Финансовая система. Роль финансов в социально-экономической жизни страны вы­ражается в их распределительной и контрольной функциях

Функции финансов

Роль финансов в социально-экономической жизни страны вы­ражается в их распределительной и контрольной функциях.

Распределительная функция заключается в том, чтобы рас­пределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимы­ми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических лиц.

Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процес­са. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денеж­ные фонды, как используются финансовые ресурсы и т.д. Кон­трольная функция финансов реализуется через деятельность фи­нансовых и налоговых органов, которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюд­жетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т.д[3].

Финансовые отношения в обществе весьма многообразны. Од­нако они могут быть систематизированы в зависимости от того, к каким фондам денежных средств «привязаны». В связи с этим все финансовые отношения структурированы в финансовую систе­му РФ.

С экономической точки зрения финансовая система РФ пред­ставляет собой «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды де­нежных средств»1.

В настоящее время финансовая система РФ состоит из следую­щих относительно самостоятельных звеньев:

· бюджетные фонды;

· внебюджетные фонды;

· государственный, муниципальный и банковский кредит;

· страховые фонды;

· финансы предприятий и организаций[4].

Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений. Основное место в финансовой системе России отводится финансовым отношениям, опосредующим бюд­жетные фонды РФ, к которым относятся федеральные бюджеты, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов. Это звено финансовой системы яв­ляется наиболее мобильным и на его долю приходится наиболь­ший денежный поток в стране.

Внебюджетные целевые государственные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы России. Их появление в этом качестве отно­сится к началу 90-х гг. прошлого века и обусловлено стремлением государства к сугубо целевому использованию финансовых ресурсов. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему назначению. К социальным внебюд­жетным фондам сегодня относятся: Пенсионный фонд РФ, Феде­ральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Кроме того, внебюджетные фонды могут образовываться на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Финансовые отношения, опосредующие государственные и муниципальные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, сборов, добровольных пожертвова­ний в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Государственный кредит как звено финансовой системы Рос­сии представляет собой отношения по временному использованию денежных средств, в которых кредитором выступают юридичес­кие и физические лица, а должником — государство. В этих от­ношениях Российская Федерация и субъекты РФ выступают в качестве должников, а все остальные субъекты – в качестве кредиторов. Посредством этих отношений образуется государственный долг. Финансовые отношения в сфере государственного кредита складываются как в результате привлечения государством средств от различных субъектов, так и в результате погашения своих долговых обязательств.

Муниципальный кредитформально однотипен с государст­венным, но по существу отличается от него, так как здесь долж­ником является не государство, а муниципальное образование.

Банковский кредит это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возвратности, платности, срочности и материальной обеспеченности[5].

Страховые фондыкак звено финансовой системы РФ опосре­дуют финансовые отношения, направленные на создание и ис­пользование денежных резервов на случай риска — стихийных бедствий, несчастных случаев, иных неблагоприятных последст­вий.

Важным звеном финансовой системы РФ являются финансы предприятий и организаций.Они непосредственно связаны с материальным производством, где создается валовый общественный продукт, подлежащий распределению в стоимостной форме. Финансы предприятий и организаций находят свое материальное выражение в денежных фондах, формируемых главным образом за счет прибыли. В ряде случаев важнейшим источником форми­рования таких фондов являются бюджетные ассигнования.

Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения. В пос­леднем случае она представляет собой совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них: финансовые органы, страховые компании, банки, представительные органы власти и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: