double arrow
Финансово-правовые отношения в области государственного и муниципального кредита

Отношения, возникающие в области государственного (муниципального) кредита, носят сложный характер и регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права, в том числе конституционного, гражданского, административного и др. Финансовые отношения в указанной сфере складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного и муниципального внутреннего долга. На фе­деральном уровне эти отношения формируются и по поводу внешнего долга и регулируются также нормами международного права. Все указанные отношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Объектом данных правоотношений являются финансовые ресурсы государства и муниципальных образований[46].

Отличительные черты финансовых правоотношений, возникающих в сфере государственного кредита:

1) обязательное участие государства (в том числе в лице уполномоченных органов) в качестве субъекта отношений по госкредиту (займу);

2) денежные средства, взятые взаймы в отношениях по государственному кредиту, поступают в распоряжение органов государственной власти и используются на публичные, социально значимые цели, т.е. госкредит (заем) не имеет конкретного целевого характера;

3) привлеченные денежные средства представляют собой дополнительные (специальные) финансовые ресурсы для погашения бюджетного дефицита, т.е. поступают в бюджетный фонд;

4) источником погашения государственных займов служат средства государственного бюджета или новые займы;




5) посредством госкредитных отношений государство осуществляет функции по бюджетному и денежно-кредитному регулированию, относящие­ся к его исключительным полномочиям по реализации государственного суверенитета;

6) госкредиты и займы гарантируются всем имуществом государства, составляющим государственную казну;

7) государственный заем (кредит) по сути не может быть не исполнен, так как заемщик (государство) обладает исключи­тельным правом эмиссии денег. Указанные признаки характерны и для муниципального кредита (за исключением, как правило, целевого характера муниципальных займов).

Приведенные сущ­ностные черты государственного кредита позволяют отличить его от банковского кредита, возникающие в этой сфере финансо­вые правоотношения — от гражданских.

В сферу государственного кредита входят отношения между Правительством РФ и банковскими кредитными организациями, в некоторых случаях и Банком России по поводу предоставле­ния кредитов; отношения между государством и субъектами РФ и Правительством РФ, в том числе в случаях, предусмотренных Законом о федеральном бюджете, по поводу предоставления последним гарантий по долговым обязательствам субъектов Федерации и ряд других, складывающиеся в связи с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства носящих имущественный (денежный) характер, что является их отличительной особенностью как разновидности финансовых Правоотношений. В области муниципального кредита соответ­ствующие правоотношения складываются по поводу финансо­вых ресурсов муниципального образования. В правоотношени­ях по госкредиту, как и в других финансовых отношениях, од­ной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган (как заемщик, кредитор, гарант). Второй стороной отношений могут быть любые субъекты финансовых правоотно­шений. Участниками правоотношений по государственному внешнему долгу являются иностранные государства, междуна­родные организации и иные субъекты международного права. Участие представительных и исполнительных органон власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в госкредитных правоотношениях закреплено Конституцией РФ (ст. 75) и БК РФ (гл. 14, 15). правительство РФ как исполни­тельный орган власти осуществляет управление государственным долгом РФ; именно на нем лежит обязанность определения по­рядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств РФ и ежегодного опубликования данных о состоянии государ­ственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год (не позднее мая текущего года). Субъектами отношений на со­ответствующем уровне являются органы власти субъектов РФ и местного самоуправления.



В этих правоотношениях участвуют также Банк России, Минфин России. Центральный банк РФ совместно с Прави­тельством РФ представляет предложения по государственному кредиту представительному органу власти РФ для определения им политики в этой сфере. На Банк России возложена и функ­ция по обслуживанию госдолга РФ, по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов кредиторам. В соответствии с БК РФ (ст. 119) Банку России отводится роль генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга[47].

Минфин России проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг; выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг; осуществляет операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга РФ управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ и т. п.






Сейчас читают про: