double arrow

Понятие, предмет, метод финансового права

План

Тема 1.2. Понятие финансового права. Источники финансового права

1. Понятие, предмет, метод финансового права

2. Понятие и классификация финансово-правовых норм

3. Источники финансового права

4. Система финансового права

5. Субъекты финансового права

6. Международное финансовое право

Финансовое право (ФП) – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны[10].

Как уже отмечалось, финансовые отношения, сущест­вующие в обществе, весьма многообразны. Это и отношения по мобилизации и использованию бюджетных средств, страховых фондов, и отношения, связанные с государственным и муници­пальным кредитом и многие другие. Однако не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского фи­нансового права, а только их часть.

Предметом финансового права являются отношения, возни­кающие в процессе финансовой деятельности государства и му­ниципальных образований[11].

Основным методом финансово-правового регулирования в финансовом праве является метод властных предписаний. Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномо­ченный им орган или муниципальное образование. Они издают властные предписания (законы, подзаконные акты, управленчес­кие решения и т.д.), обязательные для другой стороны правоотно­шения. При этом другая сторона правоотношения не обладает властными полномочиями вообще или обладает ими, но их объем менее значителен. Властность финансово-правового регулирования естественно приводит к преобладанию в таком регулировании по­зитивных обязываний, а не дозволений, как это имеет место в гражданском праве, или запретов, что характерно для уголовного права. Метод властных предписаний может быть охарак­теризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмот­рению приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание. Но послед­нее время возникли ситуации, когда субъекты финансового пра­воотношения могут самостоятельно устанавливать финансовые обязанности и определять в некоторых пределах их содержание. Например, в процессе финансово-правового регулирования используются преобразованные формы договор­ных отношений, допускается некоторая инициативность субъек­тов и т.д. Конкретно это проявляется, например, в финансовых правоотноше­ниях по предоставлению инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ). Здесь право установ­ления налоговой обязанности и определения ее содержания в рам­ках закона предоставлено финансовым органам РФ, субъек­тов РФ и муниципальных образований.

Метод властных предписаний может быть охарактеризован также как конформистский. Конформизм финансово-правового метода является противоположностью правовой инициативы как характерной черты гражданско-правового метода. Он озна­чает, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих нормативных актов.

Характерной чертой финансово-правового метода яв­ляется юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязан­ностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномо­чиями в отношении других субъектов, а последние — нет.

Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методами рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным обра­зом между представительными органами власти РФ и ее субъек­тов, Правительством РФ. Примеры использования этого метода очень часто встречаются в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год. Метод согласования встречается в финансово-правовом регулировании значительно реже. Он ис­пользуется в основном для решения «пересекающихся» во­просов, возникающих в сфере финансовой деятельности государ­ства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда — между сторонами, заключившими финансово-правовой договор. Например, согласно п. 7 ст. 68 НК РФ «действие догово­ра о налоговом кредите или об инвестиционном налоговом креди­те может быть досрочно прекращено по соглашению сторон».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: