Предмет, метод, источники банковского права
Тема 3.1. Правовой статус участников банковской системы
РАЗДЕЛ 3. БАНКОВСКОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО
План
1. Предмет, метод, источники банковского права
2. Банковская система
3. Правовой статус российских кредитных организаций
4. Банковский счет
5. Банковский вклад
6. Операции банка с ценными бумагами
Банковское право является комплексной правовой отраслью, базирующейся на нормах финансового и гражданского права.
Предметом банковского права являются общественные отношения, возникающие между участниками банковской системы в связи с осуществлением банковской деятельности:
1) отношения, связанные с осуществлением банковской деятельности (например, выполнение коммерческими ланками банковских операций и сделок);
2) отношения, связанные с определением правового статуса участников банковской системы (например, государственная регистрация коммерческих банков);
3) отношения, возникающие в процессе государственного регулирования банковской деятельности (например, установление нормативов обязательных резервов и др.).
|
|
Метод банковского права включает:
1) императивное регулирование (например, обязательность лицензирования банковской деятельности);
2) диспозитивное регулирование (возможность выбора клиентом коммерческого банка для обслуживания; выбор формы расчетов);
3) сочетание императивного и диспозитивного регулирования (императивно установленные требования по ведению бухгалтерской отчетности и возможность банка самостоятельно формировать собственную учетную политику).
Источники банковского права:
1. Конституция РФ закрепляет основополагающие начала банковского права. Пункт «ж» ст. 71 устанавливает, что кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении РФ.
2. Федеральные законы. Общие: ФЗ от 22.04.1996 № 39 «О рынке ценных бумаг», ФЗ от 10.12.2003 №173 «О валютном регулировании и валютном контроле». Специальные: ФЗ от 02.121990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», ФЗ от 10.07.2002 №86 «О Центральном банке РФ (Банке России)».
3. Указы Президента.
4. Нормативные акты Центрального банка РФ.
5. Акты федеральных органов исполнительной власти.
6. Нормы международного права.
7. Локальные акты кредитных организаций, их союзов и ассоциаций.
8. Решения Конституционного Суда РФ.
9. Банковские правила, обычаи делового оборота.
Банковская система Российской Федерации включает в себя: Банк России, кредитные организации и их филиалы и представительства, иностранные банки и их филиалы и представительства, межбанковские ассоциации, холдинги и союзы.
|
|
Первый уровень представляет Банк России — главный банк Российской Федерации.С целью осуществления согласованных мер по реализации экономической политики Правительства РФ председатель ЦБ РФ участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ участвуют в заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ с правом совещательного голоса.
Правовое положение ЦБ РФ и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны — Банк России является юридическим лицом, вступающим в определенные отношения с банками и другими кредитными организациями[49]. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. Он призван осуществлять следующие основные цели: защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью ЦБ РФ.
Для реализации названных целей ЦБ РФ наделен правом осуществлять следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
- монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
- быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
- устанавливать правила осуществления расчетов в РФ;
- устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
- осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций; выдавать и отзывать лицензии у кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
- осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
- осуществлять валютное регулирование и валютный контроль;
- осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.
ЦБ РФ непосредственно не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов, а осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций на условиях и в порядке, определяемых ЦБ РФ, и др. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон, они носят вертикальный характер, но не организационной административно-правовой подчиненности, а функциональной, определяемой властными полномочиями ЦБ РФ.
Специфика правового положения ЦБ РФ определяется и его взаимоотношениями с высшими органами государственной власти. Ни один орган не вправе вмешиваться в его деятельность. Он является подотчетным Государственной Думе, которая проявляется в том, что: назначение и освобождение от должности Председателя Банка России осуществляется Государственной Думой по представлению Президента РФ; назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров (высший коллегиальный орган, состоящий из 12 членов и председателя); представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения; определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки ЦБ РФ; проведение парламентских слушаний о деятельности ЦБ РФ; доклады Председателя ЦБ РФ Государственной Думе о деятельности Банка (два раза в год — при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
|
|
Структурными подразделениями центрального аппарата ЦБ РФ являются департаменты, создаваемые по основным направлениям деятельности. Одним из основных элементов системы ЦБ являются его территориальные учреждения: национальные банки, главные территориальные управления и др.
Территориальное главное управление Банка России осуществляет часть его функций на определенной территории. Оно обеспечивает проведение единой федеральной политики в области денежного обращения, кредитного регулирования, использования кредитных ресурсов и осуществляет надзор за деятельностью банков. В состав главных управлений в качестве структурных подразделений входят расчетно-кассовые центры (РКЦ), образуемые главными управлениями по согласованию с Банком России. Основной их целью является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. Этой целью обусловлены функции РКЦ, к которым относятся: осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами); осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов); хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности; обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам); расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, счетов бюджетов всех уровней и органов Федерального казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих ЦБ РФ; регулирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ, осуществление контроля за своевременностью и полнотой перечисления обязательных резервов, проверка достоверности расчетов обязательных резервов и др.
|
|
Как отмечалось ранее, ЦБ РФ является и кредитной организацией. В соответствии со ст. 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» он имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; 2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; 3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты; 4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; 5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;7) выдавать поручительства и банковские гарантии; 8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками; 9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств; 10) выставлять чеки и векселя в любой валюте; 11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Согласно законодательству, ЦБ РФ является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления кредитной системы РФ, Банк России вправе издавать нормативные акты (приказы, инструкции и др.) по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.
Среди названных основных направлений деятельности Банка, связанных с организацией наличного денежного обращения, проведением денежно-кредитной политики, осуществлением различных банковских операций в соответствии с законодательством, международной и внешнеэкономической деятельностью, важнейшими являются регулирование банковской системы и надзор за деятельностью кредитных организаций.
Реализация надзорных полномочий Банка России имеет огромное значение для обеспечения устойчивости кредитных организаций. В этих целях Банку России предоставлены полномочия по установлению обязательных нормативов. В соответствии со ст. 62 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к указанным нормативам относятся:
1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;
2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; он не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);
4) максимальный размер крупных кредитных рисков; крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций (банковских групп);
5) нормативы ликвидности кредитной организации, т. е. способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных обязательств (см. также ст. 66 Закона);
6) нормативы достаточности собственных средств (капитала); они определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;
7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков (ст. 68 Закона). Подробно указанный норматив регулируется Инструкцией Центрального банка РФ от 22.05.1996 № 41 «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации»[50];
8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;
9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц. Размер указанного норматива не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);
10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам). Названный норматив определяется в процентах от собственных средств кредитной организации и не может превышать 50%. При этом Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций.
Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законодательством санкции по отношению к нарушителям[51].
Второй уровень банковской системы России образуют кредитные организации.
Кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации»).
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации, различия между ними определяются объемом и характером выполняемых ими банковских операций.
Банки — это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Кроме того, к банковским операциям относятся осуществление расчетов физических и юридических лиц, инкассаций денежных средств, купля-продажа иностранной валюты (ИВ) в наличной и безналичной формах, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов и камней, выдача банковских гарантий, осуществление переводов физических лиц.
К банковским сделкам относятся:
- выдача поручительств за третьих лиц по обязательствам в денежной форме, доверительное управление денежными средствами и имуществом, предоставление в аренду помещений и сейфов, приобретение права требования третьих лиц, операции с драгоценными камнями и металлами, лизинговые операции, консультационные и информационные услуги.
Коммерческий банк создается в форме хозяйственного общества (АО закрытого или открытого типа, ООО, ОДО).
Небанковские кредитные организации — это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.
Виды небанковских кредитных организаций (НКО):
1) расчетные НКО ( счета и обслуживание юр. лиц на межбанковском, валютном рынках и Рцб, кассовое обслуживание, инкассация, расчеты по поручению юр. лиц, купля-продажа ИВ в безналичной форме);
2) небанковские депозитно-кредитные организации (привлечение средств юр. лиц во вклады, размещение средств юр. лиц от своего имени, купля-продажа безналичной ИВ, выдача банковских гарантий).
3) НКО инкассации.
Иностранным является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
В законе дается исчерпывающий перечень банковских операций, которые вправе осуществлять кредитные организации на основании лицензии, предоставленной Банком России. Помимо банковских операций кредитным организациям после получения лицензии предоставлено право на осуществление ряда сделок, примерный перечень которых также назван в законе.
Для преодоления финансовой неустойчивости кредитной организации и восстановления ее платежеспособности, а также для осуществления процедур ликвидации кредитных организаций, т.е. для осуществления мероприятий по их реструктуризации создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Функции и полномочия данного Агентства закреплены Федеральным законом от 08.071999 «О реструктуризации кредитных организаций». При недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях.
Кредитные организации значительно отличаются друг от друга по кругу совершаемых банковских операций и других сделок, по территории своей деятельности, по организационно-правовой форме, по источникам формирования уставного фонда и иным критериям.