Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Аналитическая программа 1. Создание системы исчисления индексов внешней торговли




Учреждения ФТС России в качестве бюджетополучателей

Деятельность таможенных органов по формированию доходной части федерального бюджета

Роль ФТС в обеспечении доходов федерального бюджета

Тема 2.3. Федеральная таможенная служба как субъект бюджетных правоотношений

План

1. Понятие финансовой деятельности таможенных органов

2. Деятельность таможенных органов по формированию доходной части федерального бюджета

3. Учреждения ФТС в качестве бюджетополучателей

4. Финансовый контроль в таможенных органах

Финансовая деятельность таможенных органов РФ занимает вид­ное место в финансовой деятельности государства в целом. Она прояв­ляется в двух аспектах: в формировании доходной части федеральной бюджета и в обеспечении (финансировании) государством самих та­моженных органов с целью эффективного выполнения возложенных на них задач.

В современных условиях деятельность таможенных органов в об­ласти финансов направлена на проведение единой финансовой поли­тики, включающей формирование целостной системы управления фи­нансово-экономическим комплексом таможенной службы. На рубеже веков доля поступлений от ВЭД в доходной части федерального бюджета имеет явную тенденцию к росту и составляет порядка 40%. Это свидетельствует о том, что одним из основных видов деятельности таможенных органов является финансовая деятельность.

В процессе финансовой деятельности таможенных органов организуется и практически осуществляется образование (аккумуляция), рас­пределение и использование денежных фондов в целях выполнения задач, стоящих перед таможенными органами.

Денежные фонды создаются в результате реализации таможенными органами важнейшей из их функций — взимания таможенных платежей. Кроме того, в состав денежных средств, поступающих в федеральную казну от таможенных органов, входят штрафы, пени и недоимки — результат финансово-правовых санкций, налагаемых за нарушения таможенных правил.

Распределение государственных финансов происходит посредством реализации расходной части федерального бюджета. Иными словами, государство производит определенные затраты для того, чтобы его органы могли реализовыватъ собственные функции. В процессе распределения денежные средства из федерального бюджета получает ФТС России, которая направляет их в нижестоящие организации. Именно на данном этапе выделенные средства используются их непосредственными получателями: региональными таможенными управлениями, таможнями, таможенными постами, а также учреждениями, непосредственно подчиненными ФТС России: лабораториями, вычислительными центрами, учебными заведениями.




Итак, финансовая деятельность таможенных органов РФ представляет собой их деятельность в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов федерального бюджета при осуществлении таможенными органами России фискальной и правоохранительной функций в целях реализации направлений таможенной политики.

Финансовая деятельность таможенных органов базируется на процессе осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Обязательным условием перемещения товаров и транспортных средств че­рез таможенную границу РФ является уплата таможенных платежей: таможенной пошлины, налогов и сборов. Обложение товаров и транс­портных средств обязательными платежами в силу самого факта их перемещения через таможенную границу предполагает использование финансово-правового метода регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование— один из основных инстру­ментов поддержания экономической безопасности и в то же время ры­чаг воздействия на хозяйственную структуру.Как основа финансовой деятельности таможенных органов, оно представляет собой совокуп­ность организационных и финансово-правовых мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Метод государственного регулирования внешней торговли, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, т.е. таможенно-тарифного регулирования предусмотрен пункт 1 ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Таможенно - тарифное регулирование в России имеет своей правовой основой Закон РФ «О таможенном тарифе», Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД РФ) и Таможенный тариф Российской Федерации.



Таможенные органы реализуют свои экономические функции по­средством специальных форм и методов деятельности. Через форму выражаются действия таможенной администрации, входящие в структу­ру ее компетенции. Формы финансовой деятельности таможенных ор­ганов подразделяются на правовые и неправовые.

В деятельности таможенных органов могут сочетаться правовые и неправовые формы. Так, необходимое обоснование, зафиксированное в первичных документах, проведения проверки финансово-хозяйст­венной деятельности субъектов экспортно-импортных операций вы­ступает в качестве правовой формы, а проведение самой проверки (расчеты, изучение бухгалтерских проводок и т.п.) является неправо­вой формой деятельности.

Самостоятельное место в содержании финансовой деятельности таможенных органов занимает система гарантий их деятельности.Она выражается в следующих аспектах.

Во-первых, задачи, стоящие перед таможенной службой, согласуются с общими задачами государства в процессе осуществления им финансовой деятельности. Во-вторых, согласно конституционному положению, таможенно-правовое регулирование находится в исключительном ведении госу­дарства. В-третьих, государство гарантирует соблюдение установленных законодательством условий для осуществления таможенными органа­ми финансовой деятельности. Имеется в виду материально-техническое обеспечение таможенной администрации, финансирование всех звеньев таможенной системы, распределение и использование тамо­женными органами государственных доходов, поощрение служащих. В-четвертых, государство наделяет таможенные органы статусом как налоговых, так и правоохранительных органов.

В системе финансирования таможенных органов в современных условиях основополагающее и практически единственное место зани­мает бюджетный источник. Повсюду в мире таможенная служба фи­нансируется государством, которое выделяет для ее функционирования 1 – 2% бюджетных средств. Главенствующая роль государственно­го бюджета проявляется в том, что он является государственным регулятором фондообразующих и распределительных отношений.

Наиболее ярко финансово-правовой статус тамо­женных органов проявляется через институт таможенных платежей.

Таможенно-тарифное регулирование является первоосновой финан­сово-экономической деятельности таможенных органов и предпосылкой и непосредственной правовой базой взимания таможенных платежей. Таможенные платежи в большинстве стран являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов.

Согласно пункту 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) таможенные пошлины и таможенные сборы являются неналоговыми доходами федерального бюджета[27].

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой систему мер, используемых для воздействия на международную торговлю.

Согласно ст. 318 ТК РФ, к таможенным платежам относятся:

1) таможенная пошлина (ввозная и вывозная);

2) налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (налог на добавленную стоимость и акциз);

3) таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ.

Уплата таможенных платежей является одним из условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Этот институт основан на правомерном поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в деяниях субъектов влечет привлечение их к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций.

Итак, к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор.

Вналоговом законода­тельстве приводятся понятия налога и сбора. Часть 1 статьи 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяй­ственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, Органами местного самоуправле­ния, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определен­ных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Таможенным сбором признается плата за осуществление таможен­ными органами различных мероприятий. В наименовании сбора зако­нодатель указывает, что собой представляет встречное удовлетворе­ние. Иными словами, таможенные органы осуществляют различные юридически значимые действия, которые оплачиваются субъектами экспортно-импортных операций единовременно. В отличие от налогов они носят возмездный характер и взимаются в связи с оказанием каких-либо определенных услуг. Особенностью сбора является уста­новление его размера на основе эквивалентности тем расходам, кото­рые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имею­щих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора.

Среди налоговых доходов, установленных ст. 50 БК РФ, таможенными органами взимаются:

- налог на добавленную стоимость – по нормативу 100 %;

- акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50 %;

- акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, – по нормативу 100 %;

- акцизы на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50 %;

- акцизы на табачную продукцию – по нормативу 100 %;

- акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 40%;

акцизы на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 %;

- акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, – по нормативу 100%.

Порядок взимания НДС и акцизов, в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, определяется ТК РФ и НК РФ.

Взимание неналоговых таможенных платежей регулируется преимущественно таможенным правом.

Таможенная пошлина определяется как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В зависимости от обложения ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин: ввозная (импортная)таможенная пошлина; вывозная (экспортная)таможенная пошлина.

Основную статью дохода госбюджета среди таможенных пошлин составляют ввозные (импортные)таможенные пошлины. Обложению ими подлежит наибольший перечень товаров (по видам).

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины в мировой практике используются крайне редко в основном к товарам, отнесенным к категории сырьевых (например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный). В России они установлены на отдельные виды товаров, в основном энергоносители (нефть, газовый конденсат).

Виды и размеры ставок, а также категории облагаемых пошлиной товаров в настоящее время определяются Правительством РФ[28].

Таможенные сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, которые способствуют принятию решения о возможности предоставления товара и транспортного средства лицу в соответствии с избранным таможенным режимом.

В соответствии со ст. 357.1 ТК РФ к таможенным сборам относятся:

- таможенные сборы за таможенное оформление, подлежащие уплате при декларировании товаров.

- таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита.

- таможенные сборы за хранение, подлежащие уплате при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

Согласно пункту 31 ч. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

В настоящее время ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ, но их размер не может превышать предельный уровень, установленный Кодексом, – 100 тыс. рублей.

К методам распределения денежных ресурсов государственного бюджета относят метод финансирования (безвозмездное, безвозвратное, целевое предоставление денежных средств из бюджета) и метод кредитования (выделение денежных средств на условиях возвратности и возмездности)[29].

В рамках первого метода предоставление бюджетных средств осуществляется в форме бюджетных ассигнований[30].

Таможенная служба наряду с другими органами государственной власти получает бюджетные ассигнования в рамках текущих расходов бюджета для обеспечения своего функционирования.

Выделяются бюджетные ассигнования на развитие таможенной службы и в рамках капитальных расходов путем включения таможенной службы в федеральные целевые программы, представляющие собой бюджетные инвестиции.

В рамках второго метода – кредитования – российские таможенная служба в 2003 г. в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и законом о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2003 год получила заем Международного банка реконструкции и развития в размере 140 млн. долл. США со сроком погашения в 17 лет в качестве дополнительного ресурса для финансирования проекта «Кардинальная модернизация информационной системы ГТК России и техническое переоснащение таможенных органов Российской Федерации», рассчитанного на 2003 – 2008 годы Итогом реализации этого проекта должны стать оснащение таможенных органов современными информационно-техническими средствами контроля, вычислительной техникой и телекоммуникационным оборудованием, создание локальных вычислительных сетей, расширение единой информационной системы. За счет средств займа будет произведена модернизация имеющихся и приобретение новых технических средств таможенного контроля, в том числе и дорогостоящих, но крайне необходимых таможенным органам – инспекционно-досмотровых комплексов.

Средства на предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) составили на 2006 г. – 1 661,7 млн. руб., на 2007 г. – 1 055,9 млн. руб., на 2008 г. – 401,9 млн. руб.[31]

В целом финансирование таможенной системы осуществляется в соответствии с Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 – 2008 годы.

Согласно постановлению Правительства РФ Федеральная таможенная служба «осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций»[32]. Это соответствует БК РФ, который называет среди главных распорядителей средств федерального бюджета – органы государственной власти Российской Федерации. Права и обязанности ФТС как главного распорядителя бюджетных ассигнований, выделяемых согласно Закону о бюджете на функционирование таможенной службы, определены БК РФ[33]. Так, Федеральная таможенная служба вправе самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств и распределять их по нижестоящим таможенным органам и подведомственным организациям.

Осуществление функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС России и реализацию возложенных на нее функций, выполняет Главное финансово-экономическое управление ФТС. Среди его основных задач:

- формирование проекта бюджета системы таможенных органов на очередной финансовый год, ориентированного на достижение конечных результатов, и обеспечение своевременного и полного поступления средств из федерального бюджета;

- организация работы по обеспечению эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, проведение мероприятий по оптимизации расходов;

- финансирование текущих расходов таможенных органов, организаций, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, проектов перспективных программ развития и планов капитального строительства объектов таможенной инфраструктуры, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, подготовка аналитических материалов по финансовому состоянию и разработка предложений по экономическим показателям работы системы таможенных органов;

- ведение бухгалтерского учета, составление и представление в соответствующие органы установленной отчетности;

- координация предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, организаций, находящихся в ведении ФТС России, анализ и учет денежных средств, полученных ими от своей деятельности.

В приказах ФТС (ГТК) определены основы организации финансовой деятельности таможенных органов разных уровней и их полномочия, Так Приказом ФТС РФ 124 от 14.02.06[34]. утверждены типовые положения об отделе бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни и об отделе бухгалтерского учета и контроля тылового таможенного поста.

Государственный бюджет устанавливает пределы расходования денежных фондов государственными органами и организациями, «обязывая использовать их строго по назначению, на предусмотренные утвержденным бюджетом нужды. Исполнительным органам в связи с этим предоставляется право лишь в ограниченных пределах изменять направление средств и в определенном порядке»[35].

Главное управление в пределах своей компетенции по поручению руководителя ФТС России осуществляет распределение финансовых ресурсов и несет ответственность за общее состояние финансов системы таможенных органов, исполнение сметы доходов и расходов на содержание системы таможенных органов и сметы расходов на содержание центрального аппарата ФТС России, организацию работы по совершенствованию финансово- хозяйственной деятельности системы таможенных органов и за соблюдение таможенными органами и организациями, находящимися в ведении ФТС России, финансовой дисциплины.

Немаловажную роль в планировании расходов ФТС играет Главное управления тылового обеспечения. Среди его основных задач: разработка и обеспечение проведения единой хозяйственной политики ФТС России, определение приоритетных направлений в вопросах развития таможенной инфраструктуры, обеспечения таможенных органов материально-техническими ресурсами, совершенствования материально-технической и социальной базы таможенной системы Российской Федерации, создания необходимых условий труда, социальной защиты, медицинского и материально-бытового обеспечения должностных лиц таможенных органов и членов их семей. Прогнозирование развития объектов таможенной инфраструктуры, в пределах компетенции Главного управления, подготовка предложений о необходимости программного решения проблемы инвестирования строительства таможенных объектов.

Аналогичные структурные подразделения создаются и в региональных органах ФТС России.

В 2004 г. постановлением Правительства РФ в целях повышения результативности бюджетных расходов была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 – 2006 г.г.[36]

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации выделила пять направлений: 1) реформа бюджетной классификации и учета; 2) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств; 3) совершенствование среднесрочного планирования; 4) упорядочение бюджетных процедур; 5) развитие программно-целевого бюджетирования.

Поставлена задача смещения акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров»[37].

В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ.

ФТС России и ее Главное финансово-экономическое управление включились в процесс внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования. В соответствии с требованиями новой системы организации бюджетного процесса представлен Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2007 – 2009 годы.

Для реализации крупномасштабных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных проектов, направленных на решение проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов государственной власти, государственным органам разрешено привлекать дополнительные денежные средства в рамках федеральных целевых программ.

Согласно ст. 79 БК РФ «Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу»[38],

Федеральные целевые программы утверждаются Правительством Российской Федерации, а их финансирование осуществляется в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы, утвержденным Правительством Российской Федерации.

ФТС России является получателем бюджетных средств по следующим федеральным целевым программам:

- Федеральная целевая программа (ФЦП) «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы». В рамках этой ФЦП таможенной службе России было выделено на 2006 г. 9,0 млн. рублей.

- Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010 годы)». В рамках этой программы ФТС России было выделено на 2006 г. 3 180,0 млн. руб., на 2007 г. 4 224,0 млн. руб., предусмотрено выделение на 2008 г. 4 645,8 млн. руб.[39].

Специфическое место занимает ведомственная программа «Кардинальная модернизация информационной системы ГТК России и техническое переоснащение таможенных органов Российской Федерации», рассчитанная на 2003–2008 г.г. Однако механизм финансирования мероприятий Программы осуществляется на федеральном уровне. Она финансируется в пределах средств, предусматриваемых федеральным бюджетом на соответствующий год, с учетом кредитных средств Международного банка реконструкции и развития, выделяемых в рамках проекта, а также средств, выделяемых на выполнение Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 – 2010 г.г.)».

В финансовой деятельности ФТС России, направленной на развитие таможенной службы, реализация федеральных целевых программ как инструмента экономической политики сочетается с реализацией ведомственных целевых программ как инструмента бюджетного планирования.

В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации «ведомственная целевая программа» определяется как «утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной тактической задачи (в том числе на исполнение действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов)[40].

Ведомственные целевые программы определяют основные параметры развития таможенной службы Российской Федерации на ближайшие 3–5 лет и предлагают пути решения существующих проблем с учетом прогнозируемого финансового обеспечения.

В 2006 г. и на предстоящие три года (до 2009 г. включительно) ФТС России реализует и планирует следующие ведомственные целевые программы[41]:

Цель программы состоит в повышении качества ведения, анализа и прогнозирования статистических данных о внешней торговле России, а также информационного обеспечения заинтересованных министерств и ведомств. Срок реализации программы – 2006–2008 г.г. В 2006 году на реализацию программы предусмотрено 9,0 млн. руб., в 2007 году – 0,6 млн. руб., в 2008 году– 1,3 млн. руб.





Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 1676; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8525 - | 7353 - или читать все...

Читайте также:

 

34.229.126.29 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.