Понятие и сущность государственного кредита

Тема 2.4. Государственный кредит

План

1. Понятие и сущность государственного кредита

2. Понятие и виды государственного долга

3. Управление государственным долгом

4. Финансово-правовые отношения в области государственного и муниципального кредита

5. Правовое регулирование внутренних государственных займов. Виды государственных займов

Одним из институтов финансовой системы РФ является кредит, в том числе государственный и муниципальный. Как уже было отмечано, основным источником доходной части бюджета страны выступают налоги. Наряду с ними важнейшим инструментом привлечения дополнительных денежных ресурсов в бюджет государства является государственный (муниципальный) кредит. Различие этих двух источников государственных доходов заключается в том, что государственный кредит носит добровольный и договорный характер, а налог – односторонний и принудительный характер. Использование государством займов в дальнейшем требует от него принятия соответствующих мер для возврата привлеченных таким образом средств. Привлекаемые при помощи государственного (муниципального) кредита денежные средства направляются на погашение бюджетного дефицита, а средства бюджета, в свою очередь служат источником погашения государственной задолженности. Однако государственный заем считается предпочтительнее, чем повышение налогов или эмиссия.

Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью государственного кредита государство формирует и использует централизованные денежные фонды.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер (в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности); 4) привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер — они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время, на уровне субъекта РФ или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 5) государственный кредит носит срочный характер. В БК РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Правовой основой государственного кредита, в первую очередь, является Конституция РФ, где в ч. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федеральною бюджета, могут быть внесены только при наличии заключении Правительства Российской Федерации». Часть 4 ст. 75 Конституции РФ гласит, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 г. образуют соответствующие нормы БК РФ (гл. 14 и 15), ГК РФ (§ 1 гл.42 «Заем и Кредит»),ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете на соответствующий год, федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», а также иные законы и подзаконные нормативные акты. Источником правового регулирования отношений в области государственного кредита являются также некоторые нормы международного права, содержащиеся в международных договорах и соглашениях о предоставляемых или получаемых Российской Федерацией кредитах, гарантиях и поручительствах.

Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ, а также муниципального кредита регулируются, помимо БК РФ, также конституциями и уставами субъектов Федерации, а также уставами конкретных муниципальных образований.

Анализ правовой основы данного института финансового права позволяет сделать вывод о его комплексном, межотраслевом характере. Государственный (муниципальный) кредит включает нормы финансового, гражданского и международного права[44].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: