Международная торговля услугами является одним из наиболее динамичных секторов мирового рынка. Торговля услугами ежегодно увеличивается ≈ 8 %, а за 20 лет (с 1980-2000 гг.) экспорт услуг вырос ≈ в 4 раза.
Понятие «услуга» в теории определяется как вид деятельности, не имеющий материальной формы в явном виде.
Услуга – это изменение в положение институциональной единицы, которое произошло в результате действия и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.
Долгое время услуги согласно международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. к товарам, которые потребляются в той же стране, что и производятся.
Отличия услуг от товаров, в натурально-вещественной форме, состоит в том, что:
– они не осязаемы и невидимы;
– не поддаются хранению;
– производство и потребление услуг, как правило, совпадает по времени и месту.
Этим отличиями обуславливаются особенности международной торговли услугами, по сравнению с международной торговлей товарами:
– экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;
– в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца;
– ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, включаемых в международный оборот;
– специфическая нормативно-правовая база собственного регулирования, как на национальном, так и международном уровнях.
По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мировой хозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. К ним относят 11 видов услуг:
1. Транспорт (пассажирский и грузовой) – означает платежи между резидентами и нерезидентами за международную перевозку пассажиров и грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг;
2. Поездки (деловые и личные) означают платеж между резидентами и нерезидентами за товары и услуги, приобретенные в командировках и туристических поездках;
3. Связь - услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами;
4. Страхование – страхование резидентов и нерезидентов страховыми компаниями – резидентами, (рисков и личное);
5. Финансовые услуги – финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.);
6. Строительство;
7. Компьютерные и информационные услуги – консультации в области компьютерных программ между резидентами и нерезидентами, информационные услуги (обработка данных, обслуживание компьютеров);
8. Роялти и лицензионные платежи – пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии;
9. Бизнес-услуги:
– посреднические;
– лизинг (лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования);
– профессиональные (правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а так же услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведка полезных ископаемых и др.).
10. Личные, культурные услуги - производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков. К этой группе так же относят гонорары артистов, показ выставок, проведение спортивных мероприятий и др.;
11. Правительственные услуги – обслуживание посольств, консульств и представительств международной организации, деятельность ООН по поддержанию мира.
Кроме этого, в аналитических целях существуют различные группировки услуг в зависимости от различных признаков (факторные и нефакторные).
Услуги по своей экономической природе не отличаются от товаров, если ими торгуют на мировом рынке. Поэтому все теории спроса и предложения в международной торговле полностью применимы и к рынку услуг (и модель абсолютных преимуществ, и сравнительных преимуществ и вмененных издержек производства, хотя, в силу специфики услуг, трудно представить относительные преимущества одной страны).
Ключевым моментом в торговле услугами является то, что в большинстве случаев в какой-то момент должно произойти физическое соприкосновение покупателя и продавца. Только в этом случае сделка международной купле-продаже услуги состоится. Существует несколько механизмов совершения сделок по международной торговле услугами, которые характеризуются следующими признаками:
– мобильность покупателя - покупатель услуги, являясь резидентом одной страны, приезжает к продавцу услуги, который является резидентом другой страны. За рубежом покупатель может получить услугу, которой нет в его стране, либо у которой качество выше, либо стоимость ее ниже, чем у него в стране;
– мобильность продавца - продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуги, который является резидентом другой страны. Мобильность продавца обычно основана на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские, бухгалтерские услуги), либо специфический характер услуги (строительство);
– одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер услуги - продавец, и покупатель одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международные конференции), либо продавец оказывает покупателю услугу через представительство в третьей стране (иностранные специалисты из московского представительства Мирового банка в странах СНГ и др.).
На интенсивное развитие сферы услуг в мировом хозяйстве оказали влияние следующие факторы:
– НТП, способствующий росту производства услуг, появлению их новых видов и расширению сфер их применения;
– длительный экономический подъем в большинстве стран мира, который сопровождался ростом деловой активности, ростом производительности труда, уровня благосостояния;
– увеличение доли услуг в структуре ВВП во многих странах мира.