Элементы системы внутрихозяйственного расчета
Система внутрихозяйственного расчета включает в себя следующиеэлементы:
1) контрольная среда;
2) система бухгалтерского учета;
3) процедуры внутреннего контроля.
Контрольная среда включает в себя:
· стиль и основные принципы руководства предприятием;
· организационная структура предприятия;
· осуществляемая кадровая политика;
· распределение ответственности и полномочий;
· порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
· порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
· соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.
Система бухгалтерского учета при внутрихозяйственном расчете включает следующие элементы:
· учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
· организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
· распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;
· организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственны операции;
· порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;
· порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
· программное обеспечение, применяемое для ведения учета и подготовки отчетности;
· средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Правильная организация документооборота – неотъемлемое условие работы бухгалтерской службы. Выполнение требований к оформлению документов обеспечивает их юридическую силу.
Для контроля за исполнением документов в организации может быть создана картотека в разрезе сроков, исполнителей и специфики документов.
Движение документов регламентируется графиком документооборота.
При утверждении учетной политики необходимо установить правила документооборота и приложить график.
Под областью риска понимают область потерь, в границах которой потери не превышают предельного значения установленного риска.
Виды рисков:
- технологический риск: при реализации различных проектов возникают риски, обусловленные характером технологического процесса (ошибки в оценке сырья, запасов, неверный выбор поставщиков и подрядчиков, ошибки в оценке качества рабочей силы);
- рыночный риск (проблемы со сбытом продукции; с определением рыночной цены на продукцию);
- финансовый риск (изменения на финансовом рынке – инфляция и цены; динамика процентных ставок и валютного курса);
- законодательный риск (недостатки действующего законодательства: отсутствие в законодательстве отдельных норм; недостаточная защита интеллектуальной собственности);
- политический риск (обусловлен возможностью изменения политического климата в стране, неблагоприятных действий государства по регулированию экономики);
- экологический риск (возникновение незапланированных издержек, связанных с нарушением экологии);
- кредитный риск (возникает при привлечении заемных средств для осуществления проекта);
- риск банкротства и неплатежеспособности (возможность прекращения деятельности).
Риски |
динамичные |
статичные |
(риски, связанные с изменениями экономического и социально-политического курса страны в целом) |
(риски, приводящие к изменению структуры баланса конкретного отчетного периода (потерям)) |
Факторы |
, влияющие на увеличение степени риска:
объективные – факторы, не зависящие от участка инвестиционного проекта, а именно: политические и экономические кризисы; конкуренция; инфляция; налоговое законодательство (ставки налогов, наличие или отсутствие режима наибольшего благоприятствования);
субъективные – факторы, определяющие потенциал участка инвестиционного проекта: уровень технического оснащения; технологической специализации, организации труда; формы хозяйственных связей; условия контрактов и т.д.
Особое внимание следует уделять постоянному совершенствованию управления рисками – риск - менеджменту.
Главные задачи в этой области:
· обнаружение области повышенного риска;
· оценка степени риска;
· разработка и принятие мер по предупреждению риска;
· если риск (при возникновении потерь) уже привел к потерям – принятие мер по их оптимальному возмещению;
· анализ и предупреждение рисков.