Обязанности работников железнодорожного транспорта
Современные проблемы и особенности работы железнодорожного транспорта.
Структура управления железнодорожным транспортом
Обязанности работников железнодорожного транспорта
Структура управления железнодорожным транспортом.
Лекция № 1. (1 час)
План:
Транспорт является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру экономики. В силу сырьевой направленности экономики Казахстана железнодорожный транспорт играет ключевую роль в транспортно-коммуникационном комплексе республики. Географическое расположение Казахстана делают роль железнодорожного транспорта в экономике страны чрезвычайно важной.
Кроме того, Казахстан обладает транзитным потенциалом – возможностью пропуска транзита через свою инфраструктуру по 5 международным железнодорожным транспортным коридорам.
Протяженность железнодорожной сети Казахстана составляет около 14 тыс. км., в том числе двухпутных линий – более 5 тыс.км, электрифицированных –3,7 тыс. км. развернутая длина главных путей - 18,8 тыс км., станционных и специальных – 6,7 тыс. км. На железнодорожной сети республики расположен 751 раздельный пункт.
|
|
Управление железнодорожным транспортом РК осуществляется по принципам:
- отраслевой;
- территориальный;
- функциональный.
Согласно отраслевому принципу управление осуществляется по схеме:
Министерство транспорта и коммуникаций – АО «Национальная компания «Казахстан Темір Жолы»» (АО НК «КТЖ») - отделение перевозок - структурная единица (станция, депо и т.д.).
Территориальный принцип предполагает деление сети железных дорог на отделения дороги. Всего их 13.
Функциональный принцип означает деление отрасли на подразделения, занимающиеся отдельными вопросами (движение, грузовое хозяйство, локомотивной, вагонное, энергоснабжение, связи и т.д.). Все подразделения можно разделить на три комплекса:
- основная деятельность
- коммерческая и грузовые операции по перевозке грузов и пассажиров;
- управление перевозками;
- управление и содержание магистральной инфраструктуры;
- управление и содержание подвижного состава;
- водо-, тепло-, энергоснабжение;
- обеспечивающая деятельность:
- деповской ремонт локомотивов;
- деповской ремонт вагонов;
- капитальный ремонт вагонов и локомотивов;
- капитальный и средний ремонт пути;
- охрана грузов и объектов и др.;
- социальная деятельность.
С 2001 года проводится реструктуризация основной деятельности железнодорожного транспорта. На первом этапе реструктуризации (01.01.02 – 01.07.02) планируется проведение следующих подготовительных мероприятий, направленных на оптимизацию эксплуатационной деятельности, отработку механизма взаимодействия новых субъектов железнодорожной отрасли и адаптацию нормативной правовой базы к новым условиям:
|
|
- оптимизация производства и организации перевозочного процесса;
- информатизации финансового и управленческого учета, обеспечивающей необходимые условия организационных изменений;
- разработка организационных, технологических и финансово-экономических решений и документов, обеспечивающих функциональное и финансовое разделение инфраструктуры, подвижного состава и тяги;
- последовательное создание хозрасчетных департаментов вагонного, локомотивного хозяйства, магистральной железнодорожной сети и перевозок;
- организация и внедрение системы внутреннего ценообразования;
- формирование нормативных правовых документов, регламентирующих условия функционирования и порядок лицензирования частных перевозчиков, и открытие доступа частных перевозчиков к инфраструктуре.
Таким образом, на первом этапе реструктуризации структура железнодорожного транспорта будет представлять следующее. Грузоотправитель через систему регулируемых тарифов взаимодействует с АО «НК «КТЖ», в составе которой имеются департамент магистральной железнодорожной сети, департамент локомотивного хозяйства, департамент вагонного хозяйства, департамент перевозок. Данные подразделения через систему договорных взаимоотношений взаимодействуют с ОАО «Центр транспортного обслуживания», Ремлокомотив», «Ремвагон», «Желдорреммаш», «Желдорводотеплоснабжение», «Ремпуть», «Жолжөндеуші», «Транстелеком», «Казтрансервис», «Кедентрансервис», «Военизированная железнодорожная охрана», «Пассажирские перевозки».
На втором этапе с 01.07.02 по 01.01.05 года были проведены мероприятия по:
- образованию оператора магистральной железнодорожной сети и создание дочернего акционерного общества «Грузовые перевозки» с функциями перевозчика;
- созданию дочернего акционерного общества «Локомотив» для обеспечения равного доступа всех перевозчиков к услугам локомотивной тяги;
- сохранению оптимального количества вагонов;
- продаже в установленном законодательством порядке подъездных путей;
- выведению из состава АО «НК «КТЖ» ОАО «Ремлокомотив», «Ремвагон», «Желдорреммаш», «Желдорводотеплоснабжение», «Ремпуть», «Жолжондеуші», «Транстелеком» в целях привлечения частных инвестиций и развитие производственного потенциала;
- передаче пакета акций АО «Пассажирские перевозки» и «Кедентранссервис» из уставного капитала АО «НК «КТЖ» уполномоченному государственному органу.
Таким образом, структура управления или целевая модель второго этапа имеет следующий вид. АО «НК «КТЖ» является владельцем магистральной сети и осуществляет управление движением. Через АО «Грузовые перевозки» грузоотправитель имеет доступ к магистральной сети, а через АО «Локомотив» осуществляется заказ локомотива. Наряду с государственным перевозчиком будут иметь место и частные перевозчики, которые будут работать с АО «НК «КТЖ» по согласованным технологическим и техническим планам. Предприятия обеспечивающей деятельности (по ремонту подвижного состава, ремонту пути, другие специализированные предприятия) будут приватизированы.
Реализация второго этапа реструктуризации позволит внедрить конкуренцию и рыночные отношения в железнодорожной отрасли и привлечь частные инвестиции в обновление подвижного состава и основных средств предприятий обеспечивающей деятельности, что повысит качество перевозок и приблизит железнодорожный транспорт Казахстана к стандартам развитых стран.
Это создаст для АО «НК «КТЖ» возможность концентрации собственных инвестиционных ресурсов на модернизацию и обновление магистральной железнодорожной сети и совершенствование процесса управления перевозочным процессом.