Финансовая деятельность государства. Предметом финансового права являются отношения, возни­кающие в процессе финансовой деятельности государства и му­ниципальных образований

Предметом финансового права являются отношения, возни­кающие в процессе финансовой деятельности государства и му­ниципальных образований. Чтобы разобраться в системе этих отношений, надо хорошо по­нимать, что представляет собой финансовая деятельность государства и муниципальных образований, какова ее структура.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это процесс планомерного образова­ния, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач[6]. Это прежде всего задачи социально-экономического развития, поддержания обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовой основы деятельности государственных органов.

Финансовые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований охватыва­ют ту часть финансовой системы, которая связана с бюджетными фондами, государственными и муниципальными вне­бюджетными фондами, государственным и муниципальным кредитом, государственными и муниципальными страховыми фондами, финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как видно, к числу финансовых отношений, возникающих в про­цессе финансовой деятельности государства, не относятся финансы всех предприятий независимо от формы собственности, а только финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий, не все страховые фонды – а лишь государственные и муниципальные.

Финансовая деятельность государства осуществляется в правовых и неправовых формах. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм.

Финансовая деятельность государства базируется на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Главными принципами финансовой деятельности государства являются: федерализм, законность, гласность и плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе в помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов о выполнении этих актов, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе единой целой системы финансово-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения и исполнения которых закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. В юридической литературе принято объединять методы финансовой деятельности государства в две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Главный метод собирания денежных средств в государственные и местные бюджеты – это налоговый метод, т.е. метод установления налогов. Ему свойствен обязательный характер взимания денежных средств. Кроме того, для собирания денежных средств применяется метод добровольных взносов, который реализуется через покупку государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и метод кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности[7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: