Функции финансов
Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях.
Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических лиц.
Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т.д. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых и налоговых органов, которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т.д[3].
|
|
Финансовые отношения в обществе весьма многообразны. Однако они могут быть систематизированы в зависимости от того, к каким фондам денежных средств «привязаны». В связи с этим все финансовые отношения структурированы в финансовую систему РФ.
С экономической точки зрения финансовая система РФ представляет собой «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств»1.
В настоящее время финансовая система РФ состоит из следующих относительно самостоятельных звеньев:
· бюджетные фонды;
· внебюджетные фонды;
· государственный, муниципальный и банковский кредит;
· страховые фонды;
· финансы предприятий и организаций[4].
Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений. Основное место в финансовой системе России отводится финансовым отношениям, опосредующим бюджетные фонды РФ, к которым относятся федеральные бюджеты, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов. Это звено финансовой системы является наиболее мобильным и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.
Внебюджетные целевые государственные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы России. Их появление в этом качестве относится к началу 90-х гг. прошлого века и обусловлено стремлением государства к сугубо целевому использованию финансовых ресурсов. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему назначению. К социальным внебюджетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, внебюджетные фонды могут образовываться на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.
|
|
Государственный кредит как звено финансовой системы России представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, в которых кредитором выступают юридические и физические лица, а должником — государство. В этих отношениях Российская Федерация и субъекты РФ выступают в качестве должников, а все остальные субъекты – в качестве кредиторов. Посредством этих отношений образуется государственный долг. Финансовые отношения в сфере государственного кредита складываются как в результате привлечения государством средств от различных субъектов, так и в результате погашения своих долговых обязательств.
Муниципальный кредитформально однотипен с государственным, но по существу отличается от него, так как здесь должником является не государство, а муниципальное образование.
Банковский кредит это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возвратности, платности, срочности и материальной обеспеченности[5].
Страховые фондыкак звено финансовой системы РФ опосредуют финансовые отношения, направленные на создание и использование денежных резервов на случай риска — стихийных бедствий, несчастных случаев, иных неблагоприятных последствий.
Важным звеном финансовой системы РФ являются финансы предприятий и организаций.Они непосредственно связаны с материальным производством, где создается валовый общественный продукт, подлежащий распределению в стоимостной форме. Финансы предприятий и организаций находят свое материальное выражение в денежных фондах, формируемых главным образом за счет прибыли. В ряде случаев важнейшим источником формирования таких фондов являются бюджетные ассигнования.
Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения. В последнем случае она представляет собой совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них: финансовые органы, страховые компании, банки, представительные органы власти и т.д.