Управление государственным долгом. Подуправлением государственным и муниципальным долгомпонимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов

Под управлением государственным и муниципальным долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств. На федеральном уровне эта деятельность осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательными актами[45]. Конкретные мероприятия по управ­лению долгом РФ осуществляет Минфин России. БК РФ (ст. 165) закрепляет в составе полномочий Минфина в бюджет­ном процессе полномочие на осуществление «в порядке, уста­новленном Правительством РФ, управления государственным долгом РФ». Управление госдолгом субъекта РФ осуществляет­ся органом исполнительной власти субъекта РФ, а муниципаль­ным долгом — уполномоченным органом местного самоуправ­ления. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4.03.1997. «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации» при Министерстве финансов РФ создана единая система управления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государ­ственных заимствований.

Среди мероприятий по управлению государственным (му­ниципальным) долгом наиболее распространенными в миро­вой практике являются: рефинансирование, конверсия, консо­лидация, унификация и некоторые другие. Рефинансирование, т. е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущен­ных долговых обязательств, используется обычно при недоста­точности средств централизованного денежного фонда (бюд­жета). Например, в связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г. государственные краткосрочные обязательства по согла­сованию с их владельцами подлежат обмену на облигации феде­рального займа с постоянным купонным доходом с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.). Конверсия займа заключается в изменении размера доходности займа (снижение или повышение процентной ставки дохода). Изменение сроков действия ранее выпущенных займов называется консолидацией В 1990 г. в Российской Федерации совместно с конверсией займа была проведена и консолидация: срок погашения казначейских обязательств был сокращен с шестнадцати до восьми лет, а процентная ставка повышена с 5 до 10%.

Во второй части ГК РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 г., закреплено правило о недопущении изменений условий выпущенного в обращение государственного либо муниципального займа (ст. 817 ГК РФ). Если же все-таки возникает необходимость изменить срок государственного займа, государство теперь правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств только по согласованию с кредиторами. БК РФ ввел новое понятие — реструктуризация долга (ст. 105), под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государ­ственный и муниципальный долг, с заменой указанных долго­вых обязательств иными долговыми обязательствами, с иными условиями обслуживания и погашения обязательств. В этом случае принято руководствоваться также правилами ст. 414 и ст. 818 ГК РФ о новации. Правила о новации соответственно применяются и к займам, выпускаемым муниципальными об­разованиями (ч. 5 ст. 817 ГК РФ). Другим мероприятием по управлению государственным долгом являются мероприятия го­сударства по унифицированию займов, означающему обмен не­скольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулиро­вание государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств, является, как правило, крайней мерой по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обус­ловлено обычно сменой политической власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: