Правовой статус органов валютного контроля

Регулирование режима валютного курса.

Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. На валютный курс оказывают влияние уровень инфляции и состояние платежного баланса страны. Разница между курсами валют называется маржой. Маржа покрывает издержки банка и формирует прибыль от валютных операций.

Для регулирования внутреннего валютного рынка ЦБ устанавливает официальные курсы иностранных валют к рублю. Официальный курс рубля используется при расчете доходов и расходов бюджета, для всех видов платежно-расчетных отношений государства с гражданами и организациями, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

С 1 января 1999 г. ЦБ каждый день не позднее 12.00 по московскому времени устанавливает официальные курсы валют к рублю стран, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами России. Официальный курс доллара США к рублю устанавливается на основе котировок текущего рабочего дня, биржевого и внебиржевого валютного рынков по операциям доллар США – Российский рубль. Официальные курсы других свободно конвертируемых валют к рублю устанавливаются на основе официального курса доллара к рублю и курсов этих валют к доллару на международных валютных рынках на 10.00 по Московскому времени текущего рабочего дня. Информацию о курсах валют ЦБ передает через информационное агентство «Рейтор», а также через средства массовой информации. Задачами ЦБ являются сглаживание резких колебаний курса рубля, поддержание официальных валютных резервов на уровне, который необходим для поддержания стабильной экономической ситуации в России.

Валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства, которым предусматриваются валютные ограничение при осуществлении валютных операций. Валютный контроль проводится в целях:

- определения соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых разрешений;

- проверки выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

- проверки обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям и по операциям резидентов в валюте Российской Федерации.

Основными принципами валютного контроля в соответствии со ст. 3 Закона о валютном регулировании и валютном контроле являются: 1) приоритет эконо­мических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вме­шательства государства и его органов в валютные операции рези­дентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валют­ной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осу­ществлении валютных операций[88].

Валютный контроль можно определить как контроль Прави­тельства РФ, органов и агентов валютного контроля за соблю­дением валютного законодательства при осуществлении валют­ных операций. Закон закрепляет понятие органов и агентов ва­лютного контроля. Органами валютного контроля в России являются Банк России, федеральный орган (федеральные орга­ны) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроляявляются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполни­тельной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Конкретные полномочия органов и агентов валютного кон­троля регулируются различными нормативными актами. Так, Правительство РФ как орган валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль (ст. 15 Закона «О Правительстве Россий­ской Федерации»), В частности, Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнитель­ной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Банк России осуществляет контроль за совершением валютных операций кре­дитными организациями и валютными биржами. При этом он взаимодействуете другими органами валютного контроля, обеспечивая их взаимодействие с такими агентами валютного контроля, как уполномоченные банки. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации», Банк России наделен следующими функциями в области валютного регулирования и контроля:

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

- издает нормативные акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля;

- определяет режим осуществления валютных операций;

- выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств иностранных кредитных организаций на территории РФ;

- устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами и агентами валютного контроля, осуществляют контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными бир­жами. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 федеральным органом валютного контроля ис­полнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, яв­ляется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, нахо­дящаяся в ведении Министерства финансов РФ[89]. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением рези­дентами и нерезидентами (за исключением кредитных органи­заций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, тре­бований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных опе­раций условиям лицензий и разрешений (п. 5.1.2 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора).

Таможенные органы в соответствии с п. 7 ст. 403 ТК РФ осу­ществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган испол­нительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (ранее — Министерство РФ по налогам и сборам), являясь ор­ганом валютного контроля, выполняет функции, связанные с осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Анализ законодательства показывает, что полномочия орга­нов валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обя­зательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: 1) проводить провер­ки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетно­сти по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 3) запра­шивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. К исключительной компетенции органов валютного контро­ля Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 отнесено право: 1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 2) применять установленные законодательством РФ меры от­ветственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

К исключительной компетенции агентов валютного контро­ля (ч. 4 ст. 23) отнесено право запрашивать и получать от рези­дентов и нерезидентов документы (копии документов), связан­ные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе документы, удостоверяющие личность фи­зического лица, о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; докумен­ты, удостоверяющие статус юридического лица (для нерезиден­тов), документ о государственной регистрации юридического лица (для резидентов); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной валюты, а также внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме и т. д.

Органы валютного контроля определяют порядок учета и отчетности, формы документации по валютным операциям ре­зидентов и нерезидентов. Законом подробно урегулированы права и обязанности резидентов и нерезидентов при осуществ­лении валютного контроля. Так, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валютные операции, а также нере­зиденты, осуществляющие операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ, имеют право: а) знакомиться с актами проверок; б) обжаловать решения и действия (бездействие) ор­ганов и агентов валютного контроля; в) на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в России валют­ные операции, обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, запрашиваемые и соответствии с положениями Федерального закона «О валют­ном регулировании и валютном контроле»; б) вести в установ­ленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответ­ствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нару­шений.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного ре­гулирования, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законода­тельством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: