Средневзвешенная цена капитала. Тема 4. Цена и структура капитала

Тема 4. Цена и структура капитала

Цель изучения темы – ознакомить студентов с основными понятиями, проблемами и концепциями в сфере управления капиталом предприятия.

Задачи изучения темы:

- разъяснить сущность понятия «цена» или «стоимость» капитала,

- рассмотреть методы увеличения собственного капитала,

- ознакомить с основными теориями капитала,

- рассмотреть различные подходы к оценке финансового левериджа,

- ознакомить с теориями выплаты дивидендов,

- обучить методам принятия решений в данной сфере.

4.1.1. Цена капитала: понятие и сущность

Под капиталом обычно понимают средства корпорации, вложенные в дело (производство) и приносящие доход по завершении оборота. Любой хозяйствующий субъект нуждается в источниках средств для того, чтобы финансировать свою деятельность с позиции перспективы и в плане текущих операций. Структура источников средств корпорации представлена на рис. 4.1.

Привлечение того или иного источника финансирования связано для компании с определенными затратами: акционерам надо выплачивать дивиденды, банкам – процен­ты за предоставленные ими ссуды, инвесторам – проценты за сделанные ими инвестиции и др. Иными словами, источник средств чаще всего не бесплатен, поэтому к нему применимо понятие «цена источника».

Цена источника финансирования – это относительная сумма средств, которую надо регулярно платить за использование определенного объема привлекаемых финансовых ресурсов. Цена источника выражается в процентах к этому объему (годовая процентная ставка). Цена источника – это своеобразная арендная плата за пользование средствами. При этом привлечение одного и того же объема средств, но из разных источников может обходиться корпорации (фи­нансовому реципиенту) более или менее дорого.

Концепция цены капитала является одной из базовых в теории капитала. Она не сводится только к исчислению относительной величины денежных вы­плат, которые надо перечислить владельцам, предоставившим финансовые ресур­сы, но также характеризует тот уровень рентабельности (доходности) инвестиро­ванного капитала, который должно обеспечивать предприятие, чтобы не умень­шить свою рыночную цену.

Рисунок 4.1 – Структура источников средств корпорации

Следует отличать понятие «цены капитала предприятия» от понятий «капитал» и «цена предприятия».

Цена капитала предприятия – это относительные издержки предприятия по привлечению капитала (%).

Цена предприятия – сумма денег, которую следует заплатить при покупке предприятия (руб.).

Капитал предприятия – стоимостная оценка источников средств (имущества) предприятия (руб.).

Любая корпорация обычно финансируется одновременно из нескольких источ­ников. Поскольку цена каждого источника различна, цену капитала корпорации находят по формуле средней арифметической взве­шенной. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.

Финансовый менеджер должен знать цену капитала своей компании по многим причинам. Во-первых, цена собственного капитала представляет со­бой отдачу на вложенные инвесторами в деятельность компании ресурсы и может быть использована для определения рыночной оценки собственного капитала и прогнозирования возможного изменения цен на акции фирмы в зависимости от изменения ожидаемых значений прибыли и дивидендов. Во-вторых, цена заемных средств ассоциируется с уплачиваемы­ми процентами, поэтому, надо уметь выбирать наилучший из нескольких вариан­тов привлечения капитала. В-третьих, максимизация рыночной стоимости фирмы, что является основной задачей, стоящей перед управленческим персоналом, дос­тигается в результате действия ряда факторов, в частности за счет минимизации стоимости всех используемых источников. В-четвертых, цена капитала явля­ется одним из ключевых факторов при анализе инвестиционных проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: