф-я)

текст с доминирующей ф-ей

полифункциональный текст

Лекция 6. Дисфункция. Формирование «повестки дня».

Понятие "дисфункция".

Дисфункция - нарушение дят-ти системы, некорректное выполнение определенной ф-и, ее противоположность - несоответствие реализации различных ф-й на опред. уровне.

Роберт МЕртон: "Соц. дея-ть или институт имеет дисфункции тогда, когда некоторые из ее или его последствий препятствуют другой дея-ти или другому институту".

Дисфункции жур-ки:

информационная ф-я - дезинформация (сознательная или неосознанная)

ф-я развлечения - "контроль сознания" (отвлечение от серьезных тем)

ф-я мобилизации - способствование насилию

подробно пишут о дисфункции наркотизации (нарушения соц. порядка; все больше времени тратится на потребление инф-ции - уже не для того, чтобы узнать что-то новое, а просто "общение ради общения", потребление инф. потока по привычке; умножение кол-ва источников инф-ции приводит к формированию искусственной информированности людей - чел-к чувствует себя информированным, думает, что хорошо ориентируется; перенасыщенность инф-цией - усыпление, иллюзия владения всей полнотой инф-ции, но людям не достает квалификации, чтобы анализировать и ориентироваться в потоках инф-ции; негативные соц. эффекты - увеличение доли людей с пассивным поведением вместо информационно-активных потребителей)

Эффекты и эффективность журналистской дея-ти:

Эффект - результат, кот. добивается журналист, конкретное изменение в сознании и поведении аудитории.

сфера сознания (общественное мнение, генетическо-историческая память (неприятие немцев, например), нормативно-ценностные ряды) и сфера поведения (изменение поведенческих стереотипов, реализация ф-и мотивации и организаторской ф-и)

Типология эффектов массовой коммуникации (критерии построения типологии эффектов массовой коммуникации):

направленность (планируемые и непланируемые эффекты)

время (краткосрочные и долгосрочные эффекты)

План (см. в книге Назарова) «Типология эффектов массовой коммуникации»:

3 этапа исследования эффектов:

1920-30 гг.: теории подкожной игры, теория магической пули (быстрота воздействия журналистики на людей); функционирование жур-ки во время Первой мир. войны

1940-70 гг.: более объективное рассмотрение эффектов исследователями - теория граничного воздействия (не всесильность СМИ); фигуры лидеров мнений; модель двуступенчатой коммуникации (инф-ция поступает не напрямую)

1970-н.д.: отсутствие однозначного отношения по вопросу воздействия СМИ на общество; разнородность точек зрения; возврат к тому, с чего все начиналось - с разговоров о большом влиянии, т.к. с 70-х - активное развитие телевидения

Формирование "повестки дня":

Agenda setting - agenda building [Она выложила на англ. для тех, кто пишет на эту тему писм. работу].

Отличаются от отечественных.

"Из сообщений массовой коммуникации аудитория не только узнает о событиях. Аудитория также получает информацию об относительной значимости события. Например, сообщая о том, что кандидаты говорят во время избирательной кампании, средства массовой коммуникации так или иначе определяют важность отдельных элементов выступлений кандидатов. Другими словами, средства коммуникации устанавливают "повестку дня" кампании. Поэтому возможность влияния на познавательные способности аудитории является одной из важнейших составляющих власти массовой коммуникации" (McCombs, Shaw).

Установление "повестки дня" (схематично):

Темы Различия во внимании к темам со стороны СМК Восприятие тем аудиторией
X1 .................................... X1
X2 ..................... X2
X3 ........... X3

Пояснение к таблице: три темы могут быть, казалось бы, одинаковыми (н-р, авария). Но в зависимости от того, погиб в аварии известный человек или нет, внимание СМК и восприятие аудиторией разное.

• Информирование vs. формирование/изменение установок (зависит от образования читателя)

Избирательное внимание коммуникотора

Вопросы и сомнения

— проблема "аудитории"

— характер формирования "повестки дня"

Новостные медиа - аудитория (публика) - источники информации

Факторы эффективности формирования повестки:

— характеристики аудитория (уровень образования)

— характеристики сообщения

Изучение процесса формирования повестки дня:

изучение собственно сюжетов и тем

изучение характеристик, свойств сюжетов (когнитивных характеристик, подтем, тона публикаций итд)

[Про это тоже есть на ящике текст].

"Спираль молчания".

Исследования, кот. руководила Элизабет Ноэль-Нойман. Был создан Институт по исследованию общественного мнения. Изучение проблемы формирования общественного мнения.

Массовая коммуникация (и жур-ка) - межличностная коммуникация - соотнесение персонального мнения с мнением других (человек умалчивает о своем мнении, если доминирующая точка зрения другая -- это происходит по спирали -- некоторые мнения исчезают; СМИ как основной источник доминирующей, общепринятой, "господствующей" точки зрения).

Теории информационного дефицита:

Связано с концепцией информационного неравенства.

Увеличение информационных потоков ведет не к сокращению в разрыве знаний и информации между социальными группами, а к его возрастанию:

факторы "влияния":

уровень знаний / инф-ции о событии

доля ресурсов, кот. обладают представители аудитории

время

уровень мотивации

степень интереса

включенность в различные организации

профиль информационного потребления

уровень оценки индивидом значимости конкретного типа информации

2 модель: Модель зависимости эффектов массовой коммуникации:

Влияние массовой коммуникации оказывается большим, если общество находится в состоянии изменений, конфликтов или нестабильности.

эффекты когнитивные: формирование установок; определение "пунктов повестки дня"; расширение представлений людей

эффекты аффективные: влияние на моральное состояние и степень отчуждения в обществе

эффекты поведенческие: активизация дея-ти; направление различных видов акции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: