Управление источниками долгосрочного инвестирования

Одной из главнейших проблем финансового менеджментаявляется проблема формирования рациональной структуры источников средств предприятия в целях финансирования необходимых объемов затрат и обеспечения желательного уровня доходов.

В финансовом менеджменте под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (в том числе заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Одна из возможных и наиболее общих группировок представлена на рис. 3.1; в основу этой группировки заложена структура пассива бухгалтерского баланса.

Рисунок 3.1 – Состав источников средств компании

Возможности предприятия по формированию той или иной структуры капитала зависят от суммы чистой прибыли на единицу вложенного собственного капитала и от той ее части, которая распределяется на дивиденды. При высокой рентабельности собственных средств можно оставлять больше нераспределенной прибыли на развитие (наращивание собственных средств), что снижает потребность во внешнем финансировании.

Основными источниками финансирования являются собственные средства, которые включают в себя: уставный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль. Однако предприятие не должно целиком опираться на собственные средства. Использование заемных средств снижает риск акционеров, повышает рентабельность собственного капитала. При этом, привлекая заемные средства, следует помнить, что при повышенном уровне задолженности у предприятия возникает риск банкротства. Таким образом, предпочтения между внешними и внутренними источниками финансирования однозначно не устанавливаются (табл.3.1-3,2).

Следовательно, корпорация, использующая только собственный капитал, имеет максимальную финансовую устойчивость. Однако она ограничивает темпы своего развития в будущем, так как, отказавшись от привлечения заемного капитала в период благоприятной рыночной конъюнктуры, лишается дополнительного источника финансирования прироста активов (имущества). Поэтому предприятие должно привлекать заемные средства, но при этом, всегда должен оставаться резерв «заемной силы», чтобы в случае необходимости покрыть недостаток средств кредитом без убытка для себя.

Таблица 3.1 – Преимущества и недостатки использования собственного капитала

Преимущества Недостатки
- - простота привлечения средств - - более высокая способность генерировать прибыль - - обеспечение финансовой устойчивости развития корпорации и ее платежеспособности в долгосрочном периоде - - ограниченность объема привлекаемых средств - - более высокая стоимость - - необходимость пересмотра размера уставного капитала - - нереализуемая возможность финансового левериджа

Таблица 3.2 – Преимущества и недостатки использования заемного капитала

Преимущества Недостатки
- - широкая возможность привлечения - - обеспечение роста финансового потенциала - - возможность использовать эффект финансового левериджа - - более низкая стоимость - - увеличение финансовых рисков - - более низкая норма прибыли на капитал - - высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебания конъюнктуры на кредитном рынке - - сложность привлечения

Рост акционерного капитала может осуществляться путем закрытой подписки или открытой продажи. Долговое финансирование включает облигационные займы и банковские кредиты. Аргументы за и против различных способов внешнего финансирования содержатся в табл. 3.4.1.

Анализ достоинств и недостатков различных видов финансирования позволяет сформулировать правила:

1. Если рентабельность собственного капитала невелика, то выгоднее наращивать собственные средства за счет эмиссии акций, чем брать кредит: привлечение заемных средств может обойтись предприятию дороже привлечения собственных средств. Однако возможны трудности в процессе первичного размещения акций.

2. Если рентабельность собственного капитала значительна, то выгоднее брать кредит, чем наращивать собственные средства: привлечение заемных средств может обойтись предприятию дешевле привлечения собственных средств. Дополнительным аргументом в пользу кредита является то, что при выпуске акций у инвесторов может создаться ложное впечатление о неблагоприятном фина­нсовом положении предприятия, что может сказаться на понижении курса акций.

Таблица 3.4.1 – Преимущества и недостатки основных способов внешнего финансирования

Способ внешнего финансирования За Против
Закрытая подписка на акции Контроль за предприятием не утрачивается. Финансовый риск возрастает незначительно Объем финансирования ограничен. Высокая стоимость привлеченных средств (как правило проводится между прежними акционерами по заниженной цене; при этом у предприятия возникает упущенная выгода — тот же расход)
Открытая продажа Финансовый риск не возрастает. Возможна мобилизация крупных средств на неопределенный срок Может быть утрачен контроль над предприятием. Высокая стоимость привлеченных средств
Долговое финансирование Контроль за предприятием не утрачивается. Относительно низкая стоимость привлеченных средств Финансовый риск возрастает. Срок возмещения строго определен

Первый метод финансирования инвестиций – самофинансирование. Самофинансирование не тождественно самоокупаемости. Отличительной чертой самоокупаемости является способность предприятия уплачивать налоги в бюджетную систему и планировать за счет прибыли и амортизационных отчислений только простое воспроизводство. Содержание самофинансирования заключается в том, что за счет прибыли и других собственных средств предприятие возмещает затраты по расширенному воспроизводству и реализует социальные программы.

Первый источник самофинансирования – прибыль. После уплаты налога па прибыль и других аналогичных обязательных платежей в бюджете предприятия остается чистая прибыль. Часть ее оно вправе направить на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения. Эта часть прибыли может использоваться на реальные инвестиции.

Вторым крупным и наиболее стабильным источником финансирования капитальных вложений являются амортизационные отчисления. В отличие от прибыли, данный источник не зависит от финансовых результатов деятельности предприятия (корпорации). Величина амортизационных отчислений зависит от применяемых на предприятии методов расчета, в частности, при линейном способе – от первоначальной балансовой стоимости основных средств и используемых норм амортизации в процентах.

Государственные инвестиции финансируют также за счет бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и возвратной основе (в форме бюджетных кредитов). Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и социального назначения в эквивалентной части уставного (складочного) капитала и имущества передаются в распоряжение соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Следующий метод – увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Номинальная стоимость акций увеличивается за счет: а) дополнительных взносов средств акционерами (здесь происходит возрастание валюты баланса), б) за счет использование одного из ранее созданных источников — добавочного капи­тала или нераспределенной прибыли прошлых лет (здесь валюта баланса не меняется).

Следует заметить, что уставный капитал может быть не только увеличен, но и уменьшен (путем снижения номи­нальной стоимости акций или сокращения их числа путем выкупа части акций с их последующим погашением).

При недостаточности собственных и привлеченных средств для финансирования капитальных вложений привлекают заемные средства.

Источником заемных средств могут выступать облигационные займы, которые пока находят ограниченное применение в России, поскольку выпускать облигации способны только известные акционерные компании (корпорации) или финансово-промышленные группы, надежность и платежеспособность которых не вызывает сомнений у инвесторов.

Другим традиционным источником заемных средств является банковский кредит, представляющий собой единовременное представление средств с погашением либо в конце оговоренного срока, либо в соответствии с графиком поэтапного погашения.

В практике финансового менеджмента в усло­виях рынка известны и другие приемы, применяемые самостоятель­но или в комбинации с эмиссией основных ценных бумаг. К ним относятся некоторые разновидности опционов, залоговые операции, аренда, коммерческая концессия.

Право на льготную покупку акций. В этой ценной бумаге указано количество акций (или часть акции), которое можно приобрести на нее по фиксированной цене – цене подписки. Цена подписки на дополнительные акции обычно устанавливается ниже текущей рыночной цены на акции этой компании. Финансовые инструменты «право на покупку» обращаются на рынке самостоятельно, при этом их рыночная цена может довольно значительно отличаться от теоретической стоимости. Значение этого финансового инстру­мента для эмитента состоит в том, что компания активизирует покуп­ку своих акций.

Варрант в буквальном смысле означает гарантирование како­го-то события, например, продажи или покупки товара. Варрант представляет собой ценную бумагу, дающую право купить или продать фиксированную сумму финан­совых инструментов в течение определенного периода. Так варранты, например, повышает привлекательность облигационного займа, одновременно с которым размещаются, а в случае их исполнения наращивают акционерный капитал.

В любом случае по прошествии некоторого вре­мени он начинает обращаться как самостоятельная ценная бумага. Как и любая ценная бумага, варрант имеет теоретическую стоимость и рыночную цену. Варранты приобретаются для того, чтобы получить доход, называемый премией варранта (разность прогнозируемой цены и теоретической стоимости).

Залоговые операции и ипотека. На бытовом уровне залоговые операции достаточно известны в связи с деятельностью ломбардов. В условиях рыночной экономики подобные операции являются обыденными и в отношении деятельно­сти предприятий.

Залог представляет собой способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества.

Предме­том залога могут быть вещи, ценные бумаги, имущественные права, иное имущество, отчуждение которого не запрещено законодатель­ством. Различают два вида залога: а) заложенное имущество остается у залогодателя; б) заложенное имущество передается во владение залогодержателю (заклад).

Выделяется особый вид залога – ипотека. Ипотека – это залог недвижимого имущества – предприятия, строения, здания, сооружения, иного объекта, непосредственно связанного с землей, вместе с земельным участком или правом пользования им.

Еще один способ финансирования – аренда. Аренда (lease) это соглашение, посредством которого арендодатель, т.е. собственник имущества, передает арендатору право использовать его в течение оговоренного срока и за согласованную между сторонами величину арендной платы. Аренда является кос­венной формой финансирования деятельности и применяется в том случае, когда предприятие не желает приобретать данный вид основных средств или не имеет финансовых возможностей сде­лать это.

В современных условиях арендные (лизинговые) операции могут осу­ществляться предприятием в форме оперативного, финансового, воз­вратного и других форм лизинга (аренды) внеоборотных активов.

Финансовый лизинг (аренда) представляет собой хозяйствен­ную операцию, предусматривающую приобретение арендодателемпозаказу арендатора основных средств с дальнейшей передачей их в пользование арендатора на срок, не превышающий периода полной их амортизации, с обязательной последующей передачей права соб­ственности на эти основные средства арендатору.

Субъектами лизинговых отношений являются:

1) лизингодатель – юридическое или физическое лицо, которое за счет соб­ственных или привлеченных денежных средств приобретает в ходе реали­зации лизинговой сделки имущество в собственность и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю на условиях, определенных договором;

2) лизингополучатель – юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату на фиксированный срок и на определенных условиях во временное пользование;

3) продавец (поставщик) – юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает после­днему в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, которое является предметом лизинга.

Лизинговая сделка – совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем (арендодателем), лизингополучателем (арендатором) и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

Сдачу имущества в аренду может осуществлять сам производитель, выступая одновременно арендодателем.

Предметом лизинга может быть движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество), исполь­зуемое для предпринимательской деятельности.

По экономическому содержанию лизинг лизинг – это кредит, предоставляемый лизингодателем лизингополучателю в форме передаваемого в пользование имущества.

Лизингополучатели обязаны своевременно выплачивать лизингодателям предусмотренные договором лизинга арендные платежи. В общую сумму лизинговых платежей включаются:

• плата за основные услуги (процентное вознаграждение);

• амортизация имущества за период действия лизингового договора;

• инвестиционные затраты лизингодателя;

• оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателемна приоб­ретение имущества (предмета лизинга);

• плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором;

• страховые взносы за страхование имущества, предусмотренного договором лизинга;

• налог на добавленную стоимость и другие налоги, уплачиваемые лизинго­дателем.

Размер, способ, форма и периодичность выплат определяются договором по соглашению сторон.

Лизинг предоставляет лизингодателю следующие преимущества:

• расширяет номенклатуру продукции, с которой он выступает на внутреннем и внешнем рынках;

• обеспечивает реализацию технических средств и предоставление услуг продажа которых на других условиях невыгодна или невозможна;

• повышает экономическую эффективность сдаваемых в долгосрочную арен­ду машин и оборудования;

• создает и расширяет круг постоянных партнеров, укрепляет с ними дело­вые связи, минуя посредников.

Для изготовителя (поставщика) лизинг открывает следующие перспективы:

• создаются предпосылки для снижения расходов на рекламу, изучение рын­ка, поиск потребителей. Эти услуги непосредственно предоставляет лизин­годатель, а производитель может сконцентрировать свои ресурсы на вы­пуске машин и оборудования;

• в лице лизингодателя изготовитель находит постоянного и надежного парт­нера, который оплатит всю стоимость заказа;

• появляется реальная возможность включить в список возможных покупа­телей технических средств тех потребителей, которые из-за недостатка соб­ственных или заемных средств оказались бы вне сферы экономических ин­тересов производителя, лишив его потенциальной прибыли;

• предоставляется возможность выразить лизингодателю недовольство по­требителя, вызванное поломкой машин и оборудования в результате не­умелой эксплуатации или неудовлетворительного обслуживания;

• использование возвратного лизинга дает возможность производителю су­щественно улучшить свое финансовое положение. Если предприятие ост­ро нуждается в оборудовании, но испытывает дефицит финансовых ресур­сов для покрытия текущих издержек, то ему очень выгодно реализовать это оборудование лизинговой компании и одновременно, заключив договор аренды, продолжить его эксплуатацию. Это не исключает последующего выкупа имущества после окончания срока договора и восстановления прав собственности на него.

Лизинговые операции дают возможность лизингополучателю:

• приобрести необходимое имущество без значительных единовременных капитальных затрат;

• частично устранить риск потерь, связанных с моральным износом техни­ческих средств;

• снизить налогооблагаемую прибыль, так как расходы по лизингу относят на себестоимость продукции (работ, услуг);

• учесть особенности деятельности предприятия в договоре лизинга (сезонность, цикличность производства и другие факторы);

• упростить заключение договора по сравнению с получением кредита в банке или выпуском эмиссионных ценных бумаг, что особенно важно для малых и средних предприятий.

Коммерческая концессия известна в западном законодательст­ве как франчайзинг. Суть его состоит в предоставлении компанией физическому или юридическому лицу за возна­граждение на срок или без указания срока права использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав принадлежащих этой компании как правообладателю. Выдаваемая лицензия (франшиза) может распространяться на производство или про­дажу товаров или услуг под фирменной маркой данной компании и/или по ее технологии. По существу эта операция не является операцией прямого финансирования предприятия, однако она обеспечивает косвенное финансирование, в частности, за счет сокращения расходов на разра­ботку технологии производства, завоевание рынка и др.

При выборе методов финансирования целесообразно поддерживать оптимальное для компании соотношение между акционерным и долгосрочным заемным капиталом. Поэтому рекомендуется тщательно оценивать последствия для корпорации различных способов финансирования каждого проекта. Как собственные, так и заемные инвестиционные ресурсы должны обеспечивать экономическую отдачу (будущий денежный поток), превышающую стоимость их привлечения с рынка капитала.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: