Политический режим: понятие и виды

Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.

Политический режим включает не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества.

Государственный режим выступает как реальное проявление организационно-оформленной власти, как процесс ее функционирования.

В научной литературе существует несколько определений государственного режима и представлений о нем.

Наиболее распространенным представлением о Г.Р. в настоящее время является вышеназванное понимание его как совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.

Есть и другие.

Государственный режим – «конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».

Государственный режим – система или совокупность форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть лигитимирует свое существование и функционирование».

Наряду с названными определениями, существуют и другие, далеко выходящие за рамки традиционных представлений. М. Ориу рассматривает государственный режим не как совокупность методов и способов осуществления государственной власти, а как «государственное» и «негосударственное» состояние общества.

По существу, он отождествляет государственный режим с самим государством.

Идентифицируя государственный режим с системой методов и способов осуществления государственной власти, исследователи рассматривают его как наиболее динамичную составную часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде.

Г.Р. в значительной мере индивидуализирует форму государства.

Г.Р. не возникает спонтанно. Он складывается и развивается под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов.

Объективные:

* характер развития экономики (централизованная, плановая, рыночная и т.д.);

* уровень развития общества;

* уровень развития общей, правовой, политической культуры;

* тип и форма государства;

* соотношение социально-классовых сил;

Субъективные:

· особенности менталитета;

· политики, находящиеся у власти в конкретный период времени и т.д.

О характере режима могут свидетельствовать следующие факторы:

* способы и порядок формирования органов государственной власти;

* порядок распределения между различными органами компетенции и характер их взаимоотношений;

* степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан;

* роль права в жизни общества и в решении государственных дел;

* место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки и др.;

* степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;

* основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

Юридической науке известны различные варианты классификации политических режимов.

1) тип государства и права (в каждом типе выделяют «свои» режимы)

Рабовладельческий:

· деспотический;

· теократически-монархический;

· аристократический (олигархический);

· режим рабовладельческой демократии.

Феодальный строй:

· абсолютистский;

· феодально-демократический (для дворянства);

· клерикально-феодальный (в теократических монархиях);

· милитаристско-полицейский;

· режим «просвещенного абсолютизма».

Капиталистический строй:

· буржуазно-демократический (конституционный);

· бонапартистский;

· военно-полицейский;

· фашистский.

Социалистический:

· «последовательно-демократический».

2) Многие исследователи, не «привязывая» государственные режимы к отдельным типам государства и права, дают лишь общую их классификацию:

* тоталитарный (чрезмерно, извращенно авторитарный, обычно террористический, тиранический);

* жестко-авторитарный;

* авторитарно-демократический;

* демократически-авторитарный;

* развернуто-демократический;

* анархо-демократический.

3) Решая вопрос о классификации политических режимов и стремясь избежать путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно из подразделения их только на два вида – демократический и недемократический, или антидемократический, режимы.

Каждый из этих видов в зависимости от того или иного этапа развития общества, сущностных и содержательных характеристик государства и права, исторических, национальных и иных обычаев и традиций, а также множества других обстоятельств подразделяется на самые различные подвиды или разновидности.

Деспотический режим (от греческого – despotia – неограниченная власть. Встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, словом в странах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Характерен для ранних этапов развития человеческого общества. Он характерен также для абсолютистских монархий.

Власть осуществляется исключительно одним лицом – деспотом. Деспот вынужден перепоручать некоторые управленческие дела лицу, пользующемуся у него особым доверием (на Востоке – визирь). За собой деспот оставляет карательную и налоговую функции.

Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Ш.Л. Монтескье: «…все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя». Жестоко подавляется любая самостоятельность и недовольство подвластных.

Санкции к подвластным потрясают воображение своей суровостью. Они не соответствуют содеянному, определяются произвольно. Власть осуществляет санкции наглядно с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.

Полнейшее бесправие подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод.

Деспотия – это, в основном, историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

Тиранический режим. Основан на единоличном правлении. Власть тирана жестокая. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Используется и превентивное принуждение.

Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над обычаями этого народа.

Тиранические режимы наблюдались в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, так как тиран не стремится их создать.

Тоталитарный режим (от познелатинского – totalitas – полнота, цельность; весь, целый). Термин появился в конце 20-х годов XX в., когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини (1925). Перед 2-й мировой войной в США состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству.

Политической реальностью стал лишь в XX веке.

Тоталитарные идеи подчинения части целому, индивида государству можно найти в сочинениях Гераклита, Платона, Т. Мора, Ж.Ж. Руссо, К. Маркса, Ф. Ницше, В. Ленина и др.

В художественной форме тоталитарные системы ярко изображены в романах Е. Замятина «Мы» (1920), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Дж. Оруэлла «1984» (1948) и др.

Теория же тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг. в работах Ф. Хайека, А. Аренд, К. Фридриха и З. Бжезинского.

Характерные черты:

1) наличие одной официальной идеологии;

2) допускает только одну правящую партию;

3) правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы;

4) сращивание партийного и государственного аппаратов;

5) демагогическая ориентация членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии;

6) монополия государства и правящей партии на информацию;

7) крайний центризм в управлении государством;

8) центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализуется;

9) всевластие номенклатуры, то есть должностных лиц;

10) возрастание дискреционных, т.е. законом не предусмотренных полномочий;

11) особая роль в государстве принадлежит армии, полиции, органам безопасности и т.д.;

12) широко применяется террор по отношению к населению;

13) устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить;

14) в экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами;

15) формально политические права и свободы могут закрепляться в законе, но отсутствует механизм их реализации;

16) контролируется и личная жизнь граждан;

17) используется полицейский сыск, поощряется доносительство; поиск внутренних и внешних врагов;

18) милитаризация государства; ВПК, армия – основные опоры тоталитарного режима.

Какие социальные силы поддерживают этот режим?

· люмпенизированные слои общества;

· социальные слои, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенства в нищете».

Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения развивается идеология и практика социального иждивенчества. Но социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери).

Фашистский режим – одна из крайних форм тоталитаризма. Характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.

Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

Фашизм – человеконенавистнический и агрессивный режим.

Характерные черты:

· милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн;

· слияние государственного аппарата с монополиями;

· вождизм;

· разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей;

· упрощение карательных процедур;

· ужесточение санкций, вводятся превентивные меры;

· отрицание равноправия и политических свобод;

· крайняя нетерпимость к инакомыслию;

· откровенная ставка на силовые методы достижения целей.

Проявления этого режима можно увидеть в нацистской Германии, Италии 20-х – 30-х гг. XX в., франкистской Испании, Японии 30-40-х гг, при президенте Перроне (1943 – 1955) в Аргентине, в Греции конца 60-х гг., в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: