Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.
Политический режим включает не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества.
Государственный режим выступает как реальное проявление организационно-оформленной власти, как процесс ее функционирования.
В научной литературе существует несколько определений государственного режима и представлений о нем.
Наиболее распространенным представлением о Г.Р. в настоящее время является вышеназванное понимание его как совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.
Есть и другие.
Государственный режим – «конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».
|
|
Государственный режим – система или совокупность форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть лигитимирует свое существование и функционирование».
Наряду с названными определениями, существуют и другие, далеко выходящие за рамки традиционных представлений. М. Ориу рассматривает государственный режим не как совокупность методов и способов осуществления государственной власти, а как «государственное» и «негосударственное» состояние общества.
По существу, он отождествляет государственный режим с самим государством.
Идентифицируя государственный режим с системой методов и способов осуществления государственной власти, исследователи рассматривают его как наиболее динамичную составную часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде.
Г.Р. в значительной мере индивидуализирует форму государства.
Г.Р. не возникает спонтанно. Он складывается и развивается под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов.
Объективные:
* характер развития экономики (централизованная, плановая, рыночная и т.д.);
* уровень развития общества;
* уровень развития общей, правовой, политической культуры;
* тип и форма государства;
* соотношение социально-классовых сил;
Субъективные:
· особенности менталитета;
· политики, находящиеся у власти в конкретный период времени и т.д.
О характере режима могут свидетельствовать следующие факторы:
|
|
* способы и порядок формирования органов государственной власти;
* порядок распределения между различными органами компетенции и характер их взаимоотношений;
* степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан;
* роль права в жизни общества и в решении государственных дел;
* место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки и др.;
* степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;
* основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.
Юридической науке известны различные варианты классификации политических режимов.
1) тип государства и права (в каждом типе выделяют «свои» режимы)
Рабовладельческий:
· деспотический;
· теократически-монархический;
· аристократический (олигархический);
· режим рабовладельческой демократии.
Феодальный строй:
· абсолютистский;
· феодально-демократический (для дворянства);
· клерикально-феодальный (в теократических монархиях);
· милитаристско-полицейский;
· режим «просвещенного абсолютизма».
Капиталистический строй:
· буржуазно-демократический (конституционный);
· бонапартистский;
· военно-полицейский;
· фашистский.
Социалистический:
· «последовательно-демократический».
2) Многие исследователи, не «привязывая» государственные режимы к отдельным типам государства и права, дают лишь общую их классификацию:
* тоталитарный (чрезмерно, извращенно авторитарный, обычно террористический, тиранический);
* жестко-авторитарный;
* авторитарно-демократический;
* демократически-авторитарный;
* развернуто-демократический;
* анархо-демократический.
3) Решая вопрос о классификации политических режимов и стремясь избежать путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно из подразделения их только на два вида – демократический и недемократический, или антидемократический, режимы.
Каждый из этих видов в зависимости от того или иного этапа развития общества, сущностных и содержательных характеристик государства и права, исторических, национальных и иных обычаев и традиций, а также множества других обстоятельств подразделяется на самые различные подвиды или разновидности.
Деспотический режим (от греческого – despotia – неограниченная власть. Встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, словом в странах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Характерен для ранних этапов развития человеческого общества. Он характерен также для абсолютистских монархий.
Власть осуществляется исключительно одним лицом – деспотом. Деспот вынужден перепоручать некоторые управленческие дела лицу, пользующемуся у него особым доверием (на Востоке – визирь). За собой деспот оставляет карательную и налоговую функции.
Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Ш.Л. Монтескье: «…все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя». Жестоко подавляется любая самостоятельность и недовольство подвластных.
Санкции к подвластным потрясают воображение своей суровостью. Они не соответствуют содеянному, определяются произвольно. Власть осуществляет санкции наглядно с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.
Полнейшее бесправие подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод.
Деспотия – это, в основном, историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.
Тиранический режим. Основан на единоличном правлении. Власть тирана жестокая. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
|
|
Тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Используется и превентивное принуждение.
Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над обычаями этого народа.
Тиранические режимы наблюдались в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.
Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, так как тиран не стремится их создать.
Тоталитарный режим (от познелатинского – totalitas – полнота, цельность; весь, целый). Термин появился в конце 20-х годов XX в., когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини (1925). Перед 2-й мировой войной в США состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству.
Политической реальностью стал лишь в XX веке.
Тоталитарные идеи подчинения части целому, индивида государству можно найти в сочинениях Гераклита, Платона, Т. Мора, Ж.Ж. Руссо, К. Маркса, Ф. Ницше, В. Ленина и др.
В художественной форме тоталитарные системы ярко изображены в романах Е. Замятина «Мы» (1920), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Дж. Оруэлла «1984» (1948) и др.
Теория же тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг. в работах Ф. Хайека, А. Аренд, К. Фридриха и З. Бжезинского.
Характерные черты:
1) наличие одной официальной идеологии;
2) допускает только одну правящую партию;
3) правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы;
|
|
4) сращивание партийного и государственного аппаратов;
5) демагогическая ориентация членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии;
6) монополия государства и правящей партии на информацию;
7) крайний центризм в управлении государством;
8) центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализуется;
9) всевластие номенклатуры, то есть должностных лиц;
10) возрастание дискреционных, т.е. законом не предусмотренных полномочий;
11) особая роль в государстве принадлежит армии, полиции, органам безопасности и т.д.;
12) широко применяется террор по отношению к населению;
13) устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить;
14) в экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами;
15) формально политические права и свободы могут закрепляться в законе, но отсутствует механизм их реализации;
16) контролируется и личная жизнь граждан;
17) используется полицейский сыск, поощряется доносительство; поиск внутренних и внешних врагов;
18) милитаризация государства; ВПК, армия – основные опоры тоталитарного режима.
Какие социальные силы поддерживают этот режим?
· люмпенизированные слои общества;
· социальные слои, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенства в нищете».
Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения развивается идеология и практика социального иждивенчества. Но социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери).
Фашистский режим – одна из крайних форм тоталитаризма. Характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.
Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.
Фашизм – человеконенавистнический и агрессивный режим.
Характерные черты:
· милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн;
· слияние государственного аппарата с монополиями;
· вождизм;
· разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей;
· упрощение карательных процедур;
· ужесточение санкций, вводятся превентивные меры;
· отрицание равноправия и политических свобод;
· крайняя нетерпимость к инакомыслию;
· откровенная ставка на силовые методы достижения целей.
Проявления этого режима можно увидеть в нацистской Германии, Италии 20-х – 30-х гг. XX в., франкистской Испании, Японии 30-40-х гг, при президенте Перроне (1943 – 1955) в Аргентине, в Греции конца 60-х гг., в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.
В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.
Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы.