Конкуренция- это элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики.
Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Он может быть внутриотраслевой и межотраслевой.
Внутриотраслевая конкуренция - это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Эта конкуренция происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированности рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.
Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, характеризующиеся в данный момент наивысшей формой прибыли. В результате увеличивается - выпуск и соответственно возрастает предложение товаров в отрасли, имеющих высокую норму прибыли, а это в свою очередь, приводит к снижению цены и уменьшению нормы прибыли. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на изменение направлений вложений капитала, на его распределение по сферам экономики, т.е. регулируют потоки вложений.
|
|
Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаропроизводителя. Свободная конкуренция способствует:
♦ наиболее рациональному и эффективному развитию экономики;
♦ постоянному совершенствованию техники организации труда;
♦ внедрению научно-технических достижений в производство;
♦ снижению издержек производства (уменьшению себестоимости товаров и услуг путем увеличения производительности труда и услуг путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);
♦ расширению ассортимента;
♦ улучшению торгового и последующего обслуживания покупателей;
♦ повышению качества товаров.
В условиях конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество, как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной.
|
|
Причин, определяющих необходимость повышения качества, довольно много. Среди них отметим:
♦ существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
♦ возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего мирового сообщества;
♦ увеличение объемов производства и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;
♦ совершенствование услуг, конструкций выпускаемых товаров и повышение значимости выполняемых функций;
♦ неприятие потребителями товаров и услуг с относительно невысоким уровнем качества;
♦ ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фактора благополучного существования предприятий.
В последние годы в России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции, и уменьшилось количество ставящихся на производство изделий, соответствующих лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции превосходит (или соответствует) по уровню качества лучшие мировые аналоги. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступает со стороны отечественных потребителей на качество продукции и оказываемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям нормативно-технической документации и др.).
С развитием конкуренции по качеству (неценовой конкуренции) все больше внимания уделяется методам и приемам законодательно запрещенной недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним, среди прочего, относится следующее:
♦ недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов и сбыт по более низким ценам (в мировой практике получившие название пиратства);
♦ нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг;
♦ ложная информация и реклама и др.
Организационные формы технического контроля качества продукции на производстве. Контроль качества: входной, операционный и готовой продукции. Задачи отдела технического контроля (ОТК) на предприятиях легкой промышленности
Контроль качества и испытания продукции (ОТК). Контроль качества направлен на предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, технической документации, образцам-эталонам, условиям поставки и договора.
Испытания направлены на своевременное получение достоверной информации о фактическом качестве разрабатываемой и выпускаемой продукции.
Организация разработки и выполнения мероприятий по результатам государственной приемки продукции, государственного надзора, межведомственного контроля за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, качеством продукции и обеспечением единства измерений (ОКП). Организация разработки и выполнения указанных мероприятий направлена на устранение причин отклонений от требований нормативно-технической и технической документации.
Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции (ВУКП). Направлен на систематическую регистрацию данных о фактическом качестве продукции и труда подразделений, а также отдельных работников и информации для руководства различных уровней управления в интересах принятия обоснованных управленческих решений.
|
|
Внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции осуществляют органы управления и руководители производственных подразделений.
Внутрипроизводственному учету и отчетности подлежат этапы разработки и освоения новых видов продукции, мероприятия по повышению качества продукции: результаты аттестации; количество брака и потери от брака; рекламации; качество труда; возврат на доработку (из других цехов и от потребителя); результаты изучения спроса и фирменной торговли; ход разработки, внедрения, функционирования и совершенствования КС УКП; результаты проверки соблюдения технологической дисциплины и точности средств технологического оснащения.
Технико-экономический анализ улучшения качества продукции (ТЭО). Направлен на выявление конечных народнохозяйственных и хозрасчетных результатов деятельности предприятия и его подразделений по повышению качества продукции. По результатам анализа оценивается работа подразделений и корректируется целевая программа качества.
Основными направлениями технико-экономического анализа улучшения качества продукции являются:
установление технического уровня и качества разрабатываемой и выпускаемой продукции;
выявление факторов, влияющих на качество продукции;
описание динамики показателей качества разрабатываемой и выпускаемой продукции;
определение экономической целесообразности разработки и поставки новой продукции на производство и снятия с производства устаревших образцов;
расчет экономической эффективности продукции;
оценка влияния постановки новой продукции на производство и мероприятий по улучшению показателей качества выпускаемой продукции на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
|
|
нахождение потерь от поставок предприятию сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, не соответствующих требованиям стандартов и технических условий;
расчет потерь от межцеховых возвратов продукции, брака, рекламаций4
оценка выпускаемой предприятием продукции потребителем путем опроса, рекламаций, отзывов и т.п.