double arrow

Банковская система

Предмет, метод, источники банковского права

Тема 3.1. Правовой статус участников банковской системы

РАЗДЕЛ 3. БАНКОВСКОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО

План

1. Предмет, метод, источники банковского права

2. Банковская система

3. Правовой статус российских кредитных организаций

4. Банковский счет

5. Банковский вклад

6. Операции банка с ценными бумагами

Банковское право является комплексной правовой отраслью, базирующейся на нормах финансового и гражданского права.

Предметом банковского права являются общественные отношения, возникающие между участниками банковской системы в связи с осуществлением банковской деятельности:

1) отношения, связанные с осуществлением банковской деятельности (например, выполнение коммерческими ланками банковских операций и сделок);

2) отношения, связанные с определением правового статуса участников банковской системы (например, государственная регистрация коммерческих банков);

3) отношения, возникающие в процессе государственного регулирования банковской деятельности (например, установление нормативов обязательных резервов и др.).

Метод банковского права включает:

1) императивное регулирование (например, обязательность лицензирования банковской деятельности);

2) диспозитивное регулирование (возможность выбора клиентом коммерческого банка для обслуживания; выбор формы расчетов);

3) сочетание императивного и диспозитивного регулирования (императивно установленные требования по ведению бухгалтерской отчетности и возможность банка самостоятельно формировать собственную учетную политику).

Источники банковского права:

1. Конституция РФ закрепляет основополагающие начала банковского права. Пункт «ж» ст. 71 устанавливает, что кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении РФ.

2. Федеральные законы. Общие: ФЗ от 22.04.1996 № 39 «О рынке ценных бумаг», ФЗ от 10.12.2003 №173 «О валютном регулировании и валютном контроле». Специальные: ФЗ от 02.121990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», ФЗ от 10.07.2002 №86 «О Центральном банке РФ (Банке России)».

3. Указы Президента.

4. Нормативные акты Центрального банка РФ.

5. Акты федеральных органов исполнительной власти.

6. Нормы международного права.

7. Локальные акты кредитных организаций, их союзов и ассоциаций.

8. Решения Конституционного Суда РФ.

9. Банковские правила, обычаи делового оборота.

Банковская система Российской Федерации включает в себя: Банк России, кредитные организации и их филиалы и представительства, иностранные банки и их филиалы и представительства, межбанковские ассоциации, холдинги и союзы.

Первый уровень представляет Банк России — главный банк Российской Федерации.С целью осуществления согласованных мер по реализации экономической политики Правительства РФ пред­седатель ЦБ РФ участвует в заседаниях Правительства РФ. Ми­нистр финансов РФ и министр экономического развития и торгов­ли РФ участвуют в заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ с правом совещательного голоса.

Правовое положение ЦБ РФ и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными пол­номочиями по управлению денежно-кредитной системой Россий­ской Федерации, а с другой стороны — Банк России является юридическим лицом, вступающим в определенные отношения с банками и другими кредитными организациями[49]. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. Он призван осуществлять следующие основные цели: защиту и обес­печение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; разви­тие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получе­ние прибыли не является целью ЦБ РФ.

Для реализации названных целей ЦБ РФ наделен правом осу­ществлять следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную полити­ку, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и орга­низовывать их обращение;

- быть кредитором последней инстанции для кредитных ор­ганизаций, организовывать систему рефинансирования;

- устанавливать правила осуществления расчетов в РФ;

- устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций; выдавать и отзывать лицензии у кредитных органи­заций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществлять надзор за деятельностью кредитных органи­заций;

- осуществлять валютное регулирование и валютный кон­троль;

- осуществлять иные функции в соответствии с федеральны­ми законами.

ЦБ РФ непосредственно не контролирует деятельность хозяй­ствующих субъектов, а осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организа­ций, принимает меры по защите интересов вкладчиков; для обес­печения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций на условиях и в порядке, определяемых ЦБ РФ, и др. В этих пра­воотношениях отсутствует равенство сторон, они носят верти­кальный характер, но не организационной административно-пра­вовой подчиненности, а функциональной, определяемой властны­ми полномочиями ЦБ РФ.

Специфика правового положения ЦБ РФ определяется и его вза­имоотношениями с высшими органами государственной власти. Ни один орган не вправе вмешиваться в его деятельность. Он является подотчетным Государственной Думе, которая проявляется в том, что: назначение и освобождение от должности Председателя Банка России осуществляется Государственной Думой по представле­нию Президента РФ; назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров (высший коллегиальный орган, состоящий из 12 членов и предсе­дателя); представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения; определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки ЦБ РФ; проведение парла­ментских слушаний о деятельности ЦБ РФ; доклады Председате­ля ЦБ РФ Государственной Думе о деятельности Банка (два раза в год — при представлении годового отчета и основных направле­ний единой государственной денежно-кредитной политики).

Структурными подразделениями центрального аппарата ЦБ РФ являются департаменты, создаваемые по основным направле­ниям деятельности. Одним из основных элементов системы ЦБ являются его территориальные учреждения: национальные банки, главные территориальные управления и др.

Территориальное главное управление Банка России осущест­вляет часть его функций на определенной территории. Оно обес­печивает проведение единой федеральной политики в области де­нежного обращения, кредитного регулирования, использования кредитных ресурсов и осуществляет надзор за деятельностью бан­ков. В состав главных управлений в качестве структурных под­разделений входят расчетно-кассовые центры (РКЦ), образуемые главными управлениями по согласованию с Банком России. Ос­новной их целью является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. Этой целью обусловлены функции РКЦ, к которым относятся: осуществление расчетов между кредитными организациями (фи­лиалами); осуществление кассового обслуживания кредитных ор­ганизаций (филиалов); хранение наличных денег и других цен­ностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохраннос­ти; обеспечение учета и контроля осуществления расчетных опе­раций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиа­лам); расчетно-кассовое обслуживание представительных и ис­полнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов Федерального казначейства, государствен­ных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих ЦБ РФ; регулирование обязательных резервов, депо­нируемых в ЦБ РФ, осуществление контроля за своевременнос­тью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов и др.

Как отмечалось ранее, ЦБ РФ является и кредитной органи­зацией. В соответствии со ст. 46 Федерального закона «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» он имеет право осуществлять следующие операции с российскими и ино­странными кредитными организациями, Правительством РФ:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты; 4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;7) выдавать поручительства и банковские гарантии; 8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств; 10) выставлять чеки и векселя в любой валюте; 11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о лик­видации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк рефинансирует банки путем предоставления им краткосроч­ных кредитов по учетной ставке Банка и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Согласно законодательству, ЦБ РФ является кредитором пос­ледней инстанции. Он способствует созданию условий для устой­чивого функционирования кредитных организаций, не вмешива­ясь в их оперативную деятельность.

Как орган управления кредитной системы РФ, Банк России вправе издавать нормативные акты (приказы, инструкции и др.) по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковско­го кредитования.

Среди названных основных направлений деятельности Банка, связанных с организацией наличного денежного обращения, про­ведением денежно-кредитной политики, осуществлением различ­ных банковских операций в соответствии с законодательством, международной и внешнеэкономической деятельностью, важней­шими являются регулирование банковской системы и надзор за деятельностью кредитных организаций.

Реализация надзорных полномочий Банка России имеет огромное значение для обеспечения устойчивости кредитных организаций. В этих целях Банку России предоставлены полно­мочия по установлению обязательных нормативов. В соответ­ствии со ст. 62 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к указанным нормати­вам относятся:

1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия созда­ния на территории иностранного государства их дочерних организа­ций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредит­ной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; он не может превышать 25% размера соб­ственных средств (капитала) кредитной организации (банков­ской группы);

4) максимальный размер крупных кредитных рисков; крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% соб­ственных средств (капитала) кредитной организации (банковс­кой группы). Максимальный размер крупных кредитных рис­ков не может превышать 800% размера собственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр круп­ных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп);

5) нормативы ликвидности кредитной организации, т. е. спо­собности обеспечить своевременное и полное выполнение сво­их денежных обязательств (см. также ст. 66 Закона);

6) нормативы достаточности собственных средств (капита­ла); они определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской груп­пы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков (ст. 68 Закона). Подробно указанный норматив регулируется Инструкцией Центрального банка РФ от 22.05.1996 № 41 «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и кон­троле за их соблюдением уполномоченными банками Россий­ской Федерации»[50];

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Размер указанного норматива не может превы­шать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банков­ской группой) своим участникам (акционерам). Названный норматив определяется в процентах от собственных средств кредит­ной организации и не может превышать 50%. При этом Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.

Для осуществления своих функций банковского регулирова­ния и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обяза­тельные для исполнения предписания об устранении выявлен­ных в их деятельности нарушений и применяет предусмотрен­ные законодательством санкции по отношению к нарушителям[51].

Второй уровень банковской системы России образуют кредит­ные организации.

Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банков­ские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности в Рос­сийской Федерации»).

Кредитная организация имеет право осуществлять профессио­нальную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производст­венной, торговой и страховой деятельностью.

Кредитные организации подразделяются на банки и небанков­ские кредитные организации, различия между ними определяются объемом и характером выполняемых ими банковских операций.

Банки — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следую­щие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);

- открытие и ведение банковских счетов физических и юри­дических лиц.

Кроме того, к банковским операциям относятся осуществление расчетов физических и юридических лиц, инкассаций денежных средств, купля-продажа иностранной валюты (ИВ) в наличной и безналичной формах, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и камней, выдача банковских гарантий, осуществление переводов физических лиц.

К банковским сделкам относятся:

- выдача поручительств за третьих лиц по обязательствам в денежной форме, доверительное управление денежными средствами и имуществом, предоставление в аренду помещений и сейфов, приобретение права требования третьих лиц, операции с драгоценными камнями и металлами, лизинговые операции, консультационные и информационные услуги.

Коммерческий банк создается в форме хозяйственного общества (АО закрытого или открытого типа, ООО, ОДО).

Небанковские кредитные организации — это такие кредит­ные организации, которые имеют право осуществлять отдель­ные банковские операции, предусмотренные в законодательст­ве. Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

Виды небанковских кредитных организаций (НКО):

1) расчетные НКО ( счета и обслуживание юр. лиц на межбанковском, валютном рынках и Рцб, кассовое обслуживание, инкассация, расчеты по поручению юр. лиц, купля-продажа ИВ в безналичной форме);

2) небанковские депозитно-кредитные организации (привлечение средств юр. лиц во вклады, размещение средств юр. лиц от своего имени, купля-продажа безналичной ИВ, выдача банковских гарантий).

3) НКО инкассации.

Иностранным является банк, признанный таковым по зако­нодательству иностранного государства, на территории кото­рого он зарегистрирован.

В законе дается исчерпывающий перечень банковских операций, которые вправе осуществлять кредитные организации на основании лицензии, предоставленной Банком России. Поми­мо банковских операций кредитным организациям после получе­ния лицензии предоставлено право на осуществление ряда сде­лок, примерный перечень которых также назван в законе.

Для преодоления финансовой неустойчивости кредитной орга­низации и восстановления ее платежеспособности, а также для осуществления процедур ликвидации кредитных организаций, т.е. для осуществления мероприятий по их реструктуризации со­здано Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Функции и полномочия данного Агентства закреплены Федераль­ным законом от 08.071999 «О реструктуризации кредитных организаций». При недостатке средств для осуществления кредитования кли­ентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная ор­ганизация может обращаться за получением кредитов в Банк Рос­сии на определяемых им условиях.

Кредитные организации зна­чительно отличаются друг от друга по кругу совершаемых бан­ковских операций и других сделок, по территории своей деятельности, по организационно-правовой форме, по источни­кам формирования уставного фонда и иным критериям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: