Стратегический и тактический аспекты менеджмента

Эволюция в теории и практике менеджмента

В развитии менеджмента можно выделить три основных уровня:

1. Административный менеджмент MBJ (Management by Justructions).

2. Менеджмент по целям МВО (Management by Objectives).

3. Менеджмент – обучение MBL (Management by Learning).

Для первого уровня характерно развитие стратегического планирования, как основной функции менеджмента. Второй уровень соответствует первому этапу стратегического менеджмента, третий – второму этапу стратегического менеджмента. Характеристика основных уровней менеджмента представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика уровней мененджмента

Параметры Уровни менеджмента
Административный По целям Обучение
Внешняя среда Стабильная Меняющаяся Турбулентная
Продукт Простой, стандартный Сложный стандартный Сложный для конкретного клиента
Рынок Массовый Массовый сегментированный Быстро заполняющиеся ниши сегментов
Взаимоотношение с потребителями Все покупается Обратные связи Партнерство
Труд Простой Сложный Творческий
Власть Централизованная Децентрализованная Распределенная
Структура Иерархия Неодномерная иерархия Проектно-ориентированная
Символ структуры Пирамида Матрица Сеть
Отношение к будущему Контролируемо, стратегическое планирование Неконтролируемо, стратегический менеджмент Неопределенно, что является источником развития
Тип поведения Человек - функция Человек - манипулятор Человек – партнер
Тип менеджера Авторитарный босс Лидер с видением Тренер команды
Способ реализации власти Прямое указание Процедура - механизм Процедура - партнерство

Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешний мир. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе отдает ей созданный в организации продукт. Исходя из этого, жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:

– получение сырья или ресурсов из внешнего окружения;

– изготовление продукта;

– передача продукта во внешнюю среду.

Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Все многообразие факторов, определяющих менеджмент, можно разделить на внешние и внутренние. Стратегический аспект менеджмента связан прежде всего с внешними факторами, тактический – с внутренними. Именно это определяет особенности стратегического и тактического менеджмента, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Особенности тактического и стратегического менеджмента

Характеристика Менеджмент
Тактический Стратегический
Миссия Производство продукта с целью получения дохода Выживание в долгосрочной перспективе посредством становления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных лиц
Объект внимания менеджмента Взгляд внутрь, поиск путей эффективного использования ресурсов Взгляд вовне, поиск новых возможностей в конкурентной среде, адаптация к изменениям в среде
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация на долгосрочную перспективу
Основа построения системы управления Функции и организационные структуры, процедуры, технология Люди, системы информационного обеспечения, рынок
Управление персоналом Работники-ресурс организации, исполнители работ и функций Работники-главная ценность и источник благополучия организации
Критерий эффективности управления Потребность и рациональность использования производственного потенциала Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и необходимые изменения в зависимости от изменения среды.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: