Тема 2 Особенности коммерческой деятельности в оптовой торговле. Раздел 2 Сущность и природа оптовой торговли

Раздел 2 Сущность и природа оптовой торговли

С учетом размера территории России, а также неравномерности размещения предприятий пищевой, легкой и других отраслей промышленности, выпускающих товары народного потребления, проблемы могут быть реально решены только при создании современной инфраструктуры оптовой торговли, способной выполнять присущие ей функции:

• преобразовать производственный ассортимент в торговый;

• накапливать и поддерживать неснижаемый запас товаров, позволяющий контролировать на территории уровень цен на основные потребительские товары за счет товарной интервенции;

• существенно снижать цены при крупных закупках товаров;

• обеспечивать экономичную доставку грузов по железной дороге;

• предоставлять товарный кредит предприятиям розничной торговли;

• обеспечивать контроль качества реализуемой продукции за счет наличия профессиональной товароведческой службы и возможности реально влиять на производителей хотя бы путем возврата продукции и взыскания штрафных санкций с возмещением упущенной выгоды.

Для выполнения этих функций и формирования собственной коммерческой стратегии предприятия должны быть «независимыми», т. е. иметь возможность приобретать крупные партии товаров в собственность, иметь склады для накопления товаров, сети предприятий, расположенных в большинстве регионов страны.

В настоящее время реально существуют различные организационные формы предприятий, обеспечивающих оптовую торговлю: посреднические структуры — предприятия-агенты (дилеры, дистрибьюторы и т. д.); предприятия-брокеры; — организатор оптового оборота; — оптовые ярмарки, выставки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки, склады гарантийного хранения, склады отели, транспортно-экспедиционные предприятия.

Однако географические пространства, наличие значительных территорий Крайнего Севера и досрочный завоз предполагают при развитии инфраструктуры торговли исходить из того, что основным типом оптовых организаций в России должны быть крупные оптовые организации общенационального (федерального) и регионального масштаба, которые могут быть как специализированными, так и универсальными. При этом доля указанных структур в общем оптовом обороте РФ регламентируется цифрой 60-65%.Целью оптовых структур федерального масштаба как основной структуры оптового рынка, гарантирующих стратегическую стабильность потребительского рынка в целом, должно стать формирование каналов товародвижения для крупных отечественных производителей, а также создание условий для выхода на российский потребительский рынок зарубежных производителей товаров.

Таким образом, преимущества оптовых предприятий заключаются в следующем:

• обеспечение широты и глубины ассортимента товаров;

• оптимальное формирование и регулирование цен.

• закупки товаров большими партиями на выгодных условиях;

• контроль качества закупленных товаров;

• осуществление внешнеторговой деятельности;

• использование современных методов маркетинговых

исследований;

• оперативное регулирование ассортимента в розничной торговле;

• внедрение прогрессивных методов организации торговли;

• обеспечение экономии совокупных издержек обращения;

• оказание услуг розничной торговле.

Об измельчённости оптового звена и товародвижения свидетельствует тот факт, что число организаций оптовой торговли России в 2,2 раза превышает число организаций розничной торговли. На рисунке 6 представлено соотношение организаций оптовой и розничной торговли по формам собственности. Анализ показывает, что 93% организаций оптовой торговли относятся к частным, что на 8% выше, чем доля частных предприятий в розничной торговле. При этом на полмиллиона тыс. ед. оптовых организаций приходится всего 105,6 тыс. ед. складов, овощехранилищ и холодильников. То есть только каждое четвертое оптовое предприятие имеет склады, а остальные с реальными грузопотоками не работают. В январе 2001 г. малые предприятия формировали 54% всего оборота оптовой торговли. Кроме того, согласно данным Росстата, помимо организаций оптовой торговли, перепродажу продукции осуществляют предприятия и организации других отраслей экономики, оборот которых составляет по периодам года от 30 до 50% от оборота организаций оптовой торговли. В целом оптовая торговля утратила ведущую роль в организации товародвижения, вновь образованные оптовые предприятия в основном выполняют посреднические функции. Из-за несовершенства процесса товародвижения происходит неоправданное наращивание цен, а также усложняется коммерческая работа розничных торговых предприятий. Анализ сложившегося положения показывает, что для формирования инфраструктуры «независимой» оптовой торговли необходимы другие методы государственного регулирования отрасли торговли, так как на сегодня в данной системе используют в основном организационные методы регулирования, преследующие цели защиты прав потребителей. Направляющая деятельность государства в стратегических вопросах развития инфраструктуры отрасли не прослеживается.

Вместе с тем для развития оптовой торговли, требующей значительного первоначального капитала, необходимо использовать именно методы государственного регулирования, включающие блок управления развитием, основанным на методах индикативного планирования. В отличие от директивного планирования индикативное планирование используется в большинстве развитых стран и представляет собой равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов и их непосредственное участие в процессе управления экономикой при приоритете государственных интересов. О необходимости включения этого направления государственного регулирования косвенно свидетельствуют различия в структуре оптового и розничного товарооборота по формам собственности (см. рис. 7 и 8) предприятий и объема товарооборота практически равномерно (85,2% частных предприятий дают 81% розничного товарооборота), что свидетельствует о примерно равной рентабельности бизнеса при разных размерах предприятий и неразвитой еще системе сетевых структур, то в оптовой торговле ситуация другая. Предприятия смешанной российской формы собственности, составляющие 8,5% общей численности предприятий, дают 51% оптового товарооборота. Доля частных предприятий, занимающих 92,3% по численности предприятий, не превышает 45% объема товарооборота. Такое положение объясняется тем, что частные предприятия в оптовой торговле (в подавляющем большинстве посредники % специализирующиеся на обслуживании сбыта определенных видов товаров) получают прибыль без каких-либо существенных капиталовложений. Для организаций независимой оптовой торговли требуются значительные капиталовложения и, что самое главное, долгосрочная стратегия и профессиональный менеджмент, которые позволят занять выбранную нишу, обеспечить возврат инвестиций и устойчивую работу предприятия в условиях конкуренции.

Основным направлением развития оптовой торговли является создание в каждом регионе специализированных оптовых предприятий, входящих в сетевую структуру, обслуживающую большинство или все регионы России. При этом со стороны государства требуются не инвестиции, а определение четких ориентиров в стратегии развития оптового звена по каждому региону. Для регулирования развития оптовой торговли целесообразно использовать «стратегическую форму» индикативного планирования, включающую следующие этапы:

•определение конкретной стратегической цели развития, понятной для всех участников;

•формирование на ее основе долгосрочной или среднесрочной программы с указанием направления развития процесса, дающего долгосрочную информацию хозяйствующим субъектам о потребности общества и мерах поддержки программ со стороны государственных органов;

• разработка процедуры согласования и координации действия хозяйствующих субъектов разных форм собственности и государственных органов на основе экономического интереса по всем регионам;

управление развитием через создание информационно-аналитической базы, периодическое ее обновление, анализ отклонений и осуществление процедур координации и согласования интересов хозяйствующих субъектов.

Только такой комплексный подход позволит обеспечить выполнение концепции развития внутренней торговли РФ в нужном направлении.

Для повышения роли потребительской кооперации в формировании товарных рынков регионов оптовым организациям следует:

• вернуть утраченный сегмент рынка;

• восстановить стабильную клиентуру, прежде всего за счет розничных предприятий системы, на основе наступательного маркетинга, оказания услуг, гибких цен, привлечения новых клиентов;

• расширять географические позиции рынка;

• использовать новые методы и технологии в коммерческой деятельности;

• предоставлять комплекс услуг розничным торговым предприятиям;

• повышать квалификацию работников коммерческих служб, активность и инициативность коммерческих работников.

Для обеспечения рентабельной работы и сохранения конкурентных позиций на местных товарных рынках оптовым организациям областных потребсоюзов следует сохранить ориентацию на неширокий ассортимент преимущественно продовольственных товаров, исключать из него низкорентабельные товарные группы.





Подборка статей по вашей теме: