Условия возникновения. Переработанное и дополненное

Глава I. Дистрофии

Санкт-Петербург

Переработанное и дополненное

Издание 3-е

ПО ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

ЛЕКЦИИ

С. А. ПОВЗУН

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАТОЛОГОАНАТОМОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПАТОЛОГИИ


Настоящее издание предназначено для изучающих патологическую анатомию в медицинских ВУЗах. Ни в коей мере не подменяя учебника, оно, вместе с тем, преследует цель помочь не утонуть еще плохо умеющему плавать обучающемуся в том море информации, в котором он оказывается, начиная постигать премудрости нашей дисциплины. Многолетний опыт приема зачетов, экзаменов и проведения других контрольных мероприятий показывает, что у многих обучающихся усвоенные ими знания по какому-то конкретному вопросу нередко представляют некую эклектическую смесь, в которой зачастую второстепенная по значимости информация выступает на первый план, в то время как наиболее важные моменты оказываются упущенными. Отсутствие структурности и внутренней логики в усвоенной информации ведет к тому, что обучающийся в лучшем случае может более или менее цельно ее воспроизвести, но не владеет ей в той степени, которая необходима врачу для глубокого понимания сущности происходящих в организме больного патологических процессов и изменений при тех или иных заболеваниях.

Цель данного пособия — не только донести до читателя структурированную информацию по наиболее важным вопросам изучаемого предмета, помочь ему выделить в ней для себя главные моменты, а также познакомить с некоторыми новыми взглядами на отдельные патологические процессы. Еще одной целью, которая полностью согласуется с основной задачей высшей школы — научить самостоятельно добывать знания — является алгоритмизация мышления при усвоении нового материала, что необходимо не только при изучении других предметов, но и для адекватного усвоения нового в процессе постдипломного самообразования, которым настоящий врач должен заниматься в течение всей своей практической деятельности.

Кроме того, в каждой теме, рассматриваемой в настоящем издании, выделена рубрика «клиническое значение», которая должна помочь обучающемуся провести клинико-морфологические сопоставления, продемонстрировать ему не только фундаментальное, но и прикладное значение патологической анатомии и способствовать мотивации к изучению предмета.

Тема 1. Общее учение о дистрофиях.

Определение.

Дистрофия — патологическое состояние, обусловленное нарушением обмена веществ и характеризующееся появлением в ткани необычных веществ или обычных веществ, но в необычных количествах. Реже дистрофия проявляется исчезновением характерных для ткани веществ. То есть условно дистрофию можно разделить на дистрофию со знаком «плюс» и со знаком «минус». В большинстве случаев дистрофия отрицательно сказывается на функциональных возможностях тканей.

Классификация.

В зависимости от того, накапливаются ли вещества в клетках, внеклеточно или и там, и там, различают дистрофии

— паренхиматозные,

— стромально-сосудистые (мезенхимальные),

— смешанные.

Термин «мезенхимальные» — общепринятый и исторически устоявшийся, однако его употребления следует избегать, поскольку говорить о мезенхиме во взрослом организме — нонсенс. В зависимости от химической природы накапливающихся в тканях веществ различают дистрофии

— белковые,

— жировые,

— углеводные,

— минеральные,

— нарушения водного обмена.

Упомянутые две классификации дистрофий взаимно дополняют друг друга. По распространенности в организме дистрофии могут быть распространенными и местными.

Встречаемость.

Среди заболеваний и патологических состояний, развивающихся в организме человека, не существует ни одного, которое бы не сопровождалось одним или несколькими видами дистрофий.

Дистрофии могут развиваться при нарушении обмена веществ на разных уровнях: 1) организменном (например, при генетически обусловленных ферментопатиях, при гормональных нарушениях, общих нарушениях кровообращения, истощении); 2) регионарном (например, при нарушениях регионарного кровотока); 3) органном; 4) тканевом; 5) клеточном (когда страдает обмен веществ в группах клеток, находящихся внутри ткани в неодинаковых условиях, обеспечивающих метаболизм).

Дистрофии со знаком «плюс» могут возникать в результате воздействия на ткань одного или нескольких факторов:

1) гипоксии;

2) поступления в ткань каких-либо веществ, в избытке содержащихся в крови;

3) нарушения гуморальной (химической) регуляции жизнедеятельности клеток;

4) воздействия на ткань патогенных факторов внешней или внутренней среды;

5) повреждения ткани аутоантителами;

6) врожденных или приобретенных аномалий клеточного генома.

Примеры. 1) Нарушение в клетке работы ионных насосов в условиях гипоксии ведет к набуханию митохондрий (зернистой дистрофии) и накоплению жидкости в цитоплазме (гидропической дистрофии). 2) Избыточное содержание в крови ионов кальция ведет к отложению в тканях извести. 3) Гипоэстрогенизм у женщин в менопаузе сопровождается резким обеднением известью костей. 4) Размножающиеся в слизистой оболочке носа респираторные вирусы вызывают слизистую дистрофию эпителиоцитов; поступление ряда ядов в цитоплазму гепатоцита сопровождается накоплением в ней капель жира — жировой дистрофией. 5) Появляющиеся при ревматизме в крови антитела против собственной соединительной ткани ведут к ее дистрофическим изменениям — мукоидному и фибриноидному набуханию. 6) Врожденный генетический дефект — дефицит ферментов, ответственных за катаболизм гликогена — ведет к патологическому его накоплению в печени.

Дистрофии со знаком «минус» могут возникать при:

1) недостаточном поступлении вещества в ткань;

2) при избыточном расходовании вещества;

3) при нарушенном синтезе вещества.

Примеры. 1) Недостаток извести в костях из-за недостаточного поступления кальция из крови. 2) Недостаток гликогена в гепатоцитах из-за повышенного его превращения в глюкозу при шоке. 3) Патологическая подвижность суставов, связанная с дефектом синтеза коллагена в связочном аппарате.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: