Под методом управления понимается метод, посредством которого органы управления воздействуют на те или иные факторы для достижения определенных целей. Метод воздействия выбирается при подготовке управленческого решения. В управлении качеством продукции используются экономические, социальные (социально-психологические и административные (организационно-распорядительные) методы.
Методы управления не следует путать с методами обоснования управленческих решений (аппаратом решения задач). Так, «методы оптимального управления», «методы статистического управления» – это методы (аппарат) подготовки управленческого решения, которые могут содержать и выбор метода управления.
Например, методами оптимизации можно обосновать оптимальную структуру ассортимента высококачественной продукции, т.е. поставить конкретную цель совершенствования и повышения качества продукции. Чтобы перевести предприятие в новое состояние, обеспечивающее выпуск продукции в оптимальном ассортименте и качестве, потребуется ряд управленческих воздействий.
|
|
Первым таким воздействием будет мобилизация активности специалистов и всего коллектива на достижение цели, чтобы довести поставленную цель до сознания каждого члена коллектива (социально-психологический метод управления). Затем следует разработать определенную программу (план работы), в которой распределить, кто, когда и какие мероприятия должен выполнить, определить объем и источники потребных ресурсов, осуществить меры экономической заинтересованности коллективов и отдельных работников (сочетание организационно-распорядительного и экономического методов).
Эффективное использование экономических методов управления базируется на принципе сочетания общественных интересов (удовлетворение платежеспособного спроса), интересов государства (отчисление в государственный бюджет части прибыли и дальнейшее развитие предприятия на основе самофинансирования за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия), интересов трудового коллектива предприятия (расширение фонда оплаты труда, фонда развития производства, науки и техники, а также фонда социального развития), интересов трудовых коллективов подразделений предприятия (оплаты труда в зависимости от качества и количества выпущенной продукции на основе хозяйственного расчета и бригадного подряда) и личных интересов каждого работника (оплата труда по личному вкладу в конечный результат с учетом коэффициента трудового участия или коэффициента качества труда).
Основными экономическими методами управления качеством продукции являются оплата по конечным результатам труда в соответствии с объемом и качеством выпущенной продукции; установление цен на продукцию в соответствии с уровнем ее качества и спросом; экономическое стимулирование выпуска высококачественной продукции и самофинансирование производственного и социального развития на основе оптимального распределения прибыли; внутрипроизводственный хозрасчет и подряд; кредитование мероприятий по созданию новой высококачественной продукции; экономическая ответственность предприятия за поставку некачественной продукции.
|
|
Среди социально-психологических методов наибольшее распространение получили активное участие трудящихся в управлении и техническом творчестве; различные формы морального поощрения и моральной ответственности; общественное признание персональных заслуг в повышении качества продукции (например, известность модельера и конструктора, право личного клейма качества и т.д.). Социально-психологические методы в совокупности должны обеспечить формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе и предпочтительного мотивационного комплекса, в котором внутренняя мотивация (например, удовлетворенность своей специальностью и перспективами профессионального роста) высококачественного труда превосходит внешнюю положительную мотивацию (например, удовлетворенность своей зарплатой, составом бригады), а последняя превосходит внешнюю отрицательную мотивацию (например, осуждение сотрудниками, административное взыскание, материальная ответственность).
Методы управления тесно связаны с управленческими отношениями, т.е. с отношениями между руководителями и исполнителями, работниками различных уровней управления (отношения по вертикали), между руководителями различных подразделений и между исполнителями (отношения по горизонтали). Управленческие отношения определяются обязанностями и ответственностью, которые фиксируются в служебных документах (в частности, в положениях об отделах и службах предприятия и должностных инструкциях). Для отношений по вертикали характерны субординация, дисциплина, а для отношений по горизонтали – координация, взаимопомощь и инициатива.
Самофинансирование, хозяйственный расчет и подряд усиливают роль управленческих отношений, основанных на проявлении инициативы, порождающей творческий подход к поиску мер, обеспечивающих систематическое повышение качества продукции.
Характер управленческих отношений по вертикали обусловливается распределением функций по уровням управления (схема 4), а характер отношений по горизонтали – распределением функций и задач управления по органам управления.
Сочетание в управлении качеством продукции коллективных и личных интересов приводит к коллективной и личной ответственности. Так, в подрядных коллективах, включающих несколько производственных бригад, сочетается экономическая ответственность за качество продукции порядного коллектива, бригады и каждого члена бригады. Эта ответственность определяется следующими положениями:
-труд подрядного коллектива оплачивается только по конечному результату, т.е. за полностью завершенный объем работ, изготовленную и принятую ОТК или заказчиком продукцию;
-работы, выполненные по вине порядного коллектива с отступлениями от требований стандартов, технических условий и требований переделываются и исправляются без дополнительной оплаты или за его счет;
-коллективный заработок подрядного коллектива распределяется между бригадами в соответствии с их вкладом в общие конечные результаты труда с учетом КТУ бригад, а коллективный заработок бригады распределяется между членами бригады в соответствии с их личным вкладом в конечные результаты труда бригады с учетом их личных КТУ.